Формирование познавательных и регулятивных ууд на уроках математики учащихся 5-6 классов
учебно-методический материал по алгебре на тему

Ирина Яровая

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики

 в контексте модернизации российского образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ФГБОУ ВПО ПГСГА

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  И РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики

 в контексте модернизации российского образования»

Работу выполнил:

Учитель математики

МБОУ СОШ №27

г.о.Самара

Яровая Ирина Витальевна

Самара 2015г

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Методологические основы формирования познавательных  и регулятивных УУД у учащихся на уроках математики…………………....4

1.1.Характеристика познавательных и регулятивных УУД……………….4

1.2.Педагогические условия формирования познавательныхи регулятивных УУД на уроках  математики……………………………………………….…6

Глава 2.Содержательные и методические аспекты формирования познавательных и регулятивных УУД………………………………………9

2.1.Содержание работы по формированию познавательных и регулятивных УУД  на уроках  математики………………………………………………….9

2.2. Обобщение опыта по формированию познавательных и регулятивных УУД в МБОУ СОШ №27…………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………....15

Список использованных источников………………………………………..16

Приложение…………………………………………………………………...17

Введение.

 Процессы модернизации в системе  образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

 Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные универсальные учебные действия. Авторы модели Программы развития универсальных учебных действий подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Однако решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий  у учащихся 5-6 классов отводится именно математике, так как  в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как: математическая интуиция, логическое мышление, техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности, комбинаторный стиль мышления,алгоритмическое мышления,владение символическим языком математики.

Цель  работы: теоретически изучить проблему формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у учащихся 5-6 классов и выявить педагогические условия её решения.

Задачи работы:

1.Охарактеризовать  психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий;

2.Рассмотретьособенности педагогических условий при формировании познавательных и регулятивных УУД средствами  уроков математики;

3.Проанализировать содержательный аспект изучения математики в 5-6 классах как средство формирования познавательных и регулятивных УУД;

          4.Обобщить опыт по формированию познавательных и регулятивных УУД в МБОУ СОШ №27 г.о.Самара

Глава 1. Методологические основы формирования познавательных  и регулятивных УУД у учащихся на уроках математики.

1.1.Характеристика познавательных  и регулятивных УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)  термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

 Функциональное назначение УУД заключается:

  • в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

                 Универсальный характер УУД появляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.  

              В данной работе из состава основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования мы выделяем два  блока: регулятивный ипознавательный.

      Смысл каждого  из вышеперечисленных блоков представлен на схемах:

1.2.Педагогические условия формирования познавательных и регулятивных УУД.

Формирование регулятивных действий  средствами учебного предмета  - математики, обеспечивается:

  • логикой развёртывания содержания и его структурой,
  • системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и всех других задач с позиции общего подхода,
  • системой математических жизненных ситуаций,
  • системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках, рабочих и тестовых тетрадях, придуманных самими учениками.

Решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.

Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Учебная задача разрешается через систему учебных заданий, которые выполняются при решении конкретных предметных задач. Например, осознать и усвоить способ действия по решению линейных уравнений, приемы изучения нового материала по учебнику. Такое обобщенное учебное задание создает проблемную ситуацию. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

            С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи. Хорошим упражнением для развития способности  обнаруживать  ошибки  является  парная взаимопроверка  самостоятельной  работы. Но более  эффективным  средством  можно считать   проверку работы  ученика,  выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом  указывается  задание,  в  котором  сделана ошибка.  Эту  работу,  в  зависимости  от  уровня внимательности  учащегося,  можно  разбить  на этапы: на первом указывается строка, в которойсделана ошибка, на втором – блок строк записи, на третьем – только задание.

Развивая регулятивные УУД необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации. К примеру, количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов. Поэтому следует учить  учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении. В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить  такие как: «Найди ошибку»,  «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т.п.

Так же для формирования регулятивных УУД возможно использование и таких приемов, как: работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками), составление плана ответа по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике, изучение содержания теоремы, усвоение теоремы, контроль за усвоением теоремы и т.д.  При работе с книгой, нужно добиться, того,  чтобы учащийся  судил о знании материала не потому, сколько о раз прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного.

Формирование познавательных действий  на уроках математики, обеспечивается применением следующих методов и приемов:

Виды познавательных УУД

Методы

Приемы

логические действия

«индуктивный» метод; идеализация; «мозговой штурм»; «опрос по цепочке»; рефлексия; «опрос – итог».

