Квадратные уравнения. Урок для 8 класса по алгебре
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Воробцова Татьяна Сергеевна

 Урок для 8 класса по алгебре на тему: "Квадратные уравнения". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Карповская СОШ

ТЕМА УРОКА:

«РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ».

Учитель математики Воробцова Т.С.

        

Цели урока:

                 образовательная – формирование умения обобщать типы квадратных уравнений и способы их решения;

                 развивающая – развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи;

                 воспитательная – формирование умения работать самостоятельно по тестам

Задачи для учащихся:

        1. Знать формулы для решения квадратных уравнений.

        2. Различать типы квадратных уравнений и знать способы их решения.

        3. Уметь решать квадратные уравнения.

        

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения»

Ход урока.

        Ι. Организационный момент.

        (Слайд №1        )  Здравствуйте ребята! Садитесь. Наш урок сегодня посвящен  повторению и систематизации методов  решения разных видов квадратных уравнений. Вы должны научиться выделять виды квадратных уравнений  и способы их решения, а также уметь выделять наиболее рациональный способ решения. Тема «Квадратные уравнения» занимает в курсе алгебры одно из центральных мест. Задания данной темы непременный атрибут любого экзамена в том числе  и ГИА.

Целями урока …(слайд №2)

К этому уроку я взяла высказывание математика А. Нивена (слайд №3)

А задачами нашего урока  являются (слайд №4)

Открыли тетради. Записали число. Классная работа. Тема: «Решение квадратных уравнений»

А теперь перейдем к 1 пункту нашего урока. Актуализация опорных знаний. Он будет проходить в виде устной работы. А работать мы будем по схеме: У каждого из вас на столе есть Лист самоконтроля и вы сами себя будете оценивать и выставлять баллы за каждое правильно выполненное задание (слайд №5)

        ΙΙ. Устная работа.(1 балл)

1.Квадратное уравнение ах2 + вх + с = 0  называется неполным если…(хотя бы один из коэф-тов в и с равен 0.(слайд №6)

2. Проклассифицируйте уравнения по какому-то признаку и выделите лишнее уравнение:

а) 2х – х² = 0                          

б) 4х² – 9 = 0                        

в) 3х² – х – 3 = 0                      

г) 3х² + 2 = 0                            

 Вариант в лишний.

3. Приведите пример неполного квад.   уравнения у которого1 коэф-т =5, а свободный член=-5 (слайд №7,8)

4.Составьте алгоритм решения квадратного уравнения вида ах2 + вх + с = 0 ,где а не = о. (Слайд №9,10)

5.Какое уравнение называется приведенным?

6.Какой теоремой можно воспользоваться при решении такого уравнения? Сформулируйте теорему Виета. (Слайд №11,12)

Ребята выставите в свои листы самоконтроля за каждый правильный ответ 0,5 баллов.

        ΙΙΙ. Проверка домашнего задания (слайд №13)

 А сейчас переходим к 4 пункту нашего урока

          VI. Решению задач, здесь мы решим задания которые я взяла из сборника для подготовки к ГИА. (Слайд №14)

1.Сократите дробь:

х² + х – 6_

х² + 2х - 15

2.Решите биквадратное уравнение:

   4

х – 29х² + 100 =0

 

А сейчас ребята мы поработаем с таблицами. У каждого из вас есть такие таблицы, вам надо будет их заполнить. (Слайд №15)

1. На экране таблица и у каждого ученика на столе такая же таблица.

Задание. Каждое уравнение на экране впишите в таблицу, соответствующее указанному признаку и решите его в своих тетрадях.

(Слайд №16)

1)  х2 – 6х + 8 = 0

2)  5х2 + 4х = 0

3)  2х2 = 0

4)  2х2 – 5х + 2 = 0

5)  7х2 – 3 = 0

Дополнительное условие

Уравнение

Корни

Пример

1.

в = с = 0

ах2 = 0

х1 = 0

2.

с  = 0

ах2 + вх = 0

х1 = 0, х2 =  -

3.

в = 0

ах2 + с = 0

а) х1,2 = ± ,

где -  0.

б) если -   0, то решений нет

4.

а  0

ах2 + вх + с = 0

x1,2 = , где D = в2 – 4ас

6.

Теорема Виета

x2 + px + q = 0

x1 + x2 = - p

x1  x2 = q

        

Учитель проверяет с помощью кинопроектора решения уравнений. Ученики обосновывают свой выбор уравнений и обсуждают способы их решения.

        Таким образом, все уравнения классифицируются.

Дополнительное условие

Уравнение

Корни

Пример

1.

в = с = 0

ах2 = 0

х1 = 0

2 = 0; х1 =0

2.

