Из опыта применения обучающих дидактических материалов
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс) на тему

Статья об одном из способов подготовки учащихся к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта применения обучающих дидактических материалов на уроках математики.

Рыбкина Г.Д., учитель математики

г .Казань, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

e-mail: GDR47@mail.ru, тел.:88432722888

В настоящее время остро стала проблема обучения математике ряда учащихся на уровне стандартов. Проведение ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ показали, что достаточно большое число учащихся не в силах справиться с самыми простыми заданиями,  если экзамены проводятся честно, без ответов в интернете или без возможности воспользоваться помощью репетиторов или учителей.

Часть учащихся сегодня не могут или не хотят учиться. Учебу заменяют выполнением домашних заданий, которые списываются из сборников готовых домашних заданий ( решебников), которых сейчас выпущено большое количество. В них приводятся не только решения заданий из учебников, но и заданий из дидактических материалов, предназначенных для проверки знаний и умений учащихся. Поэтому проведение различных видов проверочных работ для некоторых учеников превращается в переписывание решебников или заранее выполненных решений. Не всегда помогает и составленная учителем работа, так как  в Интернете можно по тексту задачи найти готовое решение.

Некоторых родителей устраивает такой вариант изучения математики. В начале сентября родители и дети буквально сметают с прилавков различные виды «Готовых домашних заданий». Почему-то принято считать, что ученик должен только предъявить учителю выполненное письменное домашнее задание.  Этих родителей, а потому и самого ученика не смущает, что домашнее задание просто переписано, а не понято, не усвоены приемы решения конкретного типа заданий. Поэтому на уроке ученик не в силах воспроизвести решение, не говоря о том, чтобы выполнить  аналогичные задания.  Наш опыт позволяет отметить, что при выполнении самостоятельной работы по домашнему заданию до 50% учащихся могут иметь неудовлетворительные отметки, хотя в тетрадях домашняя работа выполнена полностью и без ошибок.  Не секрет, что зачастую ученики очень быстро находят нужную им информацию в Интернете и очень ловко списывают решения. Все это уже доведено до абсурда: ученик не пытается даже прочитать задание, сразу открывает решебник и списывает решение.  Иногда поиск ответа в Интернете подводит. Вместо традиционного школьного подхода ученик находит сложные формулы, причем его не смущает, что в формулу водят неизвестные ему символы и обозначения. Так ученик 9 класса для возведения в степень нашел формулу, содержащую логарифмы, о которых он не имеет понятия. Зато ответ получен правильный.

Учителя пишут дидактические материал самостоятельно. Это увеличивает нагрузку на учителя, но не всегда приводит к нужному результату. Ученики по-прежнему находят ответы. Часть учеников просто не в силах разобраться в новом материале на уроке, а самостоятельно тем более не могут, особенно в том, как применять изученный материал даже при решении типовых задач.

Ни один человек, а тем более подросток, не любит признаваться публично в своей неудаче. Ответ у доски приносит удовлетворение только успешному ученику, повышает самооценку. Для слабого ученика ответ у доски – это мучение, которое часть детей, стараясь отвлечь внимание от своей неспособности справиться с заданием, превращает в клоунаду. Причем это может происходить и том случае, когда учитель хочет помочь ученику, вызывая его к доске и помогая ему вопросами, ответы на которые знает большинство учеников в классе, что не способствует повышению самооценки вызванного. Фронтальная проверка работы по готовым образцам мало помогает этим ученикам. Они просто не успевают закончить работу за отведенное время.

Опыт показал, что выходом из сложившейся ситуации являются обучающие самостоятельные работы, которые дают возможность ученику самостоятельно проверить свою работу по готовому образцу, решить еще раз это же задание или выполнить аналогичную работу с последующей самопроверкой. Задания такого типа дают возможность ученику работать в своем темпе и не переписывать лихорадочно решение с доски, не успевая понять смысл переписанного, надеясь потом разобраться с изучаемым материалом. Обучающая самостоятельная работа содержит задания, различные подсказки ,аналогичные тем, которые мы применяем, помогая ученику, работающему у доски, образцы решения самостоятельных работ и две проверочные работы. Одну из них, которая называется « Проверь себя!», ученик проверяет по готовым образцам. Вторая – типовая самостоятельная работа, которую проверяет учитель. В зависимости от изучаемого материала работа может занять один или два урока, т.е. на нее отводится столько же времени, сколько и всему классу. Обычно проверочную работу ученики, работающие индивидуально, пишут вместе с классом.

В качестве примера приведем обучающую самостоятельную работу по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений [1].

Задание  №1

1)                         a)

2)                          б)

3)                            в)

4)                           г)

5)                          д)

6)                         е)

7)                          ж)

8)                        з)

9)                        и)

1.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите ответ в следующем виде   5 – б .

2.Проверьте решения. Для этого возьмите карточку «Решение задания №1».

3.Если обнаружены ошибки, то исправьте их и перейдите к выполнению дополнительного задания №1.

4. Если ошибок нет, то переходите к выполнению задания №2.

Задание №2

  1.    2)    3)    4)     5) .

1. Решите уравнения.

2.Проверьте решение. Для этого возьмите карточку «Решение задания №2»

3. Если обнаружены ошибки, то исправьте их и перейдите к выполнению дополнительного задания №2.

4.Если ошибок нет, то перейдите к выполнению задания №3.

Примечание. При выполнении работы можно использовать решение  задания №1.

Дополнительное задание №2

  1.    2)    3)    4)    5)

1. Решите уравнения.

2.Проверьте решение. Для этого возьмите карточку «Решение дополнительного задания №2»

3. Перейдите к выполнению задания №3.

Примечание. При выполнении работы можно использовать решения  заданий №1 и.№2.

Решение задания №1

  1. ;  ;  
  2. ;  ,  

По такому же принципу нами разработаны все остальные задания, при составлении заданий использован принцип повышения сложности. Решение каждого последующего задания опирается на решение предыдущего. Последнее задание – это проверочная работа, которая оценивается учителем.

Эти задания могут применяться как в электронном, так и в бумажном варианте в зависимости от технических возможностей школы. Очень удобно проводить эти работы на сдвоенном уроке: хватает времени на всю самостоятельную работу. Также электронную версию можно разместить на сайте школы и применять в качестве домашнего задания. В этом случае нужно удалить контрольное задание, а затем ученик выполнит его уже на уроке.

        Наш опыт показал, что учащиеся, работавшие с такими обучающими заданиями, усваивают этот материал на уровне стандарта, что позволяет успешно решать задания базового уровня.

Литература

1.Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / [ А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.]; под ред. А.Н. Колмогорова – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Дидактические материалы по математике в номинации "Обучающие и развивающие игры"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность ребят на уроке, а главное, чтоб...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Обобщение опыта. Применение дидактических игры на уроках математики в условиях надомного обучения в коррекционной школе

Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное   достижение цели. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не т...

"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)

Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни дет...

Методические рекомендации по применению дидактических материалов на занятиях

Дидактические материалы помогают педагогам добиться лучшего результата за меньшее количество времени, заметно повышая эффективность и качество обучения....