Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

         Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы над темой «Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка»

                 

                 В нашей сельской малокомплектной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя,  отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.

      В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Всё остальное они приобретают в ходе обучения, прежде всего, в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам (в частности, работа в объединённых классах-комплектах, уменьшение количества часов на преподавание) учителя и родители не научили и не привили детям соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.

2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали учёные-педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. При уменьшении количества часов на изучение базовых предметов, не уменьшается объём изучаемого материала, а в связи с подготовкой к ЕГЭ, он значительно увеличивается.   Причём всё это осуществляется без опоры на желания и мотивы обучающихся. Добавить необходимо, что обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».

3. Ещё одна причина: убогость школьной жизни и самого учебного процесса. Монотонность и однообразие занятий, убранства классов, отсутствие быстрой смены событий, ярких впечатлений и новых встреч, к тому же необходимость долгое время сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной.  

4. Однообразно-настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях, плохо стимулирует стремление овладевать знаниями. Складывается типичный взгляд на ребёнка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями. Такое отношение воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.

5. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.

                Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы.  Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

             Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка   с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, -  определила для себя основные задачи:

  1. Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой имеющихся в дидактике стимулов, позволяющих побуждать школьников к учебно-познавательной деятельности.
  2. Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и  усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
  3. Внедрить в практику своей  работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.

                     В ходе работы над темой по самообразованию «Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка» появилось желание разработать педагогический проект «Учение без принуждения», который бы позволил чётко спланировать и организовать работу по проведению  педагогического эксперимента и апробации своей  инновационной педагогической системы по повышению мотивации  учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Проект рассчитан на 5 лет (2011-2015годы). На данный момент завершён подготовительный этап и начата работа по реализации экспериментальной части проекта. В июне 2011 года пройдены курсы повышения квалификации при ТОИПКРО по теме «Современные подходы в обучении русскому языку в старшей школе (Деятельностный подход при подготовке к ЕГЭ)» в количестве 72 часов. Участие в разработке и реализации районного методического проекта «Дидактическая компетентность учителя – основа эффективности урока» в 2010-2011 учебном году значительно расширило  знания о современных образовательных технологиях, методах и приёмах, применяемых с целью активизации деятельности обучающихся на уроках. Изучение соответствующей педагогической литературы позволило определиться с рядом ключевых понятий: мотив, виды и уровни мотивов,  мотивация как система стимулов, методы мотивации, приёмы мотивации.  Анкетирование обучающихся по методике «Мотивация учебно-познавательной деятельности» позволило выявить основные мотивы, которые побуждают школьников к изучению русского языка.

       Человек включается в любую (в том числе в учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определённый мотив для её выполнения. В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и  взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается  в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов.

Мотивация как система стимулов.

  1. Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса  находить новое, неизвестное.  Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать  работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
  2. Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и   культуроведческой  компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся 5-11 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» -  и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).  

 Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение позволяют мне во многом решать вопросы, связанные с повышением внутренней мотивации обучающихся.

  1. Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из  педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.
  2. Оценка. Влияние оценки может быть двояким. Либо полученная отметка стимулирует ученика на более  упорное и успешное овладение знаниями. Либо, если невысокая оценка повторяется и приводит к каким-то санкциям родителей, учителей, насмешкам товарищей, отбивает желание учиться. Очень важно, как она подаётся, как используется, какая деятельность и какие отношения вокруг этой оценки и этого ученика складываются. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.
  3. Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем,  и самим учеником. Создавать атмосферу комфорта и ситуации успеха позволяет использование здоровьесберегающих технологий. 
  4. Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Но самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность. Приёмы игровых технологий также очень часто использую в практике своей работы, особенно на заключительных уроках по изучению учебного курса.

Методы мотивации

Мотивация

2 пути

                                            Заставить            Заинтересовать

   Методы стимулирования долга        Методы формирования и развития

   и ответственности                                познавательной деятельности

Приёмы:

1. Разъяснение общественной и               1. Эмоциональное стимулирование

личной значимости обучения                   2. Показ практической и личной

2. Поощрение и наказание                            значимости изучаемого материала

(должно постоянно усиливаться)             3. Использование игр

3. Предъявление посильных                     4. Оказание помощи

учебных требований

         Анализ проделанной на данный момент работы по педагогическому  проекту позволяет сделать следующие выводы:

  1. мотивы учебно-познавательной деятельности имеются у всех обучающихся 5-8, 10-11 классов
  2. разнообразие мотивов учебно-познавательной деятельности свойственно в большей степени  обучающимся 6-8 классов, у старшеклассников преобладает важный социальный мотив, связанный с подготовкой к будущей профессии, - успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации по русскому языку, что  позволит им получить аттестат об окончании средней школы и продолжить образование в вузах и ссузах
  3. использование различных методов и приёмов, педагогических технологий (РКМЧП, дебаты, проектная и исследовательская деятельность, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии), в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, способствует активизации познавательной деятельности школьников, увеличению количества учеников, участвующих в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах (табл.1); позволяет добиваться стабильных результатов обучения (табл.2).
  4. введение в школьный учебный план авторского элективного курса по русскому языку для 9 класса «Готовимся к ГИА: Работа с текстом» позволило повысить результативность прохождения государственной (итоговой) аттестации девятиклассниками:

 показатели сдачи ГИА обучающимися 9 класса в 2011 году:

абсолютная успеваемость – 100%, качество – 67%.

Для сравнения: 2009год: абсолютная успеваемость – 100%, качество – 33%.

Таблица 1.

Уровень личностного развития и творческих достижений обучающихся  

Участие учащихся во внеклассных формах работы

Учебный год

класс

Кол-во участников

В т. ч. учащихся-призёров из числа участников

Победители

 (1 места)

Призёры (2-3 места)

Из классов

учащихся

Из классов

учащихся

III межрегиональная интернет-олимпиада  школьников по журналистике

«Я - журналист»

2009-2010

9

1

9

1

II Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку

2011-2012

6,10

6

Заочная областная олимпиада по русскому языку

2010-2011

7

3

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2010-2011

9,10

2

10

1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2011-2012

10,11

3

Районная олимпиада по русскому языку среди обучающихся 5-8 классов

2010-2011

5,6,7

11

6,7,

2

Международный конкурс-игра  по языкознанию «Русский медвежонок»

2007-2008

6,9-11

9

Международный конкурс-игра по языкознанию «Русский медвежонок»

2008-2009

5,7,9-11

17

Международный конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

2009-2010

5-6,8

10-11

10

6

1

(в районе)

Международный конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

2010-2011

5-7,9-11

15

Международный конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

2011-2012

05.11.11

10

Муниципальная научно-практическая конференция «Юные исследователи-2008»

2007-2008

7

1

Областной конкурс «Мой школьный словарик»

2007-2008

11

1

Районный конкурс сочинений «Мой Президент моей страны»

2007-2008

11

1

11

1

Областной конкурс «Лингвистическая миниатюра»

2009-2010

8

1

8

1

IX областной конкурс творческих работ

«Я и мои права»

2009-2010

9

1

9

1

Всероссийский Молодёжный предметный чемпионат по филологии

2010-2011

5-7,

10-11

12

7

1 (в районе)

7;10

2 (в районе)

Всероссийский Молодёжный предметный чемпионат по филологии

2011-2012

5-8,

10-11

11

Таблица №2.

Результаты учебных достижений обучающихся  по годам обучения

Вид контроля (административный, выпускные экзамены, тестирование)

Учебные годы

Обучал (а) кол-во

Сроки проведения

% участия учащихся

Результаты проверки

Результаты подготовки учащихся (по профилю) в системем образования области по данным регионального мониторинга (для сравнения)

класс

уч-ся

Справились  без «2»

Кол-во, %

В.т.ч. на «4» и «5»

Кол-во, %

Уровень усвоения стандарта (без «2»)

В т.ч. на «4» и «5»

ГИА-9

2008-2009

9

6

Май 2009г.

100,00%

6 чел. - 100%

2 чел.-33%

ГИА-9

2010-2011

9

3

Май 2011г.

100,00%

3чел. - 100%

2 чел. - 67%

91,80%

57,60%

ЕГЭ

2008-2009

11

3

30.05.09

100,00%

3 чел.-100%

ср.балл- 51

98,98%

ср.балл — 59,23

ЕГЭ

2009-2010

11

5

30.05.10

100,00%

5 чел.-100%

ср.балл-51,2

99,01%

ср.балл — 60,5

Региональное тестирование по русскому языку

2009-2010

10

5

17.02.10

100,00%

5 чел.-100%

2 чел.-40%

80,5%

36,9%

Региональное тестирование по русскому языку

2011-2012

10

3

05.10.11

100,00%

3 чел.-100%

3 чел.-100%

97,10%

52,51%

Региональное тестирование по русскому языку

2011-2012

5

2

03.10.11

100,00%

2 чел.-100%

1 чел.-50%

77,70%

37,61%

Промежуточная итоговая аттестация

2008-2009

5

7

Май 2009г.

100,00%

7 чел.-100%

5 чел.-71%

Промежуточная итоговая аттестация

2009-2010

6

7

Май 2010г.

100,00%

7 чел.-100%

5 чел.-71%

Промежуточная итоговая аттестация

2010-2011

10

8

18.05.11

100,00%

8 чел.-100%

4 чел. -50%

Районная контрольная работа  по русскому языку (диктант)

2010-2011

5

4

06.12.10

100,00%

4 чел.-100%

3 чел.-75%

Районная контрольная работа  по русскому языку (диктант)

2010-2011

6

3

18.12.10

100,00%

3 чел.-100%

2 чел.- 67%

Районная контрольная работа  по русскому языку (диктант)

2010-2011

7

7

17.12.10

100,00%

7 чел.-100%

6 чел.-86%

Районная контрольная работа  по русскому языку (диктант)

2011-2012

6

4

21.12.10

100,00%

4 чел.-100%

3 чел.- 75%

Районная контрольная работа  по русскому языку (диктант)

2011-2012

8

6

19.12.10

100,00%

6 чел.-100%

5 чел.-83%

    Перспективы  дальнейшей работы связаны с реализацией в полном объёме педагогического проекта «Учение без принуждения»,  а также обобщением опыта работы по созданию своей  инновационной педагогической системы по повышению мотивации  учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка.

Литература:

  1. Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60.
  2. Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106.
  3. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44.
  4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117.
  5. Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75.
  6. Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литерауры.

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобр...

Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе

Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»

Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. ...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...