Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.
Данная разработка урока содержит технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brysina_umn_ur.docx | 87.41 КБ |
brysina_umn_ur.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разработка урока по теме
«Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)»
Класс 8
ФИО учителя Брысина Н.А.
Предмет: алгебра
ГБОУ Школа №867
2016-2017 учебный год
Конспект урока по алгебре (8 класс)
Тема: Решение задач с помощью рациональных уравнений. ( первый урок по теме)
Цель урока: формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении задач с последующей проверкой найденных решений на соответствие условию задачи, знакомство учащихся с методом подобия при решении текстовых задач, совершенствование вычислительных навыков.
Задачи урока: - образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «рациональное уравнение», «корень уравнения»; решать рациональные уравнения методом подобия.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска STARBOARD, проектор, учебник, тетрадь, карточки для самостоятельной работы, презентация к уроку.
Технологическая карта урока:
№ | Этап урока | Цель этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
Познаватель ные | Регулятив ные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1 | Организационный момент | Быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. | 1 | Взаимные приветствия учителя и уч-ся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку, внешний вид. | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. | Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока». | Прогнозирование своей деятельности. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2 | Проверка домашнего задания | Исправление ошибок по домашней работе, выборочная проверка. | 3 | Устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки. | Задают вопросы по д/р, сообщают краткое решение или ответы. | Структурирование собственных знаний. | Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения. |
3 | Вводная беседа. Актуализация знаний. | обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия. | 2 | Вступительное слово учителя. Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | Поиск и выделение необходимой информации. | Постановка цели учебной задачи. | Умение слушать и вступать в диалог. |
4 | Фронтальная работа |
| 6 | Задает вопросы по повторению и готовит к восприятию новой темы | Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Делают выводы, обобщения. | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Умение слушать и вступать в диалог |
5 | Изучение нового материала | познакомить учащихся с решением текстовых задач на движение с помощью дробных рациональных уравнений | 4 | сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. | анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. | в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. | выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. | |
6 | Физкультминутка | Разминка для глаз | 1 | Предлагает провести разминку | Ответственный проводит разминку | Уметь брать инициативу в организации совместного действия, общаться и взаимодействовать с коллективом | ||
7 | Тренировочные упражнения |
| 15 | Координирует ход работы учащихся, консультирует при возникновении затруднений. Создает проблемную ситуацию. Создает ситуацию тайны. | Сопоставляют уравнения и способы их решения. Решают уравнение и находят выход из проблемной ситуации | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | Различают способы и результат действия | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
8 | Закрепление нового материала | Самостоятельная работа | 10 | Дает пояснения для выполнения с/р. | Выполняют с/р. | Ориентируются на разнообразие способов решения задач | Различают способ и результат действия | Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. |
9 | Подведение итогов | Обобщение полученных знаний. | 1 | Подводит учащихся к итогу урока | Анализируют урок | Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. | Адекватно воспринимать оценку учителя. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
10 | Домашняя работа | Консультация по домашней работе. | 1 | Дает пояснения к домашней работе. | Задают вопросы по заданиям | Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи | Сличать свой способ действия с эталоном | Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи |
Ход урока:
- Организационный момент: настройка учащихся на успешную работу на уроке, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих учащихся в классном журнале.
- Проверка домашнего задания: выборочно.
- Вводная беседа. Актуализация знаний: вводные вопросы для постановки цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
- Фронтальная работа:
а) (слайд № 2) Вопрос: среди данных уравнений есть ли дробно-рациональные? (Ответ: уравнение № 3)
б) (слайд № 2) Вопрос: Могут ли числа являться корнями этого уравнения? (Ответ: числа 3 и -8 - не могут, т.к. знаменатель обращается в ноль)
в) (слайд № 3) Задание: найти общий знаменатель уравнений.
(Ответ: 1. (х-3)(х+4); 2. (х+4)2; 3 2(х+3); 4. (х-3)
г) (слайд № 4) Задание: решить уравнение, один учащийся на доске.
(Ответ y=)
5. Изучение нового материала:
а) (слайд № 5) «Этапы решения текстовых задач»
б) (слайд № 6) «При решении задач на движение необходимо помнить, что…»
6. Физкультминутка (упражнения для глаз) (во время проведения физкультминутки учитель раздает карточки с текстом самостоятельной работы и с домашней работой).
7. Тренировочные упражнения:
а) (слайд № 7) выходят учащиеся к доске, заполняеют таблицу, затем решают уравнение (возможно обсуждение).
