Программа элективного курса по математике «Проценты»
элективный курс по теме

Будаева Антонида Жамбаловна

      Разработка программы элективного курса обусловлена, прежде всего тем, что текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные и олимпиадные задания. Начальное представления о процентах дети получают в 5-6 классах, когда еще не могут иметь полноценное представление о процентах, об их роли в современной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все стороны нашей жизни - финансовую, демографическую, социологическую и т.д. Любой современный человек должен уметь применять свои знания в решении повседневных бытовых проблем, в вопросах рыночной экономии.  Содержание курса показывает, что в него включены задачи из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли, вклады), демография, экология.  Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке знаний, умений и навыков процентных вычислений, но и формированию интереса к предмету, развитию математических способностей.

      Данный курс способствует применению знаний и умений в других областях знаний: химии и физике, экономике и расширяет представление об изучаемом материале.

В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс рассчитан на 10 часов, объем небольшой, но темы достаточно интересные и соответствуют возможностям учащихся. Программа может быть эффективно использована для учащихся 8-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya_2.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа

Программа элективного курса по математике «Проценты»

Структура программы:  

  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи курса
  • Содержание курса
  • Примерное учебно-тематическое планирование
  • Требования к умениям и навыкам и возможные критерии оценок
  • Список литературы

Пояснительная записка

      Разработка программы элективного курса обусловлена, прежде всего тем, что текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные и олимпиадные задания. Начальное представления о процентах дети получают в 5-6 классах, когда еще не могут иметь полноценное представление о процентах, об их роли в современной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все стороны нашей жизни - финансовую, демографическую, социологическую и т.д. Любой современный человек должен уметь применять свои знания в решении повседневных бытовых проблем, в вопросах рыночной экономии.  Содержание курса показывает, что в него включены задачи из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли, вклады), демография, экология.  Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке знаний, умений и навыков процентных вычислений, но и формированию интереса к предмету, развитию математических способностей.

      Данный курс способствует применению знаний и умений в других областях знаний: химии и физике, экономике и расширяет представление об изучаемом материале.

В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс рассчитан на 10 часов, объем небольшой, но темы достаточно интересные и соответствуют возможностям учащихся. Программа может быть эффективно использована для учащихся 8-10 классов.

Цели курса:

  • Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

Задачи курса:

  • Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • Сформировать навыки решения основных задач на процент, применяя формулы простых и сложных процентов;
  • Привить учащимся основы экономической грамотности;

Содержание курса:

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2часа)

а) проценты в прошлом и в настоящее время (из истории математики);

б) нахождение процента от числа (величины);

в) нахождение числа по его проценту;

г) нахождение процента одного числа от другого;

д) ознакомление с формулами простого и сложного  процентного роста;

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (2 часа)

а)  введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, тариф, бюджет;

б) банковские операции, вычисление процентных ставок в банках, процентный прирост;

Тема 3. Задачи на смеси, растворы и сплавы. (2 часа)

а) введение понятий концентрации вещества, процентного раствора, смеси, сплава;

Тема 4. Решение задач по всему курсу. (3 часа)

а) задачи с историческими сюжетами;

б) задачи с литературными сюжетами;

в) задачи из материалов ГИА;

г) задачи из материалов ЕГЭ;

Контрольная работа. (1час)

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

С.р. на 15мин

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

1

1

С.р. на 15мин

3

Задачи на смеси, растворы и сплавы

2

0.5

0.5

1

С.р. на 15мин

4

Решение задач по всему курсу

3

3

5

Контрольная работа

1

1

Итого:

10

1

5

3

1

Требования к умениям и навыкам

В результате изучения курса учащиеся должны:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

- уметь соотносить  процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% - ½; 20%- 1/5: 25%- 1/4 и т.д.)

- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов:

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

-при вычислениях сочетать устные и письменные приемы,  применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Критерии оценивания

Оценка «отлично»ставится в том случае, если учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся  ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над домашними заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка «хорошо»ставится в том случае, если учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие о возрастании общих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые

задания.

Оценка «неудовлетворительно»– ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.

Список литературы

  1. Г.И. Глейзер. История математики в школе
  2. Г.И. Саранцев. Упражнения в обучении математике
  3. М. И. Сканави. Сборник задач по математике
  4. В.В. Кочагин . Сборник заданий по алгебре. ГИА 2011
  5. Ф.Ф.Лысенко. Математика. Тематические тесты ГИА 2012
  6. А.С.Симонов. Сложные проценты //Математика в школе.-1998.- №5
  7. О.Д.Соломатин. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе.- 1997.- №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Программа элективного курса "Задачи на проценты".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценн...