Главные вкладки

    Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики
    статья на тему

    Евдокимова Татьяна Николаевна

    Статья о б Эффективных методах применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл effektivnye_metody_primeneniya_tehnologi31.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективные методы применения технологии проблемного обучения и технологии применения ИКТ на уроках математики

    Учитель Евдокимова Т.Н.

            В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

    - проблема несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям;

    - низкий уровень мотивации;

    - снижение или отсутствие интереса к предмету;

    - высокий уровень тревожности учащихся;

    - быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.

    Одним из путей решения данных проблем я считаю  активизацию познавательной деятельности учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время.

    Активная познавательная деятельность учащихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.

    Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.

    Технология проблемного обучения.

    В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

     В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

    При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов).  Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях:  он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

    Для активизации умственной деятельности учащихся и развития их мыслительных способностей использую познавательные задачи, опираясь на типологию задач, предложенную психологом В. А. Крутецким.

    Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

    - изучения нового материала и первичного закрепления;

    - комбинированных;

    - блоковых проблемных занятиях - тренингах.

    Данная технология позволяет:

    - активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

    - сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

    - использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

    - повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

    Виды проблемных заданий

    На уроках я использую следующие виды проблемных заданий:

    1. Разрыв причинно – следственных связей.

    2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».

    3. «Как объяснить тот факт, что …».

    4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».

    5.  Точки зрения ученых, историков.

    6.  Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

    Примеры.

    1. При изучении систем счисления можно предложить такое задание.

    Известно, что если два натуральных числа имеют разное количество разрядов, 

    то    больше то число, у которого разрядов больше. Однако неравенство 101< 15 

    может быть верным. Как такое может быть?  

    2.  Тема «Деление и дроби».

    Чтобы найти корень уравнения вида а*х = б, нужно б разделить на а.  Если б не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней.

    Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?  

    3.  Тема «Проценты». 

    В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?

    4. Тема «Свойства деления»

    Коле дали задание найти значение выражения

    (37 + 34*5) : (45*3 – 135) .

    Он  сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?

    5. Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».

    Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л 

    воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  

    Использование

    ИКТ-технологий  на уроках математики

    Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

    Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: · гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, · самостоятельно критически мыслить; · грамотно работать с информацией; · быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; · самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

    Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

    Но применение ИКТ не решает автоматически эту проблему без наличия условий для их использования.

    Применение ИКТ позволяет в значительной степени продвинуться в достижении указанной цели. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет · сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; · эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях; · индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; · раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;  осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

    Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

    С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин:

    • программы-учебники;
    •  программы-тренажёры;
    • словари;
    • справочники;
    • энциклопедии, видеоуроки;
    • библиотеки электронных наглядных пособий;
    • тематические компьютерные игры.

    ИКТ могут быть использованы для обучения математике в различных форматах:

    — самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

    — самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

    —частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

    — использование тренинговых (тренировочных) программ;

    — использование диагностических и контролирующих материалов;

    — выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

    — использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    — использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

    — использование игровых и занимательных программ;

    — использование информационно-справочных программ.

    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения

    — графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

    — возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

    при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

    Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

    Применяемые компьютерные программы можно разбить на 3 большие группы:

    • презентации;
    • информационно-обучающие;
    • тестирующие.

    ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

    • повышает качество знаний;
    • продвигает ребёнка в общем    развитии;
    • помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
    • создает благоприятные условия для   лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

     Данная технология способствует:

    - активизации познавательной деятельности учащихся.

    -развитию  мышления, математической логики.

    -направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

    Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются  мною в практической деятельности.

    Мои задачи как учителя математики следующие:

    •  Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
    •  Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
    • Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

        Виды реализации ИКТ

    Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

    Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

    • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
    • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
    • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

    Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

    • создание уроков с использованием ИТ;
    • творческая проектная работа учащихся;
    • дистанционное обучение, конкурсы;
    • библиотека, ресурсы Интернет;
    • элективные курсы;
    • социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;
    • творческое взаимодействие с педагогами.

    Формы использования ИКТ

    В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

    • мультимедийные сценарии уроков;
    • проверка знаний на уроке;
    • внеурочная деятельность.

    Мультимедийные сценарии уроков

    Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

    Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

    • Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
    • Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
    • Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
    • Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
    • Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
    • Принцип системности. Использование уроков - презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

            Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

    Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

    Контроль знаний на уроке

    В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

    Тестирование с использованием компьютера.

    Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5-10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут.

    На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку

    Школьный урок - это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.

    Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

    На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

    Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача - найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

    В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, - это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

    Используемая литература

    1) Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.

    2) Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.

    3) Федеральные государственные образовательные стандарты:

    • Приказ от 17.12.2010г №и 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова»
    • Приказ от 17.05.2012 г №413  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

    Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

    Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса

    Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...

    Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

    (конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

    Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

    применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...