«Решение задач с помощью рациональных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Кузьмина Вера Яковлевна

 

Тема: «Решение задач с помощью рациональных уравнений»

Цели урока: 
 


  • Обучение составлению дробно-рациональных уравнений по условию задачи.

  • Развитие способности к содержательному обобщению и рефлексии.

  • Повышение интереса к решению текстовых задач.


Оборудование: доска, мел, учебник «Алгебра, 8 класс (авт. Ю.Н. Макарычев и др./М.: «Просвещение»).

Методические комментарии:
 

1.    
Решение текстовой задачи состоит из трех этапов: составление математической модели, работы с ней и ответа на вопрос задачи. И обычно первый этап вызывает у учащихся наибольшие затруднения. Для их преодоления перед решением конкретных задач надо обсудить их возможную структуру, использовав движение не от ситуации к модели, а в обратном направлении. Этот же прием использован в домашнем задании.

2.    
На уроке решались задачи, в которых сравнивались две одноименные величины и при составлении уравнений в разных задачах применялись три приема: «Чтобы выявить две величины, нужно к меньшей прибавить разницу между ними или из большей вычесть разницу, или из большей вычесть меньшую величину».

3.    
классификация задач на основе принципа решения служит показателем наличия рефлексии – одного из компонентов теоретического мышления, поэтому, если учащиеся сами не обнаружат общности трех задач, нужно уделить этому вопросу особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач с помощью рациональных уравнений»

Цели урока: 


  • Обучение составлению дробно-рациональных уравнений по условию задачи.

  • Развитие способности к содержательному обобщению и рефлексии.

  • Повышение интереса к решению текстовых задач.


Оборудование: доска, мел, учебник «Алгебра, 8 класс (авт. Ю.Н. Макарычев и др./М.: «Просвещение»).

Методические комментарии:


  1. Решение текстовой задачи состоит из трех этапов: составление математической модели, работы с ней и ответа на вопрос задачи. И обычно первый этап вызывает у учащихся наибольшие затруднения. Для их преодоления перед решением конкретных задач надо обсудить их возможную структуру, использовав движение не от ситуации к модели, а в обратном направлении. Этот же прием использован в домашнем задании.

  2. На уроке решались задачи, в которых сравнивались две одноименные величины и при составлении уравнений в разных задачах применялись три приема: «Чтобы выявить две величины, нужно к меньшей прибавить разницу между ними или из большей вычесть разницу, или из большей вычесть меньшую величину».

  3. классификация задач на основе принципа решения служит показателем наличия рефлексии – одного из компонентов теоретического мышления, поэтому, если учащиеся сами не обнаружат общности трех задач, нужно уделить этому вопросу особое внимание.


^ ХОД УРОКА


  1. Организационный момент (30 сек.)

  2. Разминка (3 мин.)
    Цель: повторить ключевые моменты в решении дробно-рациональных уравнений.


Устно:


  1. Верно ли решены уравнения?


а) http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m381e88e5.gif б) http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m157eb4c9.gif

х1 = 1, х2 = 4

Ответы: а) нет, корень х = 1 посторонний

б) нет, есть еще один корень х = 2

2. Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:

а) http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m43ca7612.gif 

б) http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_1433ead.gif

в) http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m42d0a3a7.gif

Ответы: а) 5х-2 или 2-5х

в) у2-4
б) х(х+2)


3. Составить уравнение по условию:

а) (2х+3) больше х на 8.

б) 4х меньше 5х на 12.


  1. Поиск задач, математическими моделями которых являются дробные уравнения (7 мин.)


Цель: выявить структуру задачи, решаемой при помощи дробных уравнений. Работа проходит в форме беседы.

- Мы научились решать дробные уравнения. А для чего они нужны? Какие задачи приводят к их появлению? 

- Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения (содержащего переменную в знаменателе).

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_6795223.gif;

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_636fb1.gif; 

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_2e8dc779.gif;

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m2c87204d.gif; 

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_3e950d8d.gif. 


  1. ^ Решение задач:


Цель: научить составлять уравнение по условию задачи наиболее рациональным способом.

Задача 1 решается на доске полностью, а ко второй и третьей составляются таблицы и уравнения, которые одновременно решают 2 ученика у доски, а остальные в тетрадях. 

№ 609.

Решение: т.к. требуется найти скорость, обозначим меньшую буквой х и заполним таблицу:


Вид движения


Скорость

(км/ч)


Расстояние

(км)


Время

(ч)


Первый автомобиль


х + 10


560


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m3a0f8b43.gif на 1 час меньше


Второй автомобиль


х 


5600


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_5b27c47b.gif 



http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m3a0f8b43.gif меньше http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_5b27c47b.gif на 1 час


Б. – М. = Р.

Составим уравнение:

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_36048fd1.gif

Уравнение имеет 2 корня 70 или – 80, но второй не подходит по условию задачи.

Ответ: скорость одного автомобиля 70 км/ч, другого 80 км/ч.

№ 610.



Расстояние 

(км)


Скорость

(км/ч)


Время 

(ч)


По расписанию


720


х 


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_1d385261.gif


Фактически 


720


х + 10


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m415e38e7.gif на 1 час меньше




Составим уравнение:

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m1c239553.gif


№ 631.



Площадь 

(га)


За 1 день


Время 

(дн.)


По плану


120


х 


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_655e2bd2.gif


Фактически 


120


х + 10


http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m5deae2dd.gif на 2 дня меньше




Составим уравнение:

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_mad71ac0.gif


  1. ^ Анализ решенных задач (4 мин.)


Цель: развить способность к содержательному обобщению и рефлексии. Работа проходит в форме беседы. 

Какие задачи похожи? Ученики должны отметить, что похожи «1» и «2» - как задачи на «движение»; «2» и «3» - в них две ситуации (в первой ситуация одна, но два действующих лица). Но эти признаки не являются существенными для классификации задач: все задачи похожи по своей структуре и принципу решения.

Домашнее задание. (1 мин.) 


№ 611.

Придумать задачу по уравнению http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_1/14/d-13957/13957_html_m3ab6f10c.gif и решить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Решение задач с помощью рациональных уравнений" алгебра 8 класс

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений", урок  по созданию условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках ма...

Решение задач с помощью рациональных уравнений

Презентация к 5 уроку по данной теме....

Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Конспект урока содержит интересный материал по устной работе и подготовке обучаемых к ГИА...

Разработка урока по математике в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

                                       Алгебра 8 класс Тема  урока: «Решение задач с пом...

Решение задач с помощью рациональных уравнений

Цели урока :Закрепить :----------------------------------Умение составлять дробно -рациональные уравнения по условию задачи;Умение определять соответсвуют ли найденные корни уравнения условию задачи;У...

Разработка урока на тему: "Решение задач с помощью рациональных уравнений". ФГОС

Урок открытия нового знания разработан в соответствии с ФГОС....