б) (слайд № 8) выходит учащийся к доске и с помощью учителя и учащихся заполняет таблицу, затем решает уравнение).
в) (слайд № 9) учитель рассказывает построение графика движения, задает вопросы учащимся о подобии треугольников, учащиеся делают вывод о равенстве двух отношений, решают пропорцию и находят ответ к задаче).
8. Закрепление нового материала: выполнение самостоятельной работы
(текст и решение см. приложение № 2.
9. Подведение итогов (учащиеся сами подводят итог, учитель объявляет отметки за урок).
За работу на уроке следующие учащиеся получили отметки:
Спасибо Анастасия – отлично,
Урываева Мария – отлично,
Кодинец Алина – отлично,
Боброва Елена – хорошо,
Илларионова Надежда – хорошо,
Малахина Алена – удовлетворительно.
9. Домашняя работа (на карточках у учащихся) - комментарии учителя.
Урок окончен, всем спасибо!!!
Итоги самостоятельной работы:
12 февраля из 28 учащихся в классе присутствовало 23 человека.
Класс | Писало | оценки | кач | усп | |||
5 | 4 | 3 | 2 | ||||
8б | 21 | 8 | 9 | 3 | 1 | 81 | 95 |
% | 38 | 43 | 14 | 5 |
Были допущены ошибки:
- вычислительные;
- логические при составлении уравнения
На следующем уроке проведена работа над ошибками и продолжено изучение темы.
Приложение № 1
Задачи для урока:
Задача №1 (сайт mathege.ru, № 5659).
Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Замечание для учащихся: в задаче любую из неизвестных величин можно обозначить за х, но так как по условию задачи необходимо найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым, то целесообразнее именно эту величину обозначить за х.
V(км/ч) | T (ч) | S (км) | |
Iв | х+3 | 88 | |
IIв | х | 88 |
Составим уравнение на основании того, что первый велосипедист приехал к финишу на 3 часа раньше второго.
;
D=361, D>0, по обратной теореме Виета, x1=8, x2=-11, х2- не подходит по условию задачи.
Ответ: 8 км/ч скорость второго велосипедиста
Задача №2 (сайт mathege.ru, № 5689).
Моторная лодка прошла против течения реки 120 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Замечание для учащихся: по условию задачи необходимо найти скорость лодки в неподвижной воде, следовательно эту величину принимаем за х.
V(км/ч) | T (ч) | S (км) | |
Против течения | х-1 | 120 | |
По течению | х +1 | 120 |
Составим уравнение на основании того, что на путь по течению лодка затратила на 2 часа меньше, чем на путь против течения.
-=2; 120:(х2-1)=1; х2=121; х1=11, х2=-11 – не подходит по усл. задачи.
Ответ: 11 км/час скорость лодки в неподвижной воде.
Задача №3 (А.В. Шевкин «Текстовые задачи в школьном курсе математики, контрольная работа № 2, задача № 2).
Два пешехода вышли одновременно из своих сел A и B навстречу друг другу. По-
сле встречи первый шел 25 минут до села B, а второй шел 36 минут до села A. Сколько минут они шли до встречи?
Решение:
Построим схематично график движения первого и второго пешеходов: АС и DB соответственно. Точка О – момент их встречи. x– время с момента выхода пешеходов до встречи, х>0.
- По условию задачи МС=25, NB=36.
- по первому признаку, следовательно .
- по первому признаку, следовательно .
- Из полученных пропорций имеем .
;
- не подходит по условию задачи;
Ответ: 30 минут.
