Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Брысина Надежда Александровна

 На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.

Данная разработка урока содержит технологическую карту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brysina_umn_ur.docx87.41 КБ
Office presentation icon brysina_umn_ur.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разработка урока по теме

«Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)»

Класс 8

ФИО учителя Брысина Н.А.

Предмет:  алгебра

ГБОУ Школа №867

2016-2017 учебный год

Конспект урока по алгебре (8 класс)

Тема: Решение задач с помощью рациональных уравнений. ( первый урок по теме)

Цель урока: формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении задач с последующей проверкой найденных решений на соответствие условию задачи, знакомство учащихся с методом подобия при решении текстовых задач, совершенствование вычислительных навыков.

Задачи урока: - образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «рациональное уравнение», «корень уравнения»; решать рациональные уравнения методом подобия.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы решения уравнений в зависимости от  условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска STARBOARD, проектор,  учебник, тетрадь, карточки для самостоятельной работы, презентация к уроку.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Цель этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познаватель

ные

Регулятив

ные

Коммуникативные, личностные

1

Организационный момент

Быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

1

Взаимные приветствия учителя и уч-ся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку, внешний вид.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».

Прогнозирование своей деятельности.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2

Проверка домашнего задания

Исправление ошибок по домашней работе, выборочная проверка.

3

Устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

Задают вопросы по д/р, сообщают краткое решение или ответы.

Структурирование собственных знаний.

Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

3

Вводная беседа. Актуализация знаний.

обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.

2

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

4

Фронтальная работа

  1. повторение пройденного на предыдущем уроке
  2. подготовка учащихся к восприятию нового материала

6

Задает вопросы по повторению и готовит к восприятию новой темы

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Делают выводы, обобщения.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

5

Изучение нового материала

познакомить учащихся с решением текстовых задач на движение с помощью дробных рациональных уравнений

4

сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.

в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

6

Физкультминутка

Разминка для глаз

1

Предлагает провести

 разминку

Ответственный проводит разминку

Уметь брать инициативу в организации совместного действия, общаться и взаимодействовать с коллективом

7

Тренировочные упражнения

  1. формирование у учащихся навыков  решения текстовых задач на движение с помощью дробных рациональных уравнений
  2. познакомить учащихся с методом подобия при решении текстовых задач

15

Координирует ход работы учащихся, консультирует при возникновении затруднений.

Создает проблемную ситуацию.

Создает ситуацию тайны.

Сопоставляют уравнения и способы их решения.

Решают уравнение и находят выход из проблемной ситуации

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

 Различают способы и результат действия

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

8

Закрепление нового материала

Самостоятельная работа

10

Дает пояснения для выполнения с/р.

Выполняют с/р.

Ориентируются на разнообразие способов решения задач

Различают способ и результат действия

Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.

9

Подведение итогов

Обобщение полученных знаний.

1

Подводит учащихся к итогу урока

Анализируют урок

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

10

Домашняя работа

Консультация по домашней работе.

1

Дает пояснения к домашней работе.

Задают вопросы по заданиям

Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Сличать свой способ действия с эталоном

Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Ход урока:

  1. Организационный момент: настройка учащихся на успешную работу на уроке, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале.

  1. Проверка домашнего задания: выборочно.

  1. Вводная беседа. Актуализация знаний: вводные вопросы для постановки  цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
  2. Фронтальная работа:

а) (слайд № 2) Вопрос: среди данных уравнений есть ли дробно-рациональные? (Ответ: уравнение № 3)

 б) (слайд № 2) Вопрос: Могут ли числа  являться корнями этого уравнения? (Ответ: числа 3 и -8  - не могут, т.к. знаменатель обращается в ноль)

в) (слайд № 3) Задание: найти общий знаменатель уравнений.

(Ответ:  1. (х-3)(х+4);   2. (х+4)2;   3 2(х+3);    4. (х-3)

г) (слайд № 4) Задание: решить уравнение, один учащийся на доске.

(Ответ y=)

5. Изучение нового материала:

а) (слайд № 5) «Этапы решения текстовых задач»

б) (слайд № 6) «При решении задач на движение необходимо помнить, что…»

6. Физкультминутка (упражнения для глаз) (во время проведения физкультминутки учитель раздает карточки с текстом самостоятельной работы и с домашней работой).

7. Тренировочные упражнения:

а) (слайд № 7)  выходят учащиеся к доске, заполняеют таблицу, затем решают уравнение (возможно обсуждение).

б) (слайд № 8)  выходит учащийся к доске и с помощью учителя и учащихся заполняет таблицу, затем решает уравнение).

