Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Этапы урока:
- Актуализация знаний.
- Мотивация и сообщение темы урока.
- Применение знаний в стандартной ситуации.
- Коррекция.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
- Подведение итогов урока. Задание на дом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ с.Удельно-Дуваней
Благовещенского района
Республики Башкортостан
Формула суммы n первых членов
арифметической прогрессии
Урок алгебры в 9 классе.
Урок разработала и провела:
Султангареева Анна Васильевна
Учитель математики и физики высшей категории
Школа – это своеобразный институт, выходя из стен которого ученики должны владеть определенными знаниями, умениями и навыками, поэтому одна из основных проблем – достижение успешности в обучении и овладении некоторыми коммуникативными нормами. Для достижения успешности в овладении учебными умениями принято давать множество тренировочных знаний по каждой теме. В результате такой работы ученики могут решать типовые задачи и имеют теоретические сведения. Как только они попадают в нестандартную ситуацию, в которой мало знать алгоритм решения данного типа задач, а необходимо ещё владеть общими способами решения, картина резко меняется. Поэтому основная проблема: как достичь успешности в обучении и как научить применять свои знания в особой ситуации, т.е. добиться, чтобы ученики овладели общими способами решения математических задач.
Ещё одно умение, которому необходимо учить школьников – умение самостоятельно оценивать свои действия и их результаты. Здесь может помочь тестирование – эффективная и удобная форма работы, как для учеников, так и для учителя.
Уроки по теме «Арифметическая прогрессия» проводятся в 9 классе. Тема «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии» рассчитана на 3 урока.
1 урок. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
2 урок. Решение типовых задач по теме: «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии».
3 урок. Обобщение материала темы: «Арифметическая прогрессия». Решение задач (подготовка к контрольной работе).
1 урок (урок объяснения нового материала).
Тема. «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии».
Цели. Предметные и общеучебные.
- Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии и выработка навыков её применения при решение задач.
- Формирование умений контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- Профессиональная ориентация учащихся (экономист предприятия).
- Первое знакомство с задачами ЕГЭ, моральная подготовка к ЕГЭ.
Дополнительные материалы к уроку:
- Алгебра – 9 (учебник), под ред. С.А. Теляковского, М., «Просвещение», 2009;
- «Математика» (приложение к «Первое сентября») №13/2001, №17/2000 г.
- Алгебра – 9 (для преподавателей), Волгоград «Учитель», 2010.
- Уроки алгебры в 9 классе, Жохов В.И., Крайнева Л.Б., М., «Вербум – М». 2000.
- Переносная доска.
- Магнитная доска, магнит.
- «Формулы арифметической прогрессии» (плакат).
Этапы урока:
- Актуализация знаний.
- Мотивация и сообщение темы урока.
- Применение знаний в стандартной ситуации.
- Коррекция.
- Применение знаний в нестандартной ситуации.
- Подведение итогов урока. Задание на дом.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Цель: подготовить учащихся к дальнейшей работе на уроке путем повторения основного теоретического материала, пройденного по теме: «Арифметическая прогрессия» (выяснить уровень усвоения пройденного материала).
Учитель. Ответить на следующие вопросы.
- Приведите примеры последовательностей.
- Как называются числа, образующие последовательность?
- Как обозначаются члены последовательности и сами последовательности?
- Перечислить виды последовательностей и привести примеры каждого вида последовательности.
- Какие способы задания последовательностей вы знаете?
- Привести примеры последовательности, заданной формулой n - го члена. Найти первые 5 членов этой последовательности.
- Решить задачу (задача на переносной доске). Бригада стеклодувов в январе изготовила 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовила на 10 изделий больше, чем в предыдущий месяц. Сколько изделий изготовила бригада в июне. Сколько изделий изготовила бригада за год?
- Что напоминает полученная последовательность?
- Дайте определение арифметической прогрессии.
- Записать формулу n – го члена арифметической прогрессии.