Приложение № 1 – презентация для урока
Приложение № 2 (задание для самостоятельной работы)
I вариант | II вариант | III вариант |
1. Прочитайте задачу: «Расстояние между двумя причалами по реке равно 12 км. На путь от одного причала до другого против течения моторная лодка затратила на 1 час больше, чем на обратный путь по течению. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 1 км/ч.» Пусть х км/ч — собственная скорость лодки. Выберите уравнение, соответствующее условию задачи. 1) ; 2) ; 3) ; 4) 12(х+1)-12(х-1)=1. 2. Решите задачу: Баржа проплыла по течению реки 60 км и, повернув обратно, проплыла еще 20 км, затратив на весь путь 7 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения равна 1км/ч. Ответ дайте в км/ч | 1. Прочитайте задачу: «Теплоход прошел по течению реки 24 км и столько же обратно, затратив на весь путь 7 ч. Определите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 1 км/ч.» Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначена собственная скорость теплохода (в км/ч). 1) ; 2) ; 3) 7((х+1)+(х-1))=24*2; 4) 3,5(x+1)+3,5(x-1)=24. 2. Решите задачу: Баржа прошла против течения 24 км и, вернулась обратно, затратив на обратный путь на 3 часа меньше, чем на путь против течения.. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения равна 2км/ч. Ответ дайте в км/ч | 1. Моторная лодка прошла 48 км по течению реки и вернулась обратно, потратив на весь путь 7 часов. Скорость течения реки равна 2 км/ч. Найдите собственную скорость лодки. Пусть скорость лодки в неподвижной воде равна х км/ч. Какое уравнение соответствует данному условию? 1) 2) 3) ; 4) 2. Решите задачу: Расстояние между пристанями А и В равно 48 км. Отчалив от пристани А в 9:00 утра, теплоход проплыл с постоянной скоростью до пристани В. После двухчасовой стоянки у пристани В теплоход отправился в обратный рейс и прибыл в А в тот же день в 20:00. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч. |
Решение заданий самостоятельной работы.
1 вариант
Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 2.
Решение задачи №2
Пусть х км/ч –собственная скорость баржи. Из условия задачи х>1.
; 7x2-80x+33=0; D=5476=742. x1=11; x2= - не подходит по усл. задачи.
Ответ: 11 км/ч.
II вариант
Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 1
. Решение задачи №2
Пусть х км/ч –собственная скорость баржи. Из условия задачи х>2.
; x2=36; x1=6; x2=-6 – не подходит по усл. задачи.
Ответ: 6 км/ч.
III вариант
Ответ к заданию № 1- условию задачи соответствует уравнение № 1.
Решение задачи №2
Пусть х км/ч –собственная скорость теплохода. Из условия задачи х>4 и время в пути составило 9 часов.
3х2-32х-48=0; D=1600; x1=12; x2=- - не подходит по усл. задачи.
Ответ: 12 км/ч.
Приложение № 3 (карточка с домашним заданием)
- Придумайте задачу, решение которой приводит к уравнению .
- Два пешехода одновременно выходят навстречу друг другу из пунктов А и В и встречаются через полчаса. Продолжая движение, первый прибывает в В на 11 минут раньше, чем второй в А. За какое время преодолел расстояние АВ каждый пешеход?
- № 612 из учебника
- № 677 (б) – по желанию.
Используемая литература:
- А.В. Шевкин «Текстовые задачи в школьном курсе математики(5-9 классы).
- Ю.Н. Макарычев и др. «Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы»
- И.В. Ященко, А.В. Семенов, П.И. Захаров «Подготовка к экзамену по математике ОГЭ- 9 (новая форма) 2016 г.»
- С.А. Шестаков, Д.Д. Гущин «ЕГЭ 2016. Математика. Задача В12. Рабочая тетрадь»
- М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич «Сборник задач по алгебре»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №1 Из данных уравнений выберите дробно-рациональные. Могут ли числа 3 ;-3; -5;-8;8 являться корнями дробно-рационального уравнения?
Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №2 Найдите наименьшийобщий знаменатель к каждому из этих уравнений =1
Решение задач с помощью рациональных уравнений Задание №3 Решите уравнение:
Решение задач с помощью рациональных уравнений Этапы решения текстовых задач: Введение неизвестной величины; Составление уравнения (или нескольких уравнений)и (при необходимости) неравенств; Решение полученных уравнений; Отбор решений по смыслу задачи.
Решение задач с помощью рациональных уравнений При решении задач на движение надо помнить, что СКОРОСТЬ – величина положительная ; Зависимость между скоростью, временем и пройденным путем выражается формулами 3.
Решение задач с помощью рациональных уравнений Задача №1 Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на з км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, прибывшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч. V t S I II
Решение задач с помощью рациональных уравнений Задача № 2 Моторная лодка прошла против течения реки 120 км и вернулась в пункт назначения, затратив на обратный путь на 2 часа меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 1 км/ч. Ответ дайте в км/ч. V t S Пр. теч. По теч.
Решение задач с помощью рациональных уравнений s D A C B t M Задача №3 Два пешехода вышли одновременно из своих сел А и В навстречу друг другу. После встречи первый шел 25 минут до села В, а второй шел 36 минут до села А. Сколько минут они шли до встречи? ( Для решения задачи воспользуемся методом подобия ) N O X 25 x 36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Решение задач с помощью рациональных уравнений" алгебра 8 класс
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений", урок по созданию условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках ма...
Методