Программа элективного курса «Проценты» для учащихся 10-11 классов
элективный курс по математике (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Чернышевская СОШ Высокогорского района Республики Татарстан
Программа элективного курса
«Проценты»
для учащихся 10-11 классов
Автор программы:
Мавлютова Чулпан Хадзятовна
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения.
Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх элементов:
1.Опыта познавательной деятельности или знаний.
2.Опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу.
3.Опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения.
4. Социального опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, в содержании образования всё более важным становится компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Предлагаемый курс " Проценты" своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, которым интересна математика, и которые хотят закрепить знания, умения и приобрести прочные навыки в решении задач на проценты, смеси, сплавы и растворы. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.
Задачи на проценты, смеси, сплавы и растворы в последние годы стали широко использоваться на едином государственном экзамене по математике. К сожалению, эти задачи либо малы, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.
Навыки в решении задач на проценты, смеси, сплавы и растворы необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс задач на проценты, смеси, сплавы и растворы, и, безусловно, могут использоваться учителем как на уроках математики в 10-11 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Основная задача обучения математике ˗˗ обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу учащихся. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Большинство занятий по решению задач состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Всё направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовленности, способствуют развитию познавательных интересов, мышления учащихся.
В программе даны цели и задачи, содержание курса "Проценты"; приведено календарно-тематическое планирование с указанием форм проведения занятий; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведены критерии уровня усвоения учащимися курса "Проценты"; имеется список литературы.
По окончании курса учащиеся должны сдать зачет.
Цели и задачи курса
Цели курса:
1. Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах как:
а) решение задач на проценты;
б) решение задач на сложные проценты;
в) решение задач на смеси, сплавы и растворы.
2. Научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса.
1. Научить учащихся решать задачи на проценты и сложные проценты.
2. Научить учащихся решать задачи на смеси, сплавы и растворы.
3. Научить учащихся строить и исследовать простейшие математические модели.
4. Углубление знаний, совершенствование умений и навыков по математике.
5. Освоение учащимися математических навыков и практических умений.
6. Совершенствование вычислительной культуры учащихся.
7. Воспитание ответственности у учащихся.
8. Помочь ученику ценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
9. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике, а также к выбору дальнейшей профессии.
Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса математики и существенно дополняет его практическими сведениями.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных математических задач.
Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Содержание программы
Тема 1. Роль и место задач на проценты в современном мире (1 час).
Занятие 1. Роль и место задач на проценты в современном мире. Необходимость решения задач на проценты. Задачи на проценты, их роль в сдаче ЕГЭ, применение в жизни.
Методы обучения: лекция, объяснение.
Форма контроля: устный опрос.
Тема 2. Разные задачи на проценты (6 часов).
Занятие 2. Задачи по теме: «Распродажи. Скидки».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 3. Задачи по теме: «Повышение и понижение цены товара».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 4. Задачи по теме: «Процентные отношения».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 5. Задачи по теме: «Оптовая и розничная торговля».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 6. Задачи по теме: «Выплата кредитов».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 7. Задачи по теме: «Акции. Скидки».
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Способы вычисления процентов(2 часа).
Занятие 8. Применение нестандартных методов при вычислении процентов. Оригинальные способы вычисления процентов и решения задач на проценты.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач (устно и письменно).
Форма контроля: устный опрос, проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 9. Прикидка и оценка результатов при вычислении процентов. Вычисление процентов с предварительной оценкой результатов с помощью прикидки.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных задач (устно и письменно).
Форма контроля: устный опрос, проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Сложные проценты(2 часа).
Занятие 10. Сложные проценты. Методика решения задач на сложные проценты.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 11. Решение задач на сложные проценты.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 5. Задачи на смеси, сплавы и растворы(2 часа).
Занятие 12. Методы решения задачи на смеси, сплавы и растворы. Основные способы решения задач на смеси, сплавы и растворы: с помощью уравнений, с составлением математической модели, табличный способ.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: устный опрос.
Занятие 13. Решение задач на смеси, сплавы и растворы.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6.Решение задач ЕГЭ на проценты(3 часа).
