статья «Применение ИКТ на уроках математики»
статья по алгебре (9 класс) на тему

Воронцова Алла Анатольевна

При работе с ИКТ на уроках математики органично сочетаются традиционные формы ведения урока и инновационные. Предлагаю рассмотреть, как это происходит, и какие преимущества получает учитель при использовании ИКТ, на примере фрагмента урока алгебры в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

 «Применение ИКТ на уроках математики»

 Автор:

 Воронцова Алла Анатольевна,

 учитель математики

        

2016 г.

В последние годы многие учителя ведут свои уроки с использованием ИКТ. На мой взгляд это педагогически оправдано, поскольку позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Также следует отметить, что использование ИКТ позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала. Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики.

Что касается уроков математики, наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии; на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки школьного учебника.

При работе с ИКТ на уроках математики органично сочетаются традиционные формы ведения урока и инновационные.

Рассмотрим, как это происходит, и какие преимущества получает учитель при использовании ИКТ, на примере фрагмента урока алгебры в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений».

Перед проведением данного урока  учащиеся на уроках информатики познакомились с алгоритмом построения графиков функций в табличном процессоре EXCEL.

Фрагмент урока .

III этап. Изучение нового материала.

Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры. Без электронных таблиц не обходятся участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры.

С помощью электронных таблиц можно моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты. При работе с большими объемами данных важную роль играет их наглядность. Для этого, как Вы знаете, используют графики и диаграммы. Графическое представление помогает осмыслить закономерности, лежащие в основе больших объемов данных. Поэтому сегодня мы будем учиться пользоваться возможностями компьютерной техники для решения систем уравнений графическим способом.

Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.  (Слайд 15)

Задание 10. (Слайд 16) .

Решим № 5. 19 (в). Решить графически систему уравнений с помощью табличного процессора

    .

Для этого воспользуемся алгоритмом построения графиков в одной системе координат (Слайд 17) 

1.Составить таблицу с помощью маркера автозаполнения (первая строка – значения х, вторая строка – формулы для у1, третья строка – формулы для у2). (Слайд 18) 

2.Выделить данные в таблице. (Слайд 19) 

  1. С помощью Мастера диаграмм (ВСТАВКА-ДИАГРАММА) построить графики функций:(Слайд 20) 

Шаг 1.  Выбор типа и подтипа диаграммы (график, точечная)

Шаг 2.  Проверка интервала данных. Ориентация данных. Подписи осей.

Шаг 3.  Оформление заголовка, легенды, оси, таблиц данных.

Шаг 4.  Определение листа для диаграммы

        

Итак, графики пересеклись в т. (-2;4) и (4;-2). Эти пары чисел и будут решением данной системы уравнений.

IV этап. Практическая работа.

Решить системы уравнений в табличном процессоре EXCEL (Работа в парах).

(Слайд 21)

 Три группы заданий разного уровня сложности:

1 группа.№1.                 №2.                    2 группа №3.                        №4.

3 группа №5.                     №6.                            

Дополнительное задание  на доске. №7.                                      №8.

Самопроверка результатов практической работы (Слайды 22-25).

В ходе работы на уроке мы познакомились с графиками ранее незнакомых функций (y=, y=1/x 2), получили наглядное представление о количестве решений систем уравнений с двумя переменными. Сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными?

V этап. Подведение итогов урока.

  1. Заполнение листов самооценки.

Критерии оценивания: «5» - 25-31 балл; «4» - 20-24 балла; «3» - 15-19 баллов

Итак, сегодня мы с вами

  • обобщили и систематизировали  знания, умения и навыки по теме “Уравнения с двумя переменными второй степени и их графики. Решение систем уравнений с двумя переменными”;
  • увидели возможности использования программного комплекса MS EXCEL для решения задач по математике;
  • приобрели навыки исследовательской деятельности;
  1. Домашнее задание. №5.18, 5.19 (б, г) выполнить с помощью Excel

Творческое задание. Найти графики и формулы кривых с названиями УЛИТКА ПАСКАЛЯ; ДЕКАРТОВ ЛИСТ; СТРОФОИДА; ЛЕМНИСКАТА БЕРНУЛЛИ.

  1. Рефлексия.

Закончите предложение:

«Я сегодня научился…»

«Я сегодня понял, как …»

«У меня не получилось… , но я знаю, что мне нужно повторить: …»

«Я теперь могу…»

Как видно из всего выше сказанного, сочетание инновационных и традиционных форм ведения урока позволяет значительно оптимизировать процесс обучения. Следует заметить, что объяснение нового материала, повторение изученного ранее почти всегда целесообразно проводить с использованием наглядного материала или различных заготовок (выполненных, например, в программе PowerPoint ), а теоретический материал, которого нет в учебнике, раздавать ученикам в печатном виде, попутно комментируя его на доске. И здесь, конечно же, трудно переоценить роль ИКТ.

Также замечу, что на представленном выше уроке были использованы далеко не все возможности MS EXCEL. Эти возможности намного шире и школьников еще ждет много открытий в области информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение ИКТ на уроках истории"

Компьютерные технологии призваны стать  неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...

Статья по теме:ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

      В своей педагогической практике наряду с традиционными, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траект...

Статья "Применение тестов на уроке математики"

Данная статья поможет более четко организовывать уроки по усвоению материала...

Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...

Статья "Применение кластеров на уроках математики"

Применение кластеров на уроках математики....