с  = 0

ах2 + вх = 0

х1 = 0, х2 =  -

2 + 4х = 0

х1=0; х2=-0,8

3.

в = 0

ах2 + с = 0

а) х1,2 = ± ,

где -  0.

б) если -   0, то решений нет

2 – 3 = 0

х1,2 =

4.

а  0

ах2 + вх + с = 0

x1,2 = , где D = в2 – 4ас

2 – 5х +2=0

D = 9

x1=0,5; x2=2

5.

Теорема Виета

x2 + px + q = 0

x1 + x2 = - p

x1  x2 = q

x2 – 6x +8=0

x1= 4; x2 = 2

Молодцы справились! переходим к следующему заданию (слайд №17)

2. Задание. Найдите ошибку в решении и подчеркните ее. (У учащихся на столе карточки по одной на парте)

1)  2х² – 5х – 3 = 0                           2) х² + 5х – 6 = 0

        D = 25 - 423 = 1                                  D = 25 - 41(-6) = 49

        х1 =  =  = 1                                 х1 =  = 6

        х2 =   =  = 1,5                             х2  = = -1

        Ответ: 1 и 1,5                                     Ответ: 6 и – 1

 Затем проверяем с помощью кинопроектора. Обсуждаем. (слайд №18)

        1)  2 – 5х – 3 = 0                           2) х2 + 5х – 6 = 0

        D = 25 -423 = 1                                  D = 25 -41(-6) = 49

        х1 =  =  = 1                                 х1 =  = 6

        х2 =   =  = 1,5                            х2   = = -1

        Ответ: 1 и 1,5                                     Ответ: 6 и – 1.

         

А теперь возьмите свои листы самоконтроля за каждый правильный ответ  поставьте по 1 баллу.

А сейчас мы проведем физминутку (слайд №19) А называется она  Психологическая разгрузка.          

5А сейчас я проведу небольшую самостоятельную работу в виде тестов по материалам из сборника для подготовки к  ГИА.(слайд №20)

Самостоятельная работа      Самостоятельная работа

Вариант 1                                        Вариант 2

1. 2х² - х – 1 = 0                                1. 5х² - 4х – 1 = 0

а) 1 и 0,5  б) 1 и -0,5                      а) 1 и -0,2  б) 1 и 0,2

в) 2 и 1     г) 0,5 и 2                        в) 5 и 1     г) 1 и -5

2. (х² - 7х)/8 – 1 = 0                        2. (х² - 5х)/2 – 3 = 0

а) 8 и -1  б) 1 и -8                            а) 6 и -2  б) 3 и -1

в) 2 и -1/8   г) 4 и -1                        в) -1 и 6     г) 6 и 1

3. Сократить дробь:                      3. Сократить дробь:            

      2х² + 5х – 3                                             6х² - х – 1

          х² - 9                                                     9х² - 1

Ответ:                                               Ответ:

                  Ответы проверяем в таблице.(Слайд №21)

Вариант 1

Вариант 2

Решите уравнение:

1. 2 – х – 1 = 0;      ( 1 и -)

2. (х² - 7х)/8 – 1 = 0                        

    а) 8 и -1  

3. Сократить дробь:  

      2х² + 5х – 3  

          х² - 9              

Ответ: 2х -1  

            х - 3                                                                                                  

Решите уравнение:

1. 5х2 – 4х – 1 = 0        (1 и - )

2. (х² - 5х)/2 – 3 = 0

     в) -1 и 6    

3. Сократить дробь:  

     6х² - х – 1

        9х² - 1

 Ответ: 2х – 1

             3х - 1

А теперь возьмите свои листы самоконтроля и внесите баллы по самостоятельной работе, за 1 задание – 1балл, за 2 задание – 2 балла, за 3 задание – 3 балла.

        ΙV. Задание на дом. (Слайд № 22)

  •         № 534(2,4)
  • № 529
  • Подготовиться к контрольной работе по теме «Квадратные уравнения

Слайд № 23

        V. Итог урока. Сдайте листы самоконтроля они и будут итогами урока т.е. вашими оценками.

        1) Оценки за урок.

        2) Вывод: Чтобы решать квадратные уравнения, нужно знать формулы – это обязательно. Но, чтобы быстро и устно решать некоторые уравнения, нужно умение анализировать. Если хорошо потренироваться, то решение любого уравнения не вызывает затруднений.

3) Сегодня вам, я думаю, удалось оценить, каков уровень ваших знаний по данной теме.

Приложение:

Дополните

льное условие

Уравнение

Корни

Пример

1.

в = с = 0

ах2 = 0

х1 = 0

2.

с  = 0

ах2 + вх = 0

х1 = 0, х2 =  -

3.

