В помощь учителю
методическая разработка по алгебре на тему

Кузьмичева Надежда Анатольевна

Значительно облегчает использование в уроке различного рода технологических карт. Кейсовая технология (метод обучения действием).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: «Волшебный сундучок смешанных чисел»

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный. Постановка учебных задач

Эмоциональный настрой: Появление волшебного сундучка и загадочное его предназначение.

1.Объявляет тему урока.
2. Сообщает о том, что сегодняшней темы урока имеет необычное название;
3. Просит высказать предположение, почему не необычна. И для чего необходим волшебный сундучок на уроке

Умение структурировать знания, сопоставлять и обосновывать способы решения задач, уравнений, примеров.

Учатся слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения, обмениваться знаниями в паре

1.Контролируют правильность своих ответов и ответов одноклассников; Формируют умение сличать способ, результат своих действий с эталоном.

Оценивать достигнутый результат.

2. Совместное исследование проблемы.

создание проблемной ситуации.

1.задаёт вопросы ;
2. организует практическую деятельность учащихся, контролирует её правильность;
3. Требует пояснений к решению каждого этапа заданий, использование математического языка при объяснениях.

1.отвечают на вопросы учителя;
2.Приводят решения собственных составленных заданий. Комментируют использование теоретических знаний.
3.Предлагают презентации по данной теме.

1. взаимодействуют с учителем и одноклассниками;
2. высказывают предположения;

3. заслушивают решения одноклассников, при необходимости делают корректировку.

1.контролируют правильность работы своей и других ;
2.принимают и сохраняют учебные цели и задачи.

3. Конструирование , моделирование

нового способа действия.

поиск и нахождение способа решения

1.уточняет понимание учащимися поставленных целей урока;
2. организует обсуждение в группах поиска способа решения;

3.организует проверку работы в группах;

1. самостоятельно составляют алгоритм опоры для решений заданий;
2. осмысление и использование полученных алгоритмов.

1. взаимодействуют с одноклассниками в группе;
2. выслушивают доводы друг друга.

1. устанавливают правильность открытого ими способа действия, осмысливают материал;
2.формулируют выводы.

4. Переход к этапу решения частных задач.

применение открытого способа решения на практике

1. организует самостоятельную работу;
2. организует проверку работы;
3.
 Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке
.

1. применение полученных алгоритмов в решении задач;

1. взаимодействуют с одноклассниками в ;
2. выслушивают доводы друг друга.

1. умение сличать свою работу с эталоном, при обнаружении отклонений уметь скорректировать;
 2. умение проводить оценку своих действий и оценивают действия других.

3.Производят отбор полученных знаний и «помещают» их в копилку – «волшебный сундучок»

5. Подведение итогов . Рефлексия.

выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

1. акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке;
2.организует беседу, связывая результаты урока с его целями;
3.
 инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

1. умение провести рефлексию

1.формулируют свои мысли;
2. выслушивают друг друга.

1. анализирует свою деятельность на уроке и формулируют конечный результат своей работы на уроке;

2.называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

6. Объяснение домашней работы.

обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1.предлагает учащимся для домашней работы разноуровневые задания

1.на основании результатов рефлексии учащийся выбирает свой уровень домашней работы.

1.взаимодействуют с учителем.

1.выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока в 5 классе

 по теме:  «Сложение и вычитание смешанных чисел»

учителя математики МБОУ СОШ №6 г. Реутов

Кузьмичевой Н.А.

Мною был представлен урок математики в 5 классе.   Тип урока: обобщающего повторения   по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».   Методы обучения: информационно-коммуникативные технологии обучения, технологии проблемного диалога, кейс-метод. Формы организации деятельности  учащихся: фронтальная,  индивидуальная,  самостоятельная работа.

Используемое оборудование и демонстрационный материал: интерактивный комплекс (компьютер, мультимедиа проектор), презентации, раздаточный материал, карточки-задания.

 Цель урока: Систематизация математических знаний, умений и навыков, алгоритмов по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

На уроке я решала следующие задачи:

 •Обобщить теоретический материал по теме, создать копилку математических знаний, используемых в дальнейшем при решении различных заданий на уроках математики.

• овладеть умениями определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения при решении заданий;  формировать умения и навыки самостоятельно составлять и решать  задачи.
•формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формировать у учащихся умение оценивать достигнутые результаты, делать выводы;
•сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
 •развитие внимания, мышления, грамотной математической речи;

         

         В соответствии с типом урока была выбрана соответствующая структура урока.

              Урок проводился в соответствии с тематическим планированием. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя ИКТ. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения универсальным учебным действиям: тему урока и цели урока определяли сами ученики. На данном уроке применялся деятельный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской видах деятельности.

 Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Поэтому, в качестве мотивации, побуждающей ученика к вступлению в деятельность, я использовала в качестве символа урока «Волшебный сундучок», что позволило держать эмоциональный настрой на протяжении  всего урока.  

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и систематизировать их, осознать важность изученных математических понятий на последующих уроках математики, что позволило подчеркнуть актуальность и значимость структурирования знаний.  Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога. В процессе решений всех рассматриваемых видов заданий составлялись алгоритмы решений.