в) (слайд № 9)  учитель рассказывает построение графика движения, задает вопросы учащимся о подобии треугольников, учащиеся  делают вывод о равенстве двух отношений, решают пропорцию и находят ответ к задаче).

8. Закрепление нового материала: выполнение  самостоятельной работы

(текст и решение  см. приложение № 2.

9. Подведение итогов (учащиеся сами подводят итог, учитель объявляет отметки за урок).

За работу на уроке следующие учащиеся получили отметки:

Спасибо Анастасия – отлично,

Урываева Мария – отлично,

Кодинец Алина  – отлично,

Боброва Елена – хорошо,

Илларионова Надежда  – хорошо,

Малахина Алена – удовлетворительно.

9. Домашняя работа  (на карточках у учащихся) -  комментарии учителя.

Урок окончен, всем спасибо!!!

Итоги самостоятельной работы:

12 февраля из 28 учащихся в классе присутствовало 23 человека.

Класс

Писало

оценки

кач

усп

5

4

3

2

21

8

9

3

1

81

95

%

38

43

14

5

Были допущены ошибки:

  1. вычислительные;
  2. логические при составлении уравнения

На следующем уроке проведена работа над ошибками и продолжено изучение темы.

Приложение № 1

Задачи для урока:

Задача №1 (сайт mathege.ru, № 5659).

Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Замечание для учащихся: в задаче любую из неизвестных величин можно обозначить за х, но так как по условию задачи необходимо найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым, то целесообразнее именно эту величину обозначить за х.

V(км/ч)

T (ч)

S (км)

Iв

х+3

88

IIв

х

88

Составим уравнение на основании того, что первый велосипедист приехал к финишу на 3 часа раньше второго.

          

;

D=361,   D>0,  по обратной теореме Виета, x1=8, x2=-11, х2- не подходит по условию задачи.

Ответ: 8 км/ч скорость второго велосипедиста

Задача №2 (сайт mathege.ru, № 5689).

Моторная лодка прошла против течения реки 120 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Замечание для учащихся: по условию задачи необходимо найти скорость лодки в неподвижной воде, следовательно эту величину принимаем за х.

V(км/ч)

T (ч)

S (км)

Против течения

х-1

120

По течению

х +1

120

Составим уравнение на основании того, что на путь по течению лодка затратила  на 2 часа меньше, чем на путь против течения.

-=2;  120:(х2-1)=1; х2=121; х1=11, х2=-11 – не подходит по усл. задачи.

Ответ: 11 км/час скорость лодки в неподвижной воде.

Задача №3 (А.В. Шевкин «Текстовые задачи в школьном курсе математики, контрольная работа № 2, задача № 2).

Два пешехода вышли одновременно из своих сел A и B навстречу друг другу. По-

сле встречи первый шел 25 минут до села B, а второй шел 36 минут до села A. Сколько минут они шли до встречи?

Решение:

Построим схематично график движения первого и второго пешеходов: АС и DB соответственно. Точка О – момент их встречи. x– время с момента выхода пешеходов до встречи, х>0.

  1. По условию задачи МС=25, NB=36.
  2.  по первому признаку, следовательно .
  3.  по первому признаку, следовательно  .
  4. Из полученных пропорций имеем .

                                                                   

                                                                    ;

                                                                     - не подходит по условию задачи;   

Ответ: 30 минут.   

Приложение № 1 – презентация для урока

Приложение № 2 (задание для самостоятельной работы)

I вариант

II вариант

III вариант

1. Прочитайте задачу: «Расстояние между двумя причалами по реке равно 12 км. На путь от одного причала до другого против течения моторная лодка затратила на 1 час больше, чем на обратный путь по течению. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 1 км/ч.»

Пусть х км/ч — собственная скорость лодки. Выберите уравнение, соответствующее условию задачи.

1)  ;

2)  ;

3) ;

4)  12(х+1)-12(х-1)=1.

2. Решите задачу:

Баржа проплыла по течению реки 60 км и, повернув обратно, проплыла еще 20 км, затратив на весь путь 7 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения равна 1км/ч. Ответ дайте в км/ч

1. Прочитайте задачу: «Теплоход прошел по течению реки 24 км и столько же обратно, затратив на весь путь 7 ч. Определите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 1 км/ч.»

Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначена собственная скорость теплохода (в км/ч).

1)  ;

2) ;

3)  7((х+1)+(х-1))=24*2;

4)  3,5(x+1)+3,5(x-1)=24.

2. Решите задачу:

Баржа прошла против течения 24 км и, вернулась обратно, затратив на обратный путь на 3 часа меньше, чем на путь против течения.. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения равна 2км/ч. Ответ дайте в км/ч

1. Моторная лодка прошла 48 км по течению реки и вернулась обратно, потратив на весь путь 7 часов. Скорость течения реки равна 2 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.

Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х км/ч. Какое уравнение соответствует данному условию?

1)  

2)  

3)  ;

4)  

2. Решите задачу:

Расстояние между пристанями А и В равно 48 км. Отчалив от пристани А в 9:00 утра, теплоход проплыл с постоянной скоростью до пристани В. После двухчасовой стоянки у пристани В теплоход отправился в обратный рейс и прибыл в А в тот же день в 20:00. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

Решение заданий самостоятельной работы.

1 вариант

Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 2.

Решение задачи №2

Пусть х км/ч –собственная скорость баржи. Из условия задачи х>1.

;  7x2-80x+33=0; D=5476=742.  x1=11; x2= - не подходит по усл. задачи.

Ответ: 11 км/ч.

II вариант

Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 1

. Решение задачи №2

Пусть х км/ч –собственная скорость баржи. Из условия задачи х>2.

;    x2=36;    x1=6;   x2=-6 – не подходит по усл. задачи.

Ответ: 6 км/ч.

III вариант

Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 1.

Решение задачи №2

Пусть х км/ч –собственная скорость теплохода. Из условия задачи х>4 и время в пути составило 9 часов.

 3х2-32х-48=0;  D=1600; x1=12;  x2=-  - не подходит по усл. задачи.

Ответ: 12 км/ч.

Приложение № 3 (карточка с домашним заданием)

  1. Придумайте задачу, решение которой приводит к уравнению .

  1. Два пешехода одновременно выходят навстречу друг другу из пунктов А и В и встречаются через полчаса. Продолжая движение, первый прибывает в В на 11 минут раньше, чем второй в А. За какое время преодолел расстояние АВ каждый пешеход?

  1. № 612 из учебника

  1. № 677 (б) – по желанию.

Используемая литература:

  1. А.В. Шевкин «Текстовые задачи в школьном курсе математики(5-9 классы).

  1. Ю.Н. Макарычев и др. «Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы»

  1. И.В. Ященко, А.В. Семенов, П.И. Захаров «Подготовка к экзамену по математике ОГЭ- 9 (новая форма) 2016 г.»

  1. С.А. Шестаков, Д.Д. Гущин «ЕГЭ 2016. Математика. Задача В12. Рабочая тетрадь»

  1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич «Сборник задач по алгебре»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №1 Из данных уравнений выберите дробно-рациональные. Могут ли числа 3 ;-3; -5;-8;8 являться корнями дробно-рационального уравнения?

Слайд 3

Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №2 Найдите наименьшийобщий знаменатель к каждому из этих уравнений =1

Слайд 4

Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №3 Решите уравнение:

Слайд 5

Решение задач с помощью рациональных уравнений Этапы решения текстовых задач: Введение неизвестной величины; Составление уравнения (или нескольких уравнений)и (при необходимости) неравенств; Решение полученных уравнений; Отбор решений по смыслу задачи.

Слайд 6

Решение задач с помощью рациональных уравнений При решении задач на движение надо помнить, что СКОРОСТЬ – величина положительная ; Зависимость между скоростью, временем и пройденным путем выражается формулами 3.

Слайд 7

Решение задач с помощью рациональных уравнений Задача №1 Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на з км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, прибывшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч. V t S I II

Слайд 8

Решение задач с помощью рациональных уравнений Задача № 2 Моторная лодка прошла против течения реки 120 км и вернулась в пункт назначения, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч. V t S Пр. теч. По теч.

Слайд 9

Решение задач с помощью рациональных уравнений s D A C B t M Задача №3 Два пешехода вышли одновременно из своих сел А и В навстречу друг другу. После встречи первый шел 25 минут до села В, а второй шел 36 минут до села А. Сколько минут они шли до встречи? ( Для решения задачи воспользуемся методом подобия ) N O X 25 x 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Решение задач с помощью рациональных уравнений" алгебра 8 класс

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений", урок  по созданию условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках ма...

Методическкая разработка открытого урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"

На уроке используются старинные и занимательные задачи. Для работы на уроке учащиеся объединяются в творческие группы....

разработка урока по теме "Решение задач с помощью формул сокращенного умножения"

Тема: Решение задач с помощью формул сокращённого умножения.Класс: 7 класс.Цель:  Формирование оценочной деятельности на уроке математики при  решении задач с помощью формул сокращённого умн...

Разработка урока на тему: "Решение задач с помощью рациональных уравнений". ФГОС

Урок открытия нового знания разработан в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по теме: "Решение задач с помощью рациональных уравнений", 8 класс

Разработка урока в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...

Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...

Урок в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Урок в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...