Урок по алгебре в 9 классе. Сумма n первых членов арифметической прогрессии
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Верт Юлия Жан-Леопольдовна

Методическая разработка урока по алгебре в 9 классе. Сумма n первых членов арифметической прогрессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arif-prog.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №441 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по алгебре в 9 классе «Сумма n первых членов арифметической прогрессии» учителя математики Верт Юлии Жан-Леопольдовны

Форма проведения урока

Урок-практикум с применением тестовой тестовой технологии.

Цели урока

Научить учащихся находить сумму n первых членов арифметической прогрессии с помощью выведенных формул и использовать эти формулы при решении практических задач. Развивать математическую речь учащихся, развивать мышление, умение сравнивать, учить анализировать. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, умение слушать товарищей.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания, к доске вызывается 2 ученика:

№ 391

Найти сумму всех натуральных чисел от 2 до 98 включительно.

2 + 3 + … + 98 = ?

Данные числа образуют арифметическую прогрессию, разность которой d = 1, n = 97.

№ 393(2)

Дано:

Найти:

Дополнительные вопросы:

  1. Что называется арифметической прогрессией? (Числовая последовательность a1, a2,…,an,… называется арифметической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство  где d – некоторое число.)
  2. Формула n-го члена арифметической прогрессии..
  3. Формула нахождения разности арифметической прогрессии. (
  4. Свойство арифметической прогрессии. (Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов.)

  1. В это время класс выполняет тестовую работу

I вариант

1. a1 = 2, d = -2. Найдите a4.

а) -2     б) -4      в) 4      г) другой ответ

2. В арифметической прогрессии 2; 5; …  найдите a5.

а) 14     б) 7      в) 12      г) 17

3. a7 = 6, a9 = 11. Найдите а8.

а) 9     б) 9,5      в) 8,5      г) 8

4. a2 = 6, a5 = 15. Найдите d.

а) 3     б) 2,5      в) 4,5      г) -3

5. a1 = 4, a16 = 20. Найдите S16.

а) 196     б) 182      в) 186      г) 192

II вариант

1. a1 = -2, d = 2. Найдите a4.

а) -4     б) 2      в) -2      г) 4

2. В арифметической прогрессии 3; 7; …  найдите a6.

а) 28     б) 23      в) 19      г) другой ответ

3. a5 = 3, a7 = 16. Найдите а6.

а) 8     б) 9,5      в) 8,5      г) 9

4. a3 = 3, a5 = 11. Найдите d.

а) 4     б) 3,5      в) 2      г) -4

5. a1 = 5, a12 = 22. Найдите S12.

а) 164     б) 142      в) 162      г) 152

      Ответы: I вариант 1)б  2)а  3)в  4)а  5)г                II вариант  1)г  2)б  3)б  4)а  5)в

Ответы сдаются учителю, на доску выводятся верные ответы. Класс слушает ответы у доски (разбор домашнего задания).

  1. Открываем дневники, записываем домашнее задание.

№ 392(2), 400(2), 396(2 задача).

Некоторые учащиеся получают дополнительную задачу на карточке: в арифметической прогрессии a2 > a9 в 3 раза, найти S24.

  1. Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Сумма n первых членов арифметической прогрессии».
  1. Найти сумму всех двузначных чисел. 10 + 11 + …+ 98 + 99 -?

Решение:

                n = 90                

  1. Найти сумму всех двузначных чисел, кратных пяти. 10 + 15 +…+ 95 = ?

Решение:

                                 d = 15 - 10 =5

95 = 10 +5∙(n - 1)

85 = 5∙(n-1)

n = 18

  1. № 399 (стр. 125)

Дано: Найти n - ?

Решение:

 

150 = (5 + n) ∙ n

Ответ: n = 10

  1. По карточкам решаются задачи (на партах лежат карточки с условиями).

                                

                        

                                

Вывод: вы все решали практически одну и ту же задачу, т.к. формулу
 можно рассматривать как уравнение, связывающее 4 числа:   Для I колонки эта формула превратилась в уравнение относительно , для II – относительно n, для III – относительно .

В процессе решения раздать карточки с индивидуальным домашним заданием.

  1. Дополнительные задачи
  1. Найти сумму 10 первых членов арифметической прогрессии, если

                        

                

  1. В арифметической прогрессии -7,1; -6,3;… найти сумму всех отрицательных членов.

d = - 6,3 – (- 7,1) =0,8

-7,1 + 0,8

-7,1 + 0,8

-7,9 + 0,8n < 0

0,8n < 7,9                n <  следовательно < 0 при

  1. Заключительный этап урока, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))

Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...

Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"

Урок изучения нового материала по алгебре  9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...

Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"

по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;общеучебны...

Урок математики в 9 классе: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии.»

Методическая разработка урока по математике  для учащихся 9 классов. Цели урока: Совершенствовать навыки нахождения n-го члена геометрической формулы n-первых членов геометрической прогрессии. Ра...

Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...