    Обобщение изученного материала носило творческий характер: детям предлагалось решать их же составленные задания. Из массы составленных детьми карточек – опор им предстояло отсортировать нужный теоретический материал и учащиеся с этой задачей справились успешно. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями.  

Учебный материал урока соответствовал принципу научности и доступности. Учебная информация была привлекательна для каждого ученика.  Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей учащихся.

  Необходимость применения ИКТ на данном уроке была актуальна. Это обеспечило высокую наглядность, доступность предлагаемого материала, что способствовало интересу учащихся к изучению предмета, оптимизировало процесс повторения, позволило сделать урок ярким и увлекательным.         Ёмкими были презентации учащихся по этой теме, однако следует отметить, что без использования ИКТ систематизировать данный материал за один урок невозможно.  Без использования данной технологии, урок не был бы таким интересным и зрелищным. 

      Взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Удалось достаточно быстро и без проблем настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в классе.

За счёт вовремя проведенной физкультминутки был обеспечен кратковременный отдых учащихся.

 На данном уроке мною были использованы технологии: кейс - метод, составление опор по методике Шаталова, дифференцированный подход к изучению материала, творческая мастерская (составление собственных задач и презентаций), здоровьесберегающая технология.

    Была проведена рефлексия, в результате которой учащиеся заполнили анкету, где выразили свое мнение об уроке, о применении материала урока в жизни.

 Считаю, что урок проведён на достаточно хорошим научном уровне и достиг как познавательной, так и воспитательной цели. Приёмы и методы, используемые на уроке, способствовали решению основных задач современного процесса обучения: активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их самостоятельного мышления.  

   Материал учащимися усвоен, а учитывая, что урок с использованием ИКТ оставляет в большей степени сохранность информации в памяти, следовательно, материал дольше сохранится в памяти учащихся и будет способствовать их творческой активности и увлечённости предметом, что в свою очередь будет влиять на    постепенный рост качества знаний. 



Предварительный просмотр:

Использование кейс – метода в преподавании математики,

как наиболее эффективного метода ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО обучения.

(выступление на семинаре Кузьмичевой Н.А. г.о. Реутов Московская область МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с      углубленным изучением отдельных предметов»

Ассоциированная школа ЮНЕСКО)

   Любое усвоение знаний, будь то на уроках физике, химии, биологии, географии или математики, строится на отборе определенных теоретических знаний ( формул, свойств, определений, постулат и т.д.), а затем уже  на усвоении учеником определенных учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостотельно, пользуясь при этом различными источниками информации.

   Научить учащихся усваивать и должным образом перерабатывать полученную информацию, уметь ее систематизировать и применять ее в конкретных ситуациях – главный тезис деятельностного подхода к обучению, и это одна из основных задач каждого учителя.
  Буквально несколько слов скажу о кейс – методе и приведу пример его использования на конкретном уроке математике 5 класс (обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» .

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
   Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
    Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения тех или иных проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:

     - описание реальной проблемной ситуации;
   - альтернативность решения проблемной ситуации;
    - единая цель и коллективная работа по выработке решения;
    - функционирование системы группового оценивания  принимаемых решений.

   - эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя.

   Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, мысленный эксперимент, дискуссия, методы описания, классификации и другие формы и методы преподавания.

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных принципах данного метода:
–  кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, разделам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом  деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы, которые будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Теперь конкретно из опыта работы: Для эффективного усвоения теоретического материала на уроках математики использую методику составления опор и фиксирования их  детьми в блокноты – справочники (показ фрагмента справочника из презентации)

 Например: «Действие чисел с разными знаками»:

_________________________________________________________________________

                                          

1.(+) +(-) = знак числа,                                   2. (-) +(-) = (-)

 модуль которого «

_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

                                          

1.(+) · (-) = (-) · (+) =  (-)                                   2. (-) · (-) = (-)

 

_________________________________________________________________________

  Конкретно по уроку: Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»

        Цель: Систематизация математических знаний, умений и навыков, алгоритмов    по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» ( отбор формул-опор, законов, правил в «копилку математических знаний») Выступление сопровождается  Показом презентации .

Из выше сказанного я говорила об эмоциональном настрое учащихся, на данном уроке это волшебный сундучок, в ходе урока приобретающий функцию «копилки математических знаний», о также «пчелка», которая следит за происходящими событиями на протяжении всего урока. На этапе закрепления изученного материала учащимися комментируются их действия, ссылаясь на ране изученную теорию.

Урок построен на конкретных примерах, задачах, составленных самими учащимися, решения которых приводятся и анализируются самими учащимися, делаются выводы и отбор правил, формул, применяемых на уроке. (показ презентаций учащихся 1. и 2.) и комментирование.

На уроке проводится групповая деятельность по решению конкретных задач и отбору необходимого материала.

В конце урока учащимся предоставляется отбор карточек – опор ( из ране составленных  ими), используемых при изучении данной темы. Карточки помещаются в волшебный сундучок смешанных чисел. В конце урока проводится рефлексия в форме заполнения карточек – анкет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...