"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Румянцева Юлия Алексеевна

Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни детей и подростков" , секция 3 "Язык и культура как средство формирования здоровьесберегающей среды в ОУ" 24 ноября 2016 года в ГБОУ СОШ №204 Центрального района СПб.

На конференции был представлен опыт работы учителей русского языка и технологии ГБОУ СОШ №309 Центрального района СПб. Все необходимы пособия и дидактические материалы к урокам и внеурочным занятиям по русскому языку, представленные в презентации, были выполнены на уроках технологии учащимися, как межпредметные  творческие проекты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Доброта для души то же, что здоровье для тела…»

Проблемы современной системы образования требуют нового интерпретирования значения понятия «образование». Его необходимо понимать не только как усвоение знаний, но и предусматривать развитие мыслящей, деятельной, творческой – а значит – здоровой личности. В большинстве случаев хорошая успеваемость и активная жизненная позиция являются посредниками благополучного состояния детей. Умственное развитие ребенка и его здоровье обязаны быть взаимодополняющими пластами в системе формирования целостной личности.

Следуя из этого, можно сказать, что каждое общеобразовательное учреждение обязано стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, поэтому такое значение мы сегодня придаем здоровьесберегающим технологиям в обучении. Слайд 2

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психологического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля» А.Шопенгауэр. Слайд 3, 4

Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Признаки индивидуального здоровья – это устойчивость к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития, текущее функциональное состояние и возможности организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития, а также уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить как взаимосвязь вышеперечисленных компонентов. Говоря простым и привычным для нас языком: «В здоровом теле – здоровый дух». «Здоровый дух» – нравственный компонент здоровья личности основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Нравственным здоровьем определена духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими представлениями о добре, любви и красоте.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы школьного курса. На этих уроках учащимся приходится много писать, читать, анализировать и рассуждать. Конечно же, важной частью в подготовке таких занятий – это рациональная организация урока (смена видов деятельности, физминутки в 5-6 классах и т.п.)

Помимо этого на уроках русского языка широко используются хорошо вам известные тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Языковой материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Слайд 5

Физическое здоровье, как уже было сказано выше, напрямую связано с нравственным здоровьем личности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек противоречащих нормальному образу жизни. Учебные занятия и внеурочная деятельность напрямую связаны с освоением родного языка, приобщению к культуре народов России. Все это является важными факторами в формировании нравственной культуры и следовательно здорового образа жизни: «Доброта для души, то же что здоровье для тела» утверждал Л.Н. Толстой. Слайд 6

В начале мне хотелось бы представить сборник  «Формирование культуры здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ» – результат  ОЭР, который вышел 2016 году, и который является итогом работы педагогов нашей школы по данному направлению, ставший методическим пособием. Слайд 7.

А теперь собственно из опыта нашей работы, те методические приемы и дидактические материалы, которые мы используем на уроках и внеурочных занятиях.

Изучение древнерусской литературы предполагает формирование патриотических убеждений, а также представление о чести и достоинстве человека. Изучение малых жанров фольклора дает представление о жизненных, семейных и духовных ценностях. Формы работы.

Составление тематических фольклорных сборников, раздаточный материал, включающий в себя распределение пословиц и поговорок по тематическим группам (о добре, о справедливости, о доме, об уме, о богатстве и бедности и т.п.). Слайд 8.

Составление стилизованных текстов (работа самостоятельная или с родителями –семейные проекты) по составлению летописи, поучений, хождений, посланий. Т.к. эти жанры направлены не только современникам, но и потомкам. Слайд 9,10.

Работа с лексическим значением слова. (Раздаточный материал Милосердие по Далю.)

Изучение народных обрядов связанных с языческой, славянской  и христианской культуры определяют интерес к истории народа, воспитывают уважение к традициям. Слайд 11.

Форма работы: творческие работы, интерактивные и интегрированные работы, представленные в рамках традиционной для нашей школы весенней конференции Малой Академии наук. Масленица и карнавал «5 время года» ( сравнение двух культурных явлений). Слайд 10.

Работа на подобные темы предполагает формирование интереса не только к русской культурной традиции, но и интерес и уважение к обычаям других народов, тем самым воспитывая толерантность.

Немаловажным фактором также является отношение к родной природе. Это и создание иллюстраций к стихотворениям, сборники и презентации «Русская природа – источник вдохновения».

Театрализованные уроки, духовно-нравственные беседы, игры, квесты, литературные киногостиные – это только малая часть того, что как мне кажется, каждый из нас использует в своей работе. Слайд 12-15.

А закончить свое выступление хотелось бы словами Сухомлинского В. А., который отмечал, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

И хочется надеяться, что результатом нашей с вами работы станет личность, здоровая духовно и нравственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...