Урок алгебры в 7 классе по теме: "Деление многочлена на одночлен"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Захарченко Тамара Вячеславовна

    Это первый урок в данной теме (из 3-ех отведенных ). Он является логическим продолжением предыдущих уроков, на которых учащиеся уже научились выполнять все арифметические действия над одночленами, кроме деления.              

     Более полной реализации развивающего обучения способствует технология деятельностного метода, которая и была применена на данном уроке, как впрочем, и на многих других уроках.

    Триединая дидактическая цель урока:

1) выработать у учащихся прочные навыки деления одночлена на одночлен;

2) развивать самостоятельность и творческую активность учащихся;

3) воспитывать аккуратность и четкость мысли, интерес к предмету.

    Деятельностный метод обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

    На этапе актуализации опорных знаний была проведена подготовка мышления к проектировочной деятельности, тренинг соответствующих мыслительных операций.

    Затем учащиеся выявили затруднения, которые и повлекли за собой постановку темы и цели урока, связанные с устранением причины затруднений. (Учащиеся сами сформулировали тему урока и его цель).

    На следующем этапе (этапе изучения н/м , который является главным) учащиеся самостоятельно построили проект выхода из затруднения, была выполнена речевая и знаковая морфологизация нового действия над одночленами, а также достигнуто разрешение учебной задачи. В этот момент учащиеся переживали ситуацию успеха. Они в очередной раз поверили в свои силы и способности, хотя это им удалось не сразу. Но, тем не менее, задача решена без подсказки учителя, т. к. согласно данной технологии роль учителя сводится к управленческой деятельности.   

     Выполнено первичное закрепление, а затем уч-ся была предложена самостоятельная работа, с последующей самопроверкой по эталону, выявлением ошибок  и самооценкой. Учащиеся самостоятельно оценили свою деятельность (что нового узнали, успешность выполненных шагов). Была осуществлена фиксация успешной деятельности (учащиеся выполнили самостоятельную работу со 100% качеством).

       Психологическая атмосфера на уроке была довольно комфортная, учащиеся чувствовали себя уверенно, переживая ситуацию успеха.

      Урок достиг своих целей, все поставленные задачи были реализованы.

 

 

 

                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_algebre_v_7_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА  ПРОХЛАДНОГО»

Городской семинар учителей математики и информатики

Открытый урок математики в 7 классе

 «Деление одночлена на одночлен»

 

Захарченко Т.В. учитель математики

МОУ «СОШ №5»

 2006-2007 учебный год

Тема:   Деление одночлена на одночлен

Цели:

1. Выработать у учащихся прочные навыки в умении выполнять еще одну         арифметическую операцию над одночленами - деление.

          2. Развивать самостоятельность и творческую активность учащихся.

          3. Воспитывать четкость мысли, аккуратность, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока:  1. Организационный  момент         (1 мин)

                                 2. Актуализация знаний                   (4 мин.)

                                 3. Изучение нового материала        (15 мин.)

                                 4. Закрепление нового материала   (10 мин.)

                                 5. Подведение итогов                       (2 мин.)

                                 6. Постановка домашнего задания  (1 мин.)

                                 7. Самостоятельная работа               (7 мин.)

                             

Ход урока:          1. Организационный момент

                                ( приветствие гостей, учащихся)

                                    2. Актуализация опорных знаний

                               ( задание записано на доске)

  1. Упростите выражение:

а) a3:a2;  б) (c2)5;  в) (2x)3;  г) b:b.

                                  2) Заполните пробелы в скобках

                               а) 16a8b4=(      )4;                                          (2a2b)

                               б) 1  x2y* (      )= -x3y2;                                (-3xy)

                                   3

                               в) (       )+ 5y2z= -2y2z .                                (-7y2z)

                                  3) Продолжите строку, используя свойства деления. (Сформулировать эти свойства)

                                                  a: (bca)=

                                   (abc):b=

                         

                                   3. Изучение нового материала.

    Учитель: « Итак, мы с вами уже умеем складывать, вычитать и умножать                 одночлены. А какое еще действие над одночленами мы не можем выполнить?»

Ответ учащихся: « Деление»  

Учитель: «Как вы думаете, какова тема нашего урока?»

Ответ учащихся: « Деление одночлена на  одночлен»

Учитель: «Верно ( Учитель записывает тему урока на доске и предлагает       учащимся сделать то же в своих тетрадях). А какова цель урока?»

Ответ учащихся: «Научиться делить одночлен на одночлен»

Учитель: « Верно. Внимание на доску, опираясь на свойства арифметических действий попытаемся выполнить деление одночленов и ответить на вопрос: Что получилось в результате?»          

(На доске записаны примеры на деление одночленов, учащимся необходимо найти результат).

                       

Пример 1.

                       а)  10а:2=                              =(10:2)*а=5а;                                             (одночлен)

                       b)  18аb:3а=                          =(18:3)*(а:а)*b=6b;                            (одночлен)

                       в)  36а3b5:4аb2=                     =(36:4)*(а3:а)*(b5:b2)=9a2b3;              (одночлен)

                       г)   x3y2z:(-2x3y2z)=               =(1:(-2))*(x3y2z):(x3y2z)=-1/2;           (одночлен)

                       д)  4x3:2xy=                           =4x3/2xy=4/2*x3/x*1/y=2x2/y;            (нет)

                       е)  а35=                                =1/а2.                                                   (нет)

  Учитель: « Когда при делении одночлена на одночлен получается одночлен?»

