Интегрированный урок "Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампе" ( Юхимович И.Ю. и Елагина М.Ю.)
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампе

Урок математики и физики в 8 классе, рассчитан на два часа. Первый урок проводит учитель математики, второй – учитель физики.

Урок разработан учителем математики  Юхимович Ириной Юрьевной и учителем физики Елагиной Мариной Юрьевной.

Урок, который в очередной раз подтвердил тесную связь физики и математики. Именное совместное проведение данного урока позволяет объяснить такую сложную тему, как «Погрешность приближенных вычислений и измерений» в ее более полном объеме и с учетом применимости полученных знаний, как на уроках физики, так и в жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики и физики в 8 классе, рассчитан на два часа. Первый урок проводит учитель математики, второй – учитель физики.

Урок разработан учителем математики  Юхимович Ириной Юрьевной и учителем физики Елагиной Мариной Юрьевной.

«Нахождение абсолютной и относительной погрешности при измерении мощности и работы тока в электрической лампе»

Урок, который в очередной раз подтвердил тесную связь физики и математики. Именное совместное проведение данного урока позволяет объяснить такую сложную тему, как «Погрешность приближенных вычислений и измерений» в ее более полном объеме и с учетом применимости полученных знаний, как на уроках физики, так и в жизненных ситуациях.

Учитель математики

«Вычисление должно производиться с той степенью точности, которая необходима для практики, причем всякая неверная цифра составляет

ошибку, а всякая лишняя цифра — половину ошибки».[2]

Это слова Алексея Николаевича Крылова – русского и советского кораблестроитель, специалиста в области механики, математика, академика Петербургской АН / РАН / АН СССР. [3]

Как вы думаете. Так ли важны эти знания для жизни?

Когда мы говорим, что «Ученые считают, что развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд лет назад…»[1] или  расстояние от Земли до Юпитера около 588 млн км [4], то не всегда имеем представление о чем идет речь, забыв о погрешности измерения.

  • Погрешность в расчетах 1 км – много или мало?
  • Если мы ведем космический корабль от земли до Марса, то один километр погоды не делает.
  • Если мы на самолете выполняем посадку, то с погрешностью в километр рискуем сесть мимо посадочной полосы.

Вопросы, на которые дети должны ответить в конце урока.  Покупателям выгоднее, чтобы им взвешивали товар, на электронных или механических весах? И выгодно покупать каждый день по 100 грамм конфет в течение месяца или сразу 3 килограмма?

Фронтальный опрос

1) Какие погрешности приближенных вычислений вы знаете?

2) Что называется абсолютной погрешностью приближенного значения?

3) Абсолютной погрешностью приближенного значения называют модуль  разности точного и приближенного значений.

4)Что показывает абсолютная погрешность? 

5) Что называется относительной погрешностью приближенного значения?

6) Для чего используют относительную погрешность?

Устный счет

Округлите десятичную дробь  419,36241 до тысячных

- До сотых

- До десятых

- До целых

- До десятков

- До сотен

Какие из приведенных ниже данных являются числами точными, какие – приближенными:

  • толщина книги 25 мм;
  • температура воздуха 19° C;
  • в самолете 122 пассажира;
  • скорость звука в воздухе 322 м/с;
  • масса дыни 3,2 кг;
  • стоимость ручки 3 рубля;
  • угол в тетради 50°;
  • школьник приобрел 12 учебников;
  • в школьной библиотеке 32 тысячи книг;
  • билет для проезда в автобусе на расстояние в 164 км стоит 270 рулей 50 копеек.
  • Число 3,6 округлили до единиц. Чему равна абсолютная погрешность?
  • Вычисление выполнено с точностью до 0,1 см. О какой погрешности идет речь?
  • Точность измерения около 3%. О какой погрешности идет речь?
  • Погрешность измерения первого прибора равна 5%, а второго - 10%. У какого прибора выше качество измерения?
  • Объясните смысл записи

молоко

  • Чему равна абсолютная погрешность?
  • Чему равна относительная погрешность?
  • Объясните смысл записи:

обои

  • Определите абсолютную и относительную погрешность при каждом измерении.
  • Выполните задание письменно в тетрадях, а один ученик на доске.
  1. Округлите десятичную дробь 2,36 до целых и найдите абсолютную и относительную погрешности приближения.
  2. Округлите эту же дробь до десятых и определите опять абсолютную и относительную погрешность.
  • При каком округлении у нас получился более точный результат?
  • Почему вы можете сделать такой вывод?

Решите задачу

Длина карандаша 20 см (измерено с точностью до 1 см). Длина фасада здания 10 м (измерено с точностью до 1 см). Какое измерение точнее? [5]

  • Что показывает  точность измерения?
  • Определите относительную погрешность в каждом случае, и проверьте наши предположения.

Учитель физики

Назовите приборы, изображенные на рисунке.

     

На рисунке два прибора, определите цену деления шкалы, абсолютную погрешность измерения.

                                   

– чему равно значение силы тока в первом случае?

– запишите значение силы тока с учетом абсолютной погрешности

– чему равно значение силы тока во втором случае?

– запишите значение силы тока с учетом абсолютной погрешности

Относительная погрешность измерения определяется по формуле:. ΔА – абсолютная погрешность измерения, Апр – приближенное значение физической величины.

– определите относительную погрешность измерения силы тока в первом случае.

- определите относительную погрешность измерения силы тока во втором случае.

Почему один и тот же прибор дает разную погрешность? Ведь точность измерения зависит от цены деления, а она одинаковая.

Перед тем как приступить к лабораторной работе вспомним, какие измерения называют прямыми, а какие косвенными.

Погрешности косвенных измерений в  данной лабораторной определяются по формулам: ,

Учащимися выполняется лабораторная работа в соответствии с инструкцией. На каждом столе стоит пронумерованный лоток с приборами. По окончании работы учащиеся на доске заполняют таблицу:

Номер лотка

Р

А

1.

2.

Отвечают на вопрос: почему такой разброс в значениях относительной погрешности, ведь приборы у всех одинаковые?

В конце урока учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы.

Литература

  1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.
  2. http://militera.lib.ru/memo/russian/krylov_an/03.html
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
  5. Брадис В.М. Как надо вычислять? пособие для учащихся V  и VI классов средней школы. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва-1960. – 80с. Задача на странице 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс

Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...

Презентация на тему : "Абсолютная и относительная погрешности"

В Презентации рассмотрены абсолютная и относительная погрешности, данная презентация может быть использована при обучении студентов професси "повар,кондитер" на 1 курсе...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Открытый урок по теме "Мощность и работа тока"

Конспект урока в  помощь учителю физики по теме "Работа и мощность электрического тока" (лабораторная работа) в 8 классе....

Лабораторная работа «Расчет мощности и работы тока»

Работа для 8 класса - подразумевает умение обучающихся правильно снимать показания приборов и расчитывать работу , мощность тока и расход электроэнергии....

Конспект урока 8 кл Абсолютная и относительная погрешность в Excel

Конспект урока 8 кл Абсолютная и относительная погрешность в Excel...

Урок физики в 8 классе Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке»

Цель урока: выработать умения и навыки расчеты работы и мощности тока, закрепить навыки работы с приборами....