в = 0

ах2 + с = 0

а) х1,2 = ± ,

где -  0.

б) если -   0, то решений нет

4.

а  0

ах2 + вх + с = 0

x1,2 = , где D = в2 – 4ас

6.

Теорема Виета

x2 + px + q = 0

x1 + x2 = - p

x1  x2 = q

         

        

Лист самоконтроля

Ф.И. ученика

Устные вопросы

Общие практические задания

Тест

Количество баллов

 

 

 

Всего баллов

 

 

 

Оценка

 

 

 

Критерии оценок

Оценка «3» от 5 баллов

Оценка «4» от 9 баллов

Оценка «5» от 11 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по алгебре в 8 клас се Учитель математики ВоробцоваТ.С. М Б ОУ Карповская СОШ

Слайд 2

Цели урока: Образовательная- сформировать умение обобщать типы квадратных уравнений и способы их решения; Развивающая- создать условия для развития интереса к предмету, формирование логического мышления и самоконтроля при решении квадратных уравнений; Воспитательная- формирование умения работать самостоятельно по тестам . Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Решение квадратных уравнений»

Слайд 3

Эпиграф к уроку: Н.Г.Волков «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! Ибо только в процессе мышления, приучая себя к труду, мы постигаем знания»

Слайд 4

Задачи для учащихся 1. Знать формулы для решения квадратных уравнений. 2. Различать типы квадратных уравнений и знать способы их решения. 3. Уметь решать квадратные уравнения.

Слайд 5

Лист самоконтроля Ф.И. ученика Устные вопросы Общие практические задания Тест Количество баллов Всего баллов Оценка Критерии оценок Оценка «3» от 5 баллов Оценка «4» от 9 баллов Оценка «5» от 11 баллов

Слайд 6

Устная работа: 1.Квадратное уравнение ах² + вх + с = 0 называется неполным, если… 2.Проклассифицируйте уравнения по какому –то признаку и выделите лишнее уравнение а) 2х – х² = 0 б) 4х² – 9 = 0 в) 3х² – х – 3 = 0 г) 3х² + 2 = 0

Слайд 7

Устная работа: 3. Приведите пример неполного квадратного уравнения у которого первый коэффициент равен 5, свободный член равен - 5 и решите его устно.

Слайд 8

Ответ: 5х² - 5 = 0 5х² = 5 х² = 1 х1 = 1 и х2 = -1

Слайд 9

Устная работа: 4.Составьте алгоритм решения квадратного уравнения вида ах² + вх + с = 0 , где а не равно нулю.

Слайд 10

Алгоритм решения квадратного уравнения: 1.Вычислить D и сравнить его с нулем. D = b² - 4ac 2 .Если D > 0 , то уравнение имеет 2 корня Если D=0 ,то уравнение имеет 1 корень Если D < 0 ,то уравнение не имеет корней

Слайд 11

Устная работа: 5.Какое уравнение называется приведенным ? 6 . Какой теоремой можно воспользоваться при решении приведенного квадратного уравнения ? 7.Сформулируйте теорему Виета.

Слайд 12

Ответ: Теорема Виета x² + px + q = 0 x1 + x2 = - p x1  x2 = q

Слайд 13

Проверка домашнего задания: № 470 (2,4,6) № 471 (2,4,6)

Слайд 14

Решение задач: 1.Сократите дробь: х² + х – 6_ х² - 2х - 15 2.Решите биквадратное уравнение: х4 – 29х² + 100 =0

Слайд 15

№ Дополнительное условие Уравнение Корни Пример 1. в = с = 0 ах2 = 0 х1 = 0 2. с = 0 ах2 + в х = 0 х1 = 0, х2 = - 3. в = 0 ах2 + с = 0 а) х1,2 = ± где -  0. б) если - -  0 То решений нет 4. а≠0 ах2 + в х + с = 0 x 1,2 = где D = в2 – 4ас 5. Теорема Виета x 2 + p x + q = 0 x1 + x2 = - p x1  x2 = q

Слайд 16

Задание. Каждое уравнение на экране впишите в таблицу, соответствующее указанному признаку и решите его в своих тетрадях. 1 ) х 2 – 6х + 8 = 0 2 ) 5х 2 + 4х = 0 3 ) 2х 2 = 0 4 ) 2х 2 – 5х + 2 = 0 5 ) 7х 2 – 3 = 0

