Урок по теме:"Решение простейших тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Урок по алгебре и началам анализа по теме:"Решение простейших тригонометрических уравнений", учебник А.Г.Мордкович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_algebry_i_nachala_analiza_v_10.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК ПО ТЕМЕ:

«Решение простейших тригонометрических уравнений»

10 класс

ТИП УРОКА: комбинированный

Урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме:

"Решение простейших тригонометрических уравнений"

         Цели и задачи:

образовательные – вывести формулы решения простейших тригонометрических уравнений, сформировать у учащихся первичные умения и навыки их решения;

Иметь представление об арксинусе, арккосинусе, арктангенсе и арккотангенсе.

Знать алгоритм решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств.

Знать частные случаи простейших тригонометрических уравнений

развивающие – развивать и совершенствовать у учащихся умение применять знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;

воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока.

Ход урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап 

Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.

 

II. Этап проверки домашнего задания 

Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Проверка домашнего задания у доски.

1)

двое учащихся

решают данные

задания у доски.

2. С классом проводится фронтальный опрос и устная работа.

Вопросы: а) Дать определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса

б) Имеют ли смысл выражения: 1)arcsin ;

2)arсcos ;

3)arctg 5; 4)arcсtg ;5)arccos 1,8 ; 6)arcsin (-1,5).

в) Найти значения выражений и мотивировать свой ответ:

1)arcsin 0; 2)arсcos ;3)arctg ;4)arcсtg 1;

Учитель проводит работы над ошибками

Первое задание учащиеся выполняют в парах. Один вариант отвечает другому, затем звучит правильный ответ и учащиеся оценивают работу друг друга.

Далее учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют устные задания.

Учащиеся на листочках записывают ответ, потом его сверяют

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и слушают комментарии к ответам

3. Проверка работ, выполненных учащимися у доски.

Каждый учащийся, выполнявший работу, комментирует свой пример,

Остальные проверяют

4. Решите уравнения, используя числовую окружность на координатной плоскости:

 1)sin =; 2)cos = 1; 3)tg =.

Один ученик выполняет задание  у доски, остальные в тетради

III. Этап получения новых знаний 

Задача: познакомить учащихся с простейшими тригонометрическими уравнениями, вывести формулы и отработать первичные навыки их решения.

Учитель диктует, а учащиеся записывают тему урока: “Решение простейших тригонометрических уравнений”.

Открывается запасная доска, где записаны уравнения:

sin х = а, cos х = а, tg х = а, ctg x = a.

1. Дается определение простейших тригонометрических уравнений.

2. Осуществляется решение уравнений: sin х = 0, cos х = 0, используя определение синуса и косинуса.

sin х = 0.

Найдем на тригонометрической окружности точки

с ординатой 0. Из А(1;0) в них можно попасть

поворотом на угол n, n Є Z, т.е.

х = n, n Є Z

Аналогично получают решения уравнения

cos х = 0.

х = + n, n Є Z

Решения уравнений sin х =1, sin х = -1, cos х = 1,

 cos х = -1, учащиеся по вариантам получают самостоятельно и осуществляют проверку через представленную учителем таблицу.

Получили частные формулы решения уравнений (нули, точки максимума и минимума синуса и косинуса)

3. Выводятся формулы корней уравнений: sin х = а, cos х=а, tg х = а.

A) Для вывода формулы корней уравнения sin х = а  показывается слайд через проектор с изображением в одной системе координат графиков функций

у = sin х и у = а

Если |а| > 1, то графики функций у = sin х и у = а не пересекаются, и уравнение sin х = а не имеет корней.

Если |а| < 1 , то на отрезке [-; ] графики пересекаются в точке с абсциссой х = arcsin a, и, учитывая период функции синус, получаем:

х = arcsin a + 2пn, n Є Z,(1), а на отрезке [;] графики пересекаются в точке с абсциссой х = п- arcsin a и, учитывая период , получаем:

х = п – arcsin a + 2пn, n Є Z. (2)

Эти две формулы можно объединить одной:

х = (-1)к arcsin a + пn, n Є Z (3)

Б) Аналогично выводятся формулы корней cos х = а

х = +/- arccos a + 2пn, n Є Z.

tg х = а

х = arctgs a + пn, n Є Z.

сtg х = а

х = arctсgs a + пn, n Є Z.

По окончании вывода формул вывешивается плакат с опорным конспектом по теме урока.)

.

Полученные формулы записывают тетрадь.

Учащиеся привлекаются к определению координат точек пересечения графиков, делают выводы по ходу рассуждений вместе с учителем.

IV. Этап первичного закрепления навыков решения простейших тригонометрических уравнений. 

Задачи: первичное закрепление навыков решения тригонометрических уравнений в ходе устной работы.

Устно решить уравнения:

1)sinх =,  2)cosх =, 3)sinх = 3,  4)cosх =,

5)cosх =-2,4,   6)tgх =1,   7)tgх =1,7.

Учащиеся, пользуясь полученными формулами, устно решают уравнения, записывают только окончательный ответ, по готовому решению их проверяют

V. Этап отработки умений и навыков по решению простейших тригонометрических уравнений. 

Задачи: отрабатывать умения и навыки решения простейших уравнений.

У доски 4 учащихся по очереди решают по два уравнения:

а) 2sin х = 1, 2cosх = ;

б)cosх –1 =0, tgх – 1 = 0;

в) sin 2х = , = -;

г) tgх = 0,8, ctgх = 2,5.

Учащиеся работают вместе с отвечающим у доски или решают уравнения самостоятельно и сверяют решение с записями на доске.

VI. Этап проверки первичного усвоения знаний, умений и навыков по теме в ходе самостоятельной работы. 

Задачи: проверить степень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся.

Самостоятельная работа.

Решите уравнения:

1 вариант

2 вариант

sinх= -,

cosх = 1,1,

2sinх – 1 = 0,

tg2х =1.

cosх = ,

sinх = ,

2 cosх - =0,

ctg2х = 1.

Проводится работа над ошибками

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по команде учителя обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Верное решение показывается учителем через проектор.

VII. Домашнее задание. 

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

№№22.1-22.10 ( все а)

Подводится итог урока

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме решение простейших тригонометрических уравнений.

Работая над проблемой повышения эффективности урока с учащимися с разной подготовленностью к работе и с разными возможностями для себя выбрала  индивидуальную методическую тему: дифференцированны...

Занятие по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений. Уравнение tgx=a"

Занятие проводилось в рамках программы ШТК по математике.  Презентация  выполнена в программе Смарт и демонстрируется на интерактивной доске.Архив содержит все необходимые материалы....

Урок по теме «РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» 10класс

Презентация к уроку по темк "Решение простейших тригонометрических уравнений" для 10 класса...

Открытый урок по алгебре в 10 классе на тему: "Решение простейших тригонометрических уравнений."

Открытый урок по алгебре проводится после прохождения решения тригонометрических уравнений несколькими способами. На одном из этапов  урока проводится  "Математическое лото", на минут 7, не ...

Открытый урок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений вида cos x=a"

Разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений вида cos x=a"...

Методическая разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений", 2016 год

Методическая разработка прошла апробацию при проведении открытого урока в группе СЭМ 16-1 (Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики)...