КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
опыты и эксперименты по алгебре на тему

Контроль знаний на уроках математики.  Их формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_znaniy_uchashchihsya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

"Мотивация учебной деятельности как средство формирования учебно-познавательной активности учащихся с учётом требований ФГОС"

по вопросу:

«КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

Учитель математики  Искрина Н.С.    ГБОУ СОШ «ОЦ» Августовка

«Контроль знаний на уроках математики»

Контроль знаний и умений учащихся является составной частью  процесса  обучения. По  определению  контроль  это   соотношение   достигнутых   результатов   с запланированными целями обучения.   Правильно  поставленный  контроль   учебной   деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения,  навыки, вовремя  оказать  необходимую  помощь  и   добиваться   поставленных   целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для  развития познавательных  способностей  учащихся  и  активизации  их   самостоятельной работы на уроках математики.

 Хорошо поставленный контроль  позволяет  учителю  не  только  правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и  увидеть  свои собственные удачи и промахи.

Без хорошо налаженной проверки и  своевременной  оценки  результатов  нельзя говорить об эффективности обучения математике.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

«Если  учитель  будет  систематически,  всесторонне  использовать  различные формы контроля знаний  и  умений,  то  будет  повышаться  заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет  повышаться  и  качество обучения».    

Контроль выполняет следующие функции:

  • Контролирующую
  • Обучающую (образовательную)
  • Диагностическую
  • Развивающую
  • Ориентирующую
  • Воспитывающую

   

Контролирующая функция  состоит в выявлении состояния знаний и  умений учащихся, уровня  их  умственного  развития,  в  изучении  степени  усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля  определяется  исходный  уровень  для  дальнейшего овладения знаниями, умениями  и  навыками,  изучается  глубина  и  объем  их усвоения.

Обучающая функция контроля заключается в  совершенствовании  знаний  и умений,  их  систематизации.  В  процессе  проверки  учащиеся  повторяют   и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее  изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное,  основное  в  изучаемом материале, сделать проверяемые знания  и  умения  более  ясными  и  точными.Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

 

 

 

 Ориентирующая функция

Сущность ориентирующей функции контроля -  в  получении  информации  о степени достижения цели обучения отдельным учеником  и  классом  в  целом  – насколько  усвоен  и  как  глубоко   изучен   учебный   материал.   Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая  пробелы,  ошибки  и  недочеты  учащихся,  он  указывает   им направления приложения сил по совершенствованию знаний  и  умений.  Контроль помогает  учащемуся  лучше  узнать  самого  себя,  оценить  свои  знания   и возможности.

 

Воспитывающая  функция  контроля  состоит  в  воспитании  у   учащихся

ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Реализация  выделенных  функций  на  практике  делает контроль более эффективным, а  также  эффективней становится  и  сам  учебный процесс.

 

Контроль  должен  быть  целенаправленным,  объективным,   всесторонним регулярным и индивидуальным.

 Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой  проверки.

Постановка  цели   определяет   всю   дальнейшую   работу   по   обоснованию используемых форм, методов и средств контроля.  Цели  контроля  предполагают ответы  на  следующие  вопросы:   что   должно   проверяться,   кто   должен опрашиваться,  какие  выводы  можно  будет  сделать  на  основе  результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.  

В зависимости от  того,  кто  осуществляет  контроль  за  результатами

деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

Оценка и отметка

Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой.

Следует различать эти понятия.

Оценка  –  это  процесс,   действие   (деятельность)   оценивания,   которое

осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого  процесса  (результат  действия),  как

его условно формальное выражение.

 Роль оценок и отметок огромна. Правильно поставленная отметка, , стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. “

 Формы контроля

  На практике выделяют 3 формы  контроля:индивидуальный, групповой и фронтальный.

1. Индивидуальный контроль.

   При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание,  которое он  должен  выполнить  без  посторонней   помощи.   Такая   форма   контроля целесообразна в  случае,  если  требуется  выяснить  индивидуальные  знания, способности и возможности отдельных учащихся.Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, скакой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль.

   При проведении такого контроля класс временно делится на несколько  групп (от 2 до  6 учащихся)  и  каждой  группе  дается  проверочное  задание.  В зависимости от  цели  контроля  группам  предлагают  одинаковые  или  разные задания.

Групповую форму контроля применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения задач

в) При выявлении наиболее рационального  решения  задач  или  доказательства теорем.

Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

3. Фронтальный контроль.