- Докажите, что если последовательность (аn) является арифметической прогрессией, то а3 + аn-2 = a5 + an-4 = … а1 + аn.
II. Мотивация и сообщение темы урока.
Цель: достижение заинтересованности в работе на уроке; добиться чтобы учащиеся сами поняли необходимость изучения темп (нужна формула для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии).
Учитель. Вернемся к задаче 7.
Вопрос: А сколько изделий изготовит бригада за год?
Учитель. Итак, запишем число и тему урока (записывается на доске).
Существует предание о маленьком вундеркинде Карле Гауссе, будущем немецком «короле математики», решившем в 10 летнем возрасте очень быстро задачу о нахождении суммы первых ста натуральных чисел.
1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100 = S.
100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1 = S
101 + 101 + 101 +… + 101 +101 +101 = 2 S;
101 · 100 = 2 S; S = 101· 100 = 5050.
2
Не помогут ли аналогичные рассуждения нам в достижении нашей цели.
Выводятся формулы I и II суммы и первых членов арифметической прогрессии.
Вывешивается плакат c формулами арифметической прогрессии.
III. Применение знаний в стандартной ситуации.
Цель: отработка умений применять формулы I и II суммы n первых членов арифметической прогрессии, анализируя данные задач.
Учитель. 1. Вернемся к вопросу в задаче 7. Сколько изделий изготовит бригада за год?
- Упражнение 369 (а) (учебник, стр. 90).
- Упражнение 374 (а) (учебник, стр. 91), выполняется на доске и в тетрадях учащихся.
Учитель. Вопросы по применению формул?
IV. Коррекция
Цель: выявление затруднений в применении формул для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии; отработка умения контроля и самоконтроля.
Учитель. Чтобы выявить затруднения в применении изученных формул, выполним тестовые задания. Задания даются на билетах.
1. Арифметическая прогрессия задана формулой аn = 2n + 1. Найдите S10.
А. 24; В. 240; С. 120; D. 12.
2. Найти сумму 12 первых членов прогрессии (аn), если а5 = 12; а1 = 4.
А. 180; В. 30; С. 360; D.152.
3. Найдите сумму 8 первых членов арифметической прогрессии: - 23;
- 20; …
А. 45; В.100; С. – 45; D. – 100.
Учащимся дается время на решение задач, затем для проверки ответов дается ключ «САD», учащиеся самостоятельно проверяют правильность решения задач, находят ошибки, объясняют их).
Правильные решения с объяснением записываются на доске.
V. Применение знаний в нестандартной ситуации.
Учитель. Прошу разобраться в следующей ситуации. Экономисту предприятия нужна помощь математиков.
Задача. В течении года ожидается инфляция около 10% от уровня января. В январе работник получил 8 у.е. Превысит ли его годовая зарплата 140 у.е.? (Ответ: 148 у.е. – годовая зарплата).
Учитель. Да, администрации предприятия необходимо принять шаги для решения этой проблемы. Спасибо математикам.
VI. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п.16, п. 17. № 374 (б), № 383 (на повторение), № 436 (по желанию).
Итог урока: оценивание учащихся с комментированием.
Учитель: внимательно посмотрите на изученные формулы: которая из них более удобна в применении?
- Зависит от ситуации задачи.
Следующий урок: решение типовых задач;
третий урок: обобщение материала по теме: «Арифметическая прогрессия»; подготовка к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Презентации уроков "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел"
Презентации разработаны к уроку алгебры в 9 классе по теме "Числовые последовательности", "Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии", "Сравнение целых чисел" - в 6 классе (УМК под...
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии Урок алгебры в 9 классе.
Разработка урока по математике...
Урок по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными последовательностями и способами их задания. Среди всего разнообразия мы особо выделили одну, называемую «Арифметической прогрессией». Вспомни...
«Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии»
Дана разработка урока «Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии», 9 класс по алгебре, по учебнику Теляковский....
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Урок алгебры в 9 классе «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»
Урок алгебры в 9 классе «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»...