Слайд 17

Ответы в таблице: № Дополнительные условия Уравнение Корни Пример 1 в=с=0 ах²=0 Х=0 2х²=0; х=0 2 с=0 ах²+вх=0 х₁=0, х₂ =- b/a 5х²+4х=0 х₁=0; х₂=-0,8 3 в=0 ах²+с=0 х₁,₂= ± 7х²-3=0 х₁,₂=±√3/7 4 а≠0 ах²+вх+с=0 x 1,2 = где D = в2 – 4ас 2х²-5х+2 = 0 D=9 х₁=0,5; х₂=2 5 Теорема Виета х²+ p х+ q =0 x1 + x2 = - p x1  x2 = q х²-6х+8=0 х₁=4,х₂=2

Слайд 18

2. Задание. Найдите ошибку в решении и подчеркните ее 1) 2х² – 5х – 3 = 0 2) х² + 5х – 6 = 0 D = 25 - 4  2  3 = 1 D = 25 - 4  1  (-6) = 49 x1 = (5 – 1) / 4 = 4/4 = 1 x1 = (5 + 7) / 2 = 6 x2 = (5 + 1) / 4 = 6/4 = 1 ,5 x 2 = (5 - 7) / 2 = -1

Слайд 19

ОТВЕТЫ: 1) 2х² – 5х – 3 = 0 2) х² + 5х – 6 = 0 D = 25 - 4  2  3 = 1 D = 25 - 4  1  (-6) = 49 x1 = (5 – 1) / 4 = 4/4 = 1 x1 = (5 + 7) / 2 = 6 x2 = (5 + 1) / 4 = 6/4 = 1 ,5 x 2 = (5 - 7) / 2 = -1

Слайд 20

Психологическая разгрузка. Сядьте спокойно, закройте глаза, положите руки на колени, представьте, что вы едите на машине . Вы приехали на озеро. Ветерок. Солнце. Цветы. Видите ромашку. Нарисуйте кончиком носа в воздухе контуры ромашки. Вдыхаем запахи, делаем вдох – выдох . Глаза открыли. Делаем вдох – выдох . Дышите ритмично.

Слайд 21

Самостоятельная работа Вариант 1 1-2.Решить уравнение: Вариант 2 1. 2х² - х – 1 = 0 1. 5х² - 4х – 1 = 0 а) 1 и 0,5 б) 1 и -0,5 а) 1 и -0,2 б) 1 и 0,2 в) 2 и 1 г) 0,5 и 2 в) 5 и 1 г) 1 и -5 2. (х² - 7х)/8 – 1 = 0 2. (х² - 5х)/2 – 3 = 0 а) 8 и -1 б) 1 и -8 а) 6 и -2 б) 3 и -1 в) 2 и -1/8 г) 4 и -1 в) -1 и 6 г) 6 и 1 3. Сократить дробь: 3. Сократить дробь: 2х² + 5х – 3 6х² - х – 1 х² - 9 9х² - 1

Слайд 22

Ответы проверяем в таблице Вариант 1 Вариант 2 1.Решите уравнение: (1 балл) 2х2 – х – 1 = 0; б) ( 1 и -0,5) 2.Решите уравнение: (2 балла) (х² - 7х)/8 – 1 = 0 а) 8 и -1 3 Сократить дробь :( 3балла) 2х² + 5х – 3 х² - 9 Ответ: 2х -1 х - 3 1.Решите уравнение: (1 балл) 5х2 – 4х – 1 = 0 а) (1 и – 0,2) 2.Решите уравнение: (2 балла) (х² - 5х)/2 – 3 = 0 в) -1 и 6 3. Сократить дробь: 6х² - х – 1 9х² - 1 Ответ: 2х – 1 3х - 1

Слайд 23

Задание на дом № 534(2,4) № 529 Подготовиться к контрольной работе по теме «Квадратные уравнения»

Слайд 24

Итог урока Вывод: Чтобы решать квадратные уравнения, нужно знать формулы – это обязательно. Но, чтобы быстро и устно решать некоторые уравнения, нужно умение анализировать. Если хорошо потренироваться, то решение любого уравнения не вызывает затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение квадратных уравнений. Урок алгебры в 8 классе

Конспект урока и презентация урока алгебры в 8 классе....

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"для 8 класса

Методическая разработка урока по теме "Квадратные уравнения"...

разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля

В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла  16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...

"Неполные квадратные уравнения" (урок-практикум в 8 классе)

Конспект урока с применением технологии сотрудничества, презентация к уроку....

Урок - зачет по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе

Данный урок разработан как урок - вертушка, дети на каждом этапе работают в группе, состав которой меняется. В ходе урока повторяются темы: "Неполные квадратные уравнения", "Квадратные уравнения", "Те...

Алгебра 8 класс " Решение квадратных уравнений" урок-презентация

Урок-презентация по алгебре в 8 классе   "Решение квадратных уравнений" с элементами: игровых технологий, цветовой-терапии, рефлексии  и тестирования.Тип урока: закрепление знаний,отраб...