Главные вкладки

    Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса «Вероятность и статистика»
    методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

    Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса "Вероятность и статистика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

                             МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»

    Программа элективного курса

    для обучающихся 7-8 класса

    «Вероятность и  статистика»

                                                                                                       Автор: Чендемерова Людмила Анатольевна

    2014 год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Элективный курс “Вероятность и статистика” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование. Кроме этого, одно из направлений курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике. Это было учтено в элективном курсе «Вероятность и статистика».

           Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.

           Планирование рассчитано на 1 час, всего  68  часов. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе). В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.

    ЦЕЛИ КУРСА:

    • Формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
    • дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
    • подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами;
    • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
    • расположение к самостоятельному поиску решений.

    ЗАДАЧИ:

    • Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их;
    • сформировать у школьников представление о статистическом исследовании;
    • развивать у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
    • формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности и воспитывать устойчивый интерес к математике;
    • подготовить учащихся к  успешной сдаче ГИА.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    В результате успешного изучения курса обучающиеся должны :

    Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.

    Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.

    Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами; представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий; использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей; решать простейшие задачи математической статистики; интерпретировать полученные результаты.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Название темы

    Кол-во часов

    Форма подведения итогов

    Дата

    Таблицы

    7 класс

    1.

    Введение. Что изучает теория вероятностей.

    1

    2.

    Статистические данные в таблицах

    2

    3.

    Поиск информации в таблицах

    1

    4.

    Вычисления в таблицах

    1

    Диаграммы

    1.

    Столбиковая диаграмма

    2

    2.

    Круговая диаграмма

    2

    3.

    Диаграмма рассеивания

    2

    практ. раб.

    Описательная статистика

    1.

    Среднее значение

    3

    2.

    Медиана

    3

    3.

    Наибольшее и наименьшее значение. Размах

    3

    4.

    Отклонения. Дисперсия

    2

    практ. раб.

    Случайные события и вероятность

    1.

    Случайные события

    3

    2.

    Вероятности и частоты

    2

    3.

    Монета и игральная кость в теории вероятности

    4

    практ. раб.

    Математическое описание случайных событий

    1.

    Случайные опыты

    1

    2.

    Элементарные события

    2

    зачёт

    8 класс

    3.

    Вероятности элементарных событий

    3

    4.

    Благоприятствующие элементарные события

    3

    5.

    Вероятности событий

    3

    практ. раб.

    Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей

    1.

    Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

    3

    2.

    Объединение событий

    3

    3.

    Пересечение событий

    3

    практ. раб.

    4.

    Правило сложения вероятностей

    2

    5.

    Формула сложения вероятностей

    2

    6.

    Случайный выбор

    2

    7.

    Умножение вероятностей

    2

    зачёт

    Элементы комбинаторики

    1.

    Правило умножения

    2

    2.

    Перестановки. Факториал

    2

    3.

    Сочетание

    2

    Урок – зачёт “Счастливый случай”

    1

    зачёт

    Итоговое занятие. Защита проектов.

    1

    Защита проектов.

    Всего

    68

    Использованная литература:

    Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.

    Бунимович Е.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2009.

    Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003

    Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.

    Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.

    Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября»,  № 15, 16, 17 – 2004

    Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.

    Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"

    Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...

    программа элективного курса для обучающихся 9 класса

    Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...

    Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

    Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...

    Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

    Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

    Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

    Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

    Программа элективного курса для обучающихся 9 класса

    Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...