Занятие 14. Задачи на проценты в заданиях ЕГЭ.
Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 15. Практикум по решению задач ЕГЭ.
Методы обучения: объяснение, решение задач ЕГЭ.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 16. Решение задач ЕГЭ.
Метод обучения: конкурс по решению задач ЕГЭ.
Форма контроля: проверка решенных задач.
Тема 7 .Зачет по курсу: "Проценты".
Занятие 17. Зачет по курсу: "Проценты".
Форма контроля: зачет самостоятельно решенных задач.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Форма проведения | Дата по плану | Фактическая дата проведения |
1 | Роль и место задач на проценты в современном мире. | Лекция. | ||
2 | Задачи по теме: «Распродажи. Скидки». | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
3 | Задачи по теме: «Повышение и понижение цены товара». | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
4 | Процентные отношения. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
5 | Задачи по теме: «Оптовая и розничная торговля». | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
6 | Задачи по теме: "Выплата кредитов». | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
7 | Задачи по теме: «Акции. Скидки». | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
8 | Применение нестандартных методов при вычислении процентов. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
9 | Прикидка и оценка результатов при вычислении процентов. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
10 | Сложные проценты. | Решение задач. | ||
11 | Решение задач на сложные проценты. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
12 | Методы решения задач на смеси, сплавы и растворы. | Решение задач. | ||
13 | Решение задач на смеси, сплавы и растворы. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
14 | Задачи на проценты в заданиях ЕГЭ. | Решение задач и самостоятельная работа. | ||
15 | Практикум по решению задач ЕГЭ. | Урок-практикум. | ||
16 | Решение задач ЕГЭ. | Урок-конкурс. | ||
17 | Зачёт по курсу: "Проценты". | Урок-зачёт. |
Оценивание знаний и умений учащихся по элективному курсу "Проценты"
Данный элективный курс "Проценты" дает примерный объём знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объём входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень. Одна из целей преподавания этого курса ˗˗ помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.
При работе над темой " Проценты" учитель должен повторить определение процента, основные задачи на проценты, и обратить внимание учащихся на значимость задач на проценты, смеси, сплавы и растворы.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос ─ вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.
Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное.
Домашние задания являются обязательными для всех, посещающих элективный курс.
Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа.
Самостоятельная работа рассчитана на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятия процента, решение задач на проценты, сложные проценты; смеси, сплавы и растворы; тем самым способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения, уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий; решать задачи на проценты, сложные проценты; смеси, сплавы и растворы; в том числе задачи ЕГЭ.
Критерии уровня усвоения учащимися курса "Проценты"
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии усвоения учащимися курса "Проценты". Можно выделить следующие критерии уровня усвоения курса:
- Ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных заданий, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Ученик успешно решает задачи, в том числе на сложные проценты; смеси, сплавы и растворы.
- Ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может быстро справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.
- Ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.
Список использованной литературы
- К новой официальной демонстрационной версии ЕГЭ. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания ∕ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С.Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, А.Л. Семенов, М.А. Семенова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Школь, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. ─ М.: Издательство «Экзамен»; 2010.
- Лаппо Л.Д. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ ∕ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. ─ М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика. Тематические тренировочные задания ∕ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. ─ М.: Эксмо, 2010.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика/ авт.- сост. И.Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А. Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.— ФИПИ—М.: Интеллект- Центр, 2009.
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы по математике за 2010- 2011 учебный год.
- Открытый БД по математике.
- Демонстрационные варианты экзаменационной работы по математике за 2009-2010 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Программа элективного курса "Проценты в ГИА и ЕГЭ"
Составлена программа на 17ч., указана используемая литература....
Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"
Рабочая программа данного предметно-ориентированного элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...
Рабочая программа элективного курса "Проценты на все случаи жизни"
В данной работе представлена рабочая программа элективного курса для 7-9 классов "Проценты на все случаи жизни"....
Элективный курс «Проценты вокруг нас»
Элективный курс «Проценты вокруг нас» предназначен для широкого круга учащихся. Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и дл...
Методическая разработка элективного курса "Проценты" для 9 классов
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности....