Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса «Вероятность и статистика»
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Программа элективного курса для обучающихся 7-8 класса "Вероятность и статистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                         МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»

Программа элективного курса

для обучающихся 7-8 класса

«Вероятность и  статистика»

                                                                                                   Автор: Чендемерова Людмила Анатольевна

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Элективный курс “Вероятность и статистика” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование. Кроме этого, одно из направлений курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике. Это было учтено в элективном курсе «Вероятность и статистика».

       Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.

       Планирование рассчитано на 1 час, всего  68  часов. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе). В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • Формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
  • дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
  • подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами;
  • развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
  • расположение к самостоятельному поиску решений.

ЗАДАЧИ:

  • Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их;
  • сформировать у школьников представление о статистическом исследовании;
  • развивать у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
  • формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности и воспитывать устойчивый интерес к математике;
  • подготовить учащихся к  успешной сдаче ГИА.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате успешного изучения курса обучающиеся должны :

Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.

Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.

Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами; представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий; использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей; решать простейшие задачи математической статистики; интерпретировать полученные результаты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Кол-во часов

Форма подведения итогов

Дата

Таблицы

7 класс

1.

Введение. Что изучает теория вероятностей.

1

2.

Статистические данные в таблицах

2

3.

Поиск информации в таблицах

1

4.

Вычисления в таблицах

1

Диаграммы

1.

Столбиковая диаграмма

2

2.

Круговая диаграмма

2

3.

Диаграмма рассеивания

2

практ. раб.

Описательная статистика

1.

Среднее значение

3

2.

Медиана

3

3.

Наибольшее и наименьшее значение. Размах

3

4.

Отклонения. Дисперсия

2

практ. раб.

Случайные события и вероятность

1.

Случайные события

3

2.

Вероятности и частоты

2

3.

Монета и игральная кость в теории вероятности

4

практ. раб.

Математическое описание случайных событий

1.

Случайные опыты

1

2.

Элементарные события

2

зачёт

8 класс

3.

Вероятности элементарных событий

3

4.

Благоприятствующие элементарные события

3

5.

Вероятности событий

3

практ. раб.

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей

1.

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

3

2.

Объединение событий

3

3.

Пересечение событий

3

практ. раб.

4.

Правило сложения вероятностей

2

5.

Формула сложения вероятностей

2

6.

Случайный выбор

2

7.

Умножение вероятностей

2

зачёт

Элементы комбинаторики

1.

Правило умножения

2

2.

Перестановки. Факториал

2

3.

Сочетание

2

Урок – зачёт “Счастливый случай”

1

зачёт

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

Защита проектов.

Всего

68

Использованная литература:

Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.

Бунимович Е.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2009.

Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003

Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.

Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.

Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября»,  № 15, 16, 17 – 2004

Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"

Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...

программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...