Рабочая программа по алгебре 7 класс
учебно-методический материал по алгебре (7 класс) на тему

Святогор Наталья Николаевна

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_algebre_7_klass.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Правдовская школа

«Рассмотрено»                                                                          «Утверждаю»

на заседании                                                                          И.о. директора школы педагогического совета школы                                           _______ Кравчук Л.Т.              

протокол _________________                                    

                                                                                             «____» ________2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по алгебре для 7 класса

( учебник Ю.Н.Макарычев  « Алгебра 7 класс» )

составитель: учитель математики

Святогор Н.Н.

 Правда, 2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. А также на основе авторской программы по алгебре к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просвещение, 2014) и с учетом примерной программы основного общего образования по математике (М.:Просвещение, 2014, составитель Бурмистрова Т.А.)

В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Используемый учебно-методический комплекс

- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014;

- Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс. М. : Просвещение.

                 Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее  102 часов из расчета 3 часа в неделю.

Цели обучения

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  1. В метапредметном направлении:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. В направлении личностного развития:
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
  1. В метапредметном направлении:
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений. Предметная область «Арифметика»

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Предметная область «Алгебра»
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.

Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Содержание обучения

Выражения. Тождества. Уравнения. Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Элементы логики, комбинаторики, статистики. Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.

Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Формулы сокращенного умножения. Формулы (а ± b)2 = а2± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3, (а ± b) (а2 + ab + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Системы линейных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Обобщающее повторение.

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Повторение курса математики 6 класса

3

1

2

Выражения, тождества, уравнения.  

20

2

3

Функции.  

11

1

4

Степень с натуральным показателем.  

11

1

5

Многочлены.  

17

2

6

Формулы сокращённого умножения.

18

2

7

Системы линейных уравнений.  

16

1

8

Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7

6

1

                                        Итого

102 ч

11

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по алгебре для 7 класса

п/п

 

                             Тема урока

Дата по плану

Фактическая дата

1

Повторение курса математики 6 класса. «Действия с обыкновенными дробями».

2

Повторение курса математики 6 класса. «Действия с положительными и отрицательными числами».

3

Диагностическая контрольная работа

Глава 1.Выражения. Тождества. Уравнения.(20 часов)

§ 1. Выражения. (4 часа )

4

Числовые выражения.

5

Выражения с переменными.

6

Сравнение значений выражений.

7

Решение упражнений. Самостоятельная работа (15 мин.)

§ 2. Преобразование выражений. (5 часов)

8

Свойства действий над числами.

9

Тождества. Тождественные преобразования выражений. Доказательство тождеств.

10

Решение упражнений. Самостоятельная работа (20 мин.)

11

Обобщающий урок  «Выражения. Преобразование выражений».

12

Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».

§ 3. Уравнения с одной переменой. (7 часов)

13

Уравнение и его корни.

14

Линейное уравнение с одной переменной.

15

Решение уравнений.

16

Решение уравнений. Самостоятельная работа (15 мин.)

17

Решение задач с помощью уравнений.

18

Решение задач с помощью уравнений.

19

Обобщающий урок  «Линейное уравнение с одной переменной».

§ 4. Статистические характеристики. (4 часа)

20

Среднее арифметическое, размах и  мода.

21

Медиана как статистическая характеристика.

22

Подготовка к контрольной работе.

23

Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».

Глава 2.Функции. (11 часов)

§ 5. Функции и их графики. (3 часов)

24

Что такое функция. Способы ее задания

25

Вычисление значений функции по формуле.

26

Графики функций. Чтение графиков функций.

§ 6. Линейная  функция. (8 часов)

27

Прямая пропорциональность .

28

График прямой пропорциональности.

29

Линейная функция и её график.

30

Построение графика линейной функции.

31

 Взаимное расположение графиков линейных функций.

32

Решение упражнений .Самостоятельная работа ( 15 мин.)

33

Обобщающий урок: «Линейная функция и её график».

34

Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».

 

Глава 3. Степень с натуральным показателем. (11 часов)

§ 7. Степень и её свойства. (5 часов)

35

Определение степени с натуральным показателем

36

Умножение и деление степеней.

37

Умножение и деление степеней. Решение упражнений.

38

Возведение в степень произведения и степени.

39

Самостоятельная работа на тему « Степень и ее свойства.»

§ 8. Одночлены. (6часов)

40

Одночлен и его стандартный вид.

41

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

42

Функции y = x²  и  y = x³ и их графики.

43

Решение упражнений.

44

Подготовка к контрольной работе.

45

Контрольная работа№4. «Степень с натуральным показателем».

Глава 4. Многочлены. (17 часов)

§ 9. Сумма и разность многочленов.(3 часа)

46

Многочлен и его стандартный вид.

47

Сложение и вычитание многочленов.

48

Решение упражнений. Самостоятельная работа (20 мин.).

§ 10. Произведение одночлена и многочлена. (7 часов)

49

Умножение одночлена на многочлен.

50

Умножение одночлена на многочлен

51

Вынесение общего множителя за скобки.

52

Вынесение общего множителя за скобки.

53

Решение упражнений. Самостоятельная работа (20 мин.).

54

Обобщающий урок  «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

55

Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».

§ 11. Произведение многочленов. (7 часов)

56

Умножение многочлена на многочлен.

57

Решение упражнений.

58

Разложение многочлена на множители способом группировки.

59

Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.

60

Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств. Самостоятельная работа (20мин)

61

Обобщающий урок  «Многочлены.  Произведение многочленов».

62

Контрольная работа №6. « Многочлены»

Глава 5. Формулы сокращенного умножения.(18 часов)

§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности. (5 часов)

63

Возведение в квадрат  суммы и разности двух выражений.

64

Решение упражнений.

65

Возведение в куб суммы и разности двух выражений.

66

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

67

Решение упражнений .Самостоятельная работа (20 мин.).

§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (7 часов)

68

Умножение разности двух выражений на их сумму.

69

Умножение разности двух выражений на их сумму.

70

Разложение разности квадратов на множители.

71

Разложение на  множители суммы и разности кубов

72

Решение упражнений .Самостоятельная работа (20 мин.).

73

Подготовка к контрольной работе.

74

Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».

§ 14. Преобразование целых выражений. (6 часов)

75

Преобразование целого выражения в многочлен.

76

Применение различных способов для разложения на множители.

77

Решение упражнений. Самостоятельная работа (15 мин)

78

Анализ самостоятельной работы. Решение упражнений.

79

Обобщающий урок «Формулы сокращённого умножения».

80

Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».

Глава 6. Системы линейных уравнений. (16 часов)

§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. (5 часов)

81

Линейное уравнение с двумя переменными.

82

 График линейного уравнения с двумя переменными.

83

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

84

Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными.

85

Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными

§ 16. Решение систем линейных уравнений. (11 часов )

86

Решение систем  способом подстановки.

87

Решение систем  способом подстановки.

88

Решение систем способом сложения.

89

Решение систем уравнений.

90

Решение систем уравнений. Самостоятельная работа (20 мин)

91

Решение задач с помощью систем уравнений.

92

Решение задач с помощью систем уравнений.

93

Решение задач с помощью систем уравнений.

94

Решение задач с помощью систем уравнений.

95

Обобщающий урок «Системы линейных уравнений».

96

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».

Повторение. (6 часов)

97

Функции.Линейная функция и ее график.

98

Степень с натуральным показателем. Формулы сокращенного умножения

99

Решение уравнений. Решение систем линейных уравнений

100

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

101

Анализ контрольной работы.  

102

Резерв-1 часа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...