найди соответствия; лови ошибку; построение логической цепи рассуждения; толстые и тонкие вопросы.

общеучебные действия

игровой метод; генерирование идей; словесный метод; метод фантазирования; наглядно-иллюстративный метод; групповая работа.

«математическая цепочка»; построение логической цепи рассуждений; устные вычисления; удивляй.

постановка и решение проблемы

создания познавательного спора; информационно-поисковой метод; частично поисковой; проблемно-поисковой метод.

игры – предположения и свобода выбора; формулирование проблемы; демонстрации.

Приведем примеры заданий, применяемых на уроках математики, для формирования познавательных УУД:

проблемная задача;  текстовая задача;  ситуативная задача;  задачи с избытком информации;  задачи с недостатком информации;  задание на составление математической модели; задание на формирование умения поиска ответа «угадай, о чем спросили»; задание на выдвижение гипотезы;  задание на доказательство какого-либо суждения.

Глава 2.Содержательные и методические аспекты формирования познавательных  и регулятивных УУД.

2.1. Содержание работы по формированию познавательных и регулятивных УУД  на уроках  математики

В ходе изучения программного материала по математике учащиеся 5-6 классов будут вовлечены в процесс формированияУУД.

Результатом сформированности познавательных УУД у данных учащихся будет являться умение ученика:

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать  аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;

Критерием сформированности регулятивных УУДу учащихся 5-6 классов будет являться способность:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  •  учитывать выделенные учителем   ориентиры   действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,   представленной на наглядно-образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • принимать установленные правила  в  планировании  и контроле способа решения;
  • осуществлять  пошаговый контроль  под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.
  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

2.2. Обобщение опыта по формированию познавательных  и регулятивных УУД в МБОУ СОШ №27

Анализ педагогической литературы, опыта работы учителей позволил выявить ряд условий, соблюдение которых способствует  на практике  формированию познавательных и регулятивных УУД.

Прежде всего, это возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого ребенка, в процесс применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Также сюда относится возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем; возможность свободного доступа к необходимой информации и возможность ее всестороннего исследования.

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс целесообразно начинать с самого начала урока. На этапе актуализации знаний проводится фронтальная проверка домашнего задания, где каждый учащийся имеет возможность прокомментировать задание, найти ошибку, исправить её, оценить степень выполнения задания как одного задания, так и работы в целом. Ошибки учащиеся исправляют по ходу проверки ручкой зеленого цвета, если самостоятельно не удаётся их найти, ребенок советуется с консультантом. В роли консультантов, в зависимости от сложности темы, выступают как учащиеся, так и учитель.

На любом этапе урока для эффективной обратной связи используем жесты согласия, несогласия. Учащиеся на протяжении всего урока вовлечены в активную деятельность, происходит формирование самоконтроля, а учитель оперативно владеет информацией для корректировки пробелов.

Работая в режиме проблемно-диалогической технологии, учитель перестаёт быть главным источником информации, а, используя приёмы и стратегии личностно-ориентированного обучения, превращает обучение в продвижение от незнания к знанию – в совместный интересный поиск.

        На этапе мотивации учащихся к деятельности системой вопросовмы провоцируем учащихся на самостоятельную формулировку темы и цели урока на основе актуализации знаний. Учащиеся сами определяют проблему и на основе имеющихся знаний, определяют новые способы действий, формулируют новые правила.Например, при изучении темы «Деление обыкновенных дробей» (6 класс), необходимо добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в выводе правила деления. Предварительно дается специальное домашнее задание: решить уравнение

.Чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. В результате вариантов решений получено несколько. Все рассматриваются, но внимание обращается на один из способов, который наиболее эффективен.  В итоге учащиеся самостоятельно формулируют правило.

Или же при изучении темы: «Вычитание»(6класс) учащиеся выполняют учебную задачу: Замените вычитание сложением и найдите значение выражения: а) 5 – 5; -8 – (-8); б) 8-10; -6 -13 ; в) -3-(-2);

-8-5 ; в) 7-4 , -4 –(-9).

- Сравните уменьшаемое и вычитаемое в каждой разности. Какой вывод можно сделать?  Учащиеся  приходят к самостоятельной формулировке правил. Далее предлагается сравнить результаты своих умозаключений  с выводами автора в учебнике. При такой организации  задания школьники учатся сверять свои действия с целью.

            С целью формирования действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки решения задачи. Покажем организацию работы на примере проведения математического диктанта.