   При фронтальном контроле задания предлагаются всему  классу.  В  процессе этого  контроля  изучается  правильность  восприятия  и  понимания  учебного материала, вскрываются слабые стороны  в  знаниях  учащихся,  обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки  в  работах  и  ответах  учащихся.  Это  позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

 4. Взаимный контроль

 Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной  деятельности школьников трудно переоценить.Он содействует выработке  таких  качеств  личности,  как  честность  и

справедливость,  коллективизм.  Взаимный  контроль  помогает  также  учителю осуществлять проверку знаний учащихся.   Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность  учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им.  В  ходе  взаимного  контроля раскрываются  индивидуальные  особенности  детей,   их   взаимоотношения   с товарищами.

5. Самоконтроль

Обычным  способом  организации  самоконтроля   в   процессе   обучения математике является указание  ответа  (известного  заранее  или  сообщаемого учениками друг  другу).  Некоторым  учащимся  в  случае  трудоемких  заданий вполне достаточно свериться с окончательным  результатом.  Другим  требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять  учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки.

   

 Методы контроля.

Устная проверка

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. При фронтальном опросе учитель выставляет отметки в конце урока, обращая внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи. Среди средств проверки наиболее распространены в  практике устный опрос учащихся у доски,  проверка  учителем  тетрадей  с домашним заданием, математический  диктант,  самостоятельная  и  контрольная работы, зачёт, тестовые задания и другие.

  Проверка домашнего задания

Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена  их проверка. Я практикую разные формы учета. Это и устный опрос у  доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа,  но,  прежде всего это непосредственная проверка задания в  тетрадях  –  фронтальная  при обходе  класса  в  начале  урока  и  более  основательная,   выборочная   во внеурочное время.Проверку  домашнего  задания  можно   осуществлять   в   различных   формах.

Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.

1 прием.

У доски готовится один учащийся, класс в это  время  занят  другой  работой.

Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.

2прием.      Это самопроверка по образцу после  объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске  заранее.

Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его,  тетради  у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради  и  проверяют  свои  работы  по образцу, подчеркивая ошибки.  Этот  способ  развивает  внимание  и  выявляет ошибки с помощью образца.

      Взаимопроверка с помощью образца.  В этом случае  учащиеся  проверяют  домашнюю  работу  своего  соседа  тоже  по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

 Математический диктант

Математический диктант может заменить  опрос  по  теме,  заданной  для

повторения. Его продолжительность обычно 10 минут.

      С помощью математического диктанта можно  проверить  знание  учащимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения  и  навыки  в  их использовании.

 

Организация самостоятельных работ.

      При  изучении  математики  важно,  чтобы  учащиеся  не  только   знали

теоретический  материал,  но  и  умели  применять  его  к  решению  задач  и

упражнений, обладали бы рядом навыков  (вычислительными  навыками,  умениями преобразовывать выражения и  т.д.).  Эти  умения  и  навыки  могут  быть  по настоящему проверены только  в  письменной  работе.  Обычно  самостоятельные работы  проводятся  после  коллективного  решения   задач   новой   темы   и предшествуют контрольной работе по этой теме.

При проведении самостоятельной работы  учитель  сталкивается  со  следующими затруднениями:

1. Дети заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно

включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее.

2. Трудно подобрать задания одинаково посильные всем учащимся.

3. Трудно организовать проверку самостоятельных работ.

 Организация контрольных работ

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

 Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект

контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.

Они должны быть сообщены учащимся.

Контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без

исключения. Сильным ученикам нужно дать задания труднее.

 Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная

работа с аналогичными упражнениями.

Обязательно нужно проводить анализ контрольной работы.

 

Тестовые задания.

       Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 3-4, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.

Нетрадиционные формы контроля.

Нетрадиционные формы урока,  реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Проектная деятельность

Объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся дает использование в обучении метода проектов.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике

Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, и многие другие. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника .

 Урок – конференция

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем   литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему   углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

 Заключение

    Систематический контроль знаний и умений учащихся –  одно  из  основных условий повышения качества  обучения.  Учитель  математики  в  своей  работе должен использовать не только общепринятые формы  контроля  (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски  и  т.д.),  но  и  систематически изобретать,  внедрять  свои  средства  контроля.  Умелое  владение  учителем различными  формами  контроля  знаний  и   умений   способствует   повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета,  предупреждает  отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для  учащихся  должен быть обучающим.

    В результате проведения нетрадиционных форм контроля  знаний  и  умений раскрываются   индивидуальные   особенности   детей,   повышается    уровень подготовки к  уроку,  что  позволяет  своевременно  устранять  недостатки  и пробелы в знаниях учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

контроль знаний учащихся

контроль знаний учащихся 9 класса...

Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.

В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...

Промежуточный контроль знаний учащихся по алгебре.10 класс

Тест для промежуточной аттестации по алгебре в формате ЕГЭ для 10 класса...

Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...

Графические организаторы контроля знаний учащихся

копилка методов контроля знаний учащихся...