 (Учащиеся поочередно высказывают свои наблюдения. В итоге приходим к   выводу.)

  1. Оба одночлена (и делимое и делитель) должны быть записаны в стандартном виде.

  2) В делителе не должно быть переменных, которых нет в делимом.

3) Если в делимом и делителе есть одна и та же переменная, причем в делимом она возводится в степень n, а в делителе – в степень k, то число k не должно быть больше числа n.

4) Коэффициенты делимого и делителя могут быть любыми.

   Пример 2. Упростите: а) 48а4b5c6d:36аb3c6=(48:36)*(а4:а)*(b5:b3)*(с66)*d=(4/3)а3b2d;

                                         б) 13xyz:13xyz=1.

            (записать на доске и в тетрадях с комментарием учителя)

                              4. Закрепление нового материала.

      Устно №350 с комментарием на местах (по цепочке).

           а) -8x:(-4x)=2;  б) 3с:с=3;  в)7а:(-а)=-7;  г) -9b:(-b)=9.

      Письменно № 351(а,б) на доске 1 ученик с подробным комментарием.

           а)  6x3:x2=(6:1)*(x3:x2)=6x;

           б)  -27y2:(-9y2)=(-27:(-9))*(y2:y2)=3.

                           

                          № 355 (а,б) на доске 2-ой ученик с подробным комментарием.

           а) 18а12:6а4=3а8;

           б) 24b10:6b10=4.

          Устно № 357. Как перефразировать условие задачи?

                              Какое из предложенных заданий корректно , а какое некорректно?

            а) разделить 8с3 на 4с10;                (нет)

            б) сложить 12аb, -5аb и 8аb;        (да)

            в) сложить 15а3 и 2а2;                   (нет)

            г) разделить 4с10 на 8с3.                (да)

Письменно №359(а,б) с комментарием на местах. Вместо знака  * поставьте    такой одночлен, чтобы получилось верное равенство:

                                           а)  30 x5y6z7: *  =  5x3y2z6;                                 (6x2y4z)

                                           б)  *   :   5a3b4c10 = 15a5b7c21                            (75a8b11c31)

                  №362(а) письменно на доске.

                                    Упростить выражение:

                                            ((2cy3)2 * 8c5y)/(4c2y)3 = 22c2y6 * 23c5y/26c6y3 =cy4/2.

                               5.  Подведение итогов 

         Сформулируйте примерный алгоритм деления одночлена на одночлен.

                               6.Постановка домашнего задания.

         Пункт 12 прочитать.  №352(а,б), №355(в,г),

                                              №359(в,г), №362(в).

                               7.  Самостоятельная работа

         Задание по карточкам в 2-ух вариантах. На обратной стороне доски готовые

     решения для каждого варианта. Учащиеся после выполнения работы сверяют свое    решение с тем, что на доске и ставят себе оценку. (Учитель напоминает учащимся критерии оценки).

                          Самостоятельная работа №11

                          Деление одночлена на одночлен.

                                             Вариант 1

  1.Выполните деление:

     а) а2113;        б) (-24x5):8x2;         в) 12a7y4: 6a2y3.

  2. Какой одночлен необходимо поставить вместо знака *,

    чтобы равенство было верным: 27a6b2c4: * = 3a4b2c?

  3. Упростите выражение: (2a2b3)4 (-3ab) 2 

                                              (6ab3)2.

                                            Вариант 2

  1.Выполните деление:

     а)a32: a18;                 б)(-32x8):4x7;               в) 6b5x3: 3b3x2

  2. Какой одночлен необходимо поставить вместо знака *,

    чтобы равенство было верным: (-34a7b4c19): * =2a7bc14

  3. Упростите выражение: (3a2bc) 2 (-4a3b2)3

                                              -8a5b3c

                         

                                 Решение самостоятельной работы:

                                           Вариант 1.

  1) а) а2113=a8;          б) (-24x5):8x2=-3x3;     в) 12a7y4: 6a2y3=2a5y.

  2) 27a6b2c4:9a2c = 3a4b2c.

  3) (2a2b3)4 *(-3ab)2         =      24a8b12 *32a2b2  =4a8b8.

             (6ab3)2                     22 *32a2b6                   

                                           Вариант 2.

  1) а)a32: a18 =a14;            б) (-32x8):4x7=-8x;    в) 6b5x3: 3b3x2=2b2x.

  2) (-34a7b4c19): (-17b3c5) =2a7bc14.

  3) (3a2bc) 2 *(-4a3b2)3 = -32a4b2c2 *26a9b6= 72a8b5c.

              -8a5b3c                  -23a5b3c

                                  Учитель записывает кол-во «5», «4», «3» и «2»

                                       и сообщает у кого какая оценка за урок.

                                                            Всем спасибо.

                                                            Урок окончен.

                                                            До свидания.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Деление с остатком"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Деление с остатком", второй в теме....

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Деление"

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Деление"...

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Конспект урока в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь"

Разработка  урока математики в 5 классе по теме "Деление на десятичную дробь" с использованием смарт доски....

Открытый урок в 5 классе по теме: "Деление и дроби".

Тип урока: закрепленияЦель урока:актуализация и обобщение имеющихся знанийЗадачи:         образовательные:- закрепления правила деления суммы на число, представ...

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Деление дроби"

Презентация к 1 уроку по теме Деление и дроби. В работе представлен этап устного счёта, изучения нового материала, и закрепления....