На закрытых крыльях доски двое учащихся вместе с классом выполняют математический диктант.  После  написания диктанта  работа открывается,  и  каждый  ученик  самостоятельно проверяет  свою  работу и работу одноклассников,  оценивает себя, коллегиально оцениваются ученики, работающие на доске,  согласно  критериям, предложенным  учителем

Данный  вид  проверки,  прежде  всего, направлен  на  развитие  внимания  и  умения  честно  оценивать  себя самого, ответственно подходить к оцениванию одноклассников.

Применение на каждом уроке приема «поделись ошибкой» приводит к формированию способности вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Заключение

Важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.

 При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Таким образом, использование приемов формирования познавательных и регулятивных УУД позволили видоизменить весь процесс преподавания математики, реализовать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – сформировать познавательные и регулятивные УУД обучающихся.

Список использованных источников

1. Анохина Г.М. Проектирование и реализация личностно адаптированной системы обучения в средней школе. – Воронеж, ВОИПКРО, 2004.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010

 3. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности -  М.: Смысл, 2002

4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания -  Педагогика,  2001. – №1.  

       5.  Глейзер Г.Д., Медведева О.С  «О ценностных и смысловых ориентирах школьного математического образования» //(Интернет-газета «Лаборатория знаний №2, февраль 2012г.)

       6.  Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах.- М. Народное просвещение, 2004

       7.  Епишева О.Б., В.И.Крупич. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности. – М. Просвещение, 1990

      8. Личностно ориентированный урок: Конструирование и диагностика. Под ред.М.И.Лукьяновой, М.Педагогический поиск, 2009

      9. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности / сост.Норенко –Волгоград: Учитель, 2008

   10. Пойа Д. Как решать математическую задачу /Львов, 1991

      11.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897 ( http//:www.mon.gov.ru  - Федеральный образовательный стандарт)

      12.Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи – М.; Просвещение, 1989

           Приложение 1.

Примеры заданий  по математике в 5 - 6 классе, формирующие

универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

  1. а) Ученик решал уравнение 16 · 2х = 4 так:

 16· 2х=4  

 2х = 16: 4

 2х = 4

 х = 4: 2

 х = 2

Найди ошибку в решении.

б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:

2(х+1)=18                        2(х+1)=18

2х+1=18                          2х+2=18

2х=18-1                            2х=18-2

2х=17                              2х=16

х=17: 2                            х=16: 2

х=8,5                              х=8

Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

  1. Тест «Найди ошибку»

Тема «Свойства вычитания натуральных чисел»

1) 45-(25+17)=37

Обнаружить и сформулировать учебную проблему

2) 90-67=23

3) 764- (264+40)=460

4) 301-(20+201)=120

5) 56 – 36 – 7=13

6) (200+67)-100=33

7) 1200-1100-40=1060

8) 32+13-5=40

9) 56+8+12-26=50

10) 75-31-9+15=50

составить план выполнения работы.

3. Тема «Единицы измерения площадей».

 Исключите лишнее: м²; дм²; м; га; км²; а; см²

Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения

Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

4. Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:

Математика-царицавсехнаук.Еевозлюбленный-истина,еенарод-простотаиясность.

Дворецэтойвладычицыокружентернистымизарослями,и,чтобыдостичьего,каждомуприходитьсяпробиратьсясквозьчащу.Случайныйпутникнеобнаружитводворценичегопривлекательного. Красотаегооткрываетсялишьразуму,любящемуистину,закаленномувборьбеструдностями…(СнядецкийЯн).

Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.

5. Тема «Проценты»

Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7.4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд человек?

Анализ текста, диалог с автором, нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов. Анализ собственной работы.

Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них

6. В квадрате со стороной 10см постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели (1см составляет 10%).

Понедельник 10%  Вторник 20%  Среда 15%  Четверг 25%  Пятница 30%

Регулятивные:

- целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование: - определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.

Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения.

Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.

7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых.  149,6 млн. км

Познавательные УУД

1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c.

Сделай вывод.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

2. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

3. Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.

Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

4. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.

Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

а) на треугольник и пятиугольник;

б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Решение данных задач является пропедевтикой к изучению предмета геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, а так же умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Общеучебные: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование.

Логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты.

Действия постановки и решения проблем:  - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики.

На примере урока " Решение показательных уравнений"  показано как  у школьников формируются познавательные и регулятивные  Универсальные Учебные Действия....

Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"

Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на различных этапах урока...

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...

Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...