Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)
статья по математике (10, 11 класс)

Шулындина Наталия Владимировна

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся обусловлено не только способами организации учебной деятельности, но и предметным содержанием. Однако это представляет значительные трудности, так как содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике. Специфика урока математики обусловлена тем, что построения курса математики осуществляется с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что в свою очередь связано с формированием способностей ставить новые цели и задачи, планировать их реализацию, оценивать свои действия и уровень усвоения ранее изученного материала. Это обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shulyndina_n.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Шулындина Н.В.,учитель математики

                                                                 ГБОУ гимназия 526 Московского р-на

                                                                                              Санкт-Петербурга

Семинар УРОК

Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке математики(из опыта работы учителя)

  За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Обучение теперь понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на смену требований рынка труда. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) нового поколения, наряду с формированием предметных умений, предусматривает в процессе обучения овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), которое позволяет обеспечить школьникам умение учиться, способность к сознательному самосовершенствованию и саморазвитию. В группу УУД входит блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности. Согласно ФГОС СОО, основная образовательная программа содержащая программу развития УУД, в частности РУУД, должна быть направлена на формирование у обучающихся опыта организации проектной деятельности и навыков разработки индивидуального проекта. Это в свою очередь обуславливает взаимосвязь проектной деятельности и формирования регулятивных универсальных учебных действий. С целью формирования регулятивных умений обучающихся целесообразно использовать проектную деятельность, так как она предусматривает самостоятельную постановку целей и задач, планирование путей достижения цели, формирование у них умений оценивать прогнозируемые результаты и осуществлять контроль, как по ходу выполнения работы, так и в процессе ее завершения. 4 Стоит отметить, что формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся обусловлено не только способами организации учебной деятельности, но и предметным содержанием. Однако это представляет значительные трудности, так как содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике. Специфика урока математики обусловлена тем, что построения курса математики осуществляется с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что в свою очередь связано с формированием способностей ставить новые цели и задачи, планировать их реализацию, оценивать свои действия и уровень усвоения ранее изученного материала. Это обуславливает особую актуальность выбранной темы

Авторы современных работ на эту тему определяют регулятивные УУД как действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Они выделяют следующую структуру регулятивных универсальных учебных действий:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-  составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Сопоставляя требования ФГОС СОО, предъявляемые к результатам формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся со структурными компонентами, рассмотренными выше, можно сформулировать вывод о том, что представленная структура не в полной мере отражает данные требования.

Некоторые авторы отмечают, что в основе регулятивных универсальных учебных действий лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Они говорят,что следует рассматривать рефлексивные умения как специфический компонент регулятивных универсальных учебных действий, в таком случае на завершающей ступени школы формируются следующие регулятивные действия обучающихся:

-представить себя на месте другого;

-  определять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия;

-  учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях;

-  прогнозировать последующий ход действий;

-  самоопределяться в рабочей группе;

-  следовать задаче, поставленной в группе;

-  принимать ответственность за происходящее в группе;

-  определять основания деятельности

Соотнося данные структурные компоненты регулятивных универсальных учебных действий (учебно-управленческих умений) с требованиями, представленными в ФГОС СОО, можно убедиться в том, что умение осознанно выбирать дальнейшее образование и профессиональную деятельность не будет сформировано в результате формирования этих компонент.

В качестве примера рассмотрим учебное задание, направленное на формирование у обучающегося конкретной компоненты регулятивных умений, а именно целеполагания, как умения формулировать цели учебной деятельности.

Дано: sin х = 1/ 2 ;[−п; 3п].

 1. Сформулируйте свою цель учебного задания так, чтобы при выполнении его повторить построение графика тригонометрической функции.

 2. Сформулируйте свою цель так, чтобы при выполнении задания использовать тригонометрическую окружность.

3. Сформулируйте свою цель так, чтобы при выполнении задания повторить понятие arcsin а , формулу корней, выполнение перебора для отбора корней на отрезке.

4. Определи план решения каждой задачи.

5. Проанализируйте, будет ли выполнена каждая задача при осуществлении решения по составленному плану.

 6. Определите свои затруднения при выполнении каждого задания.

7. Проанализируйте, какой прием оказался для Вас более рациональным

Примеры учебно-познавательных задач, направленных на формирование у учащихся регулятивных УУД при работе с неравенством:

                                            sin х/ 4 cos х/ 3 > 0

 1. Выделите возможные пути решения неравенства и объясните, какой из путей для Вас самый удобный (в том случае, когда учащимся известно несколько способов и (или) методов решения).

2. Предположите временные затраты на решение неравенства выбранным Вами методом и способом. Решите неравенство. Сравните планируемое и затраченное время. Дайте оценку результатам сравнения .

При выполнении предложенных заданий у учащихся формируются умения планирования и организации деятельности, осуществления самоконтроля и самооценивания, как рефлексивность самоуправления.

В качестве средства формирования регулятивных умений на уроках математики могут быть использованы карточки рефлексии. Такие карточки целесообразно использовать в конце урока, на котором учащиеся получают новые знания с помощью выполнения практического задания. Это дает возможность учащемуся научиться оценивать свою работу, знать какие учебные действия должны быть у него сформированы, учиться организовывать свою деятельность.

Карточки рефлексии способствуют формированию у школьника прогностических умений, как умений проектировать, предвидеть, предугадывать, а так же ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты их решения на всех предметах школьного курса, в том числе и на математике.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования процесс освоения обучающимися образовательной программы должен быть направлен не только на формирование у них предметных умений, но и на формирование универсальных учебных действий, в частности регулятивных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках математики.

На примере урока " Решение показательных уравнений"  показано как  у школьников формируются познавательные и регулятивные  Универсальные Учебные Действия....

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

выступление-на тему "метапредметные и межпредметные связи на уроках математики"из опыта работы учителя

выступление-презентация на тему "Метапредметные и межпредметные связи на уроках математики" из опыта работы учителя...

Формирование познавательных и регулятивных ууд на уроках математики учащихся 5-6 классов

Итоговая работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Статья. Формирование у обучающихся регулятивных УУД на уроке технологии (из опыта учителя).

В статье рассматриваются способы формирования регулятивных УУД в рамках изучения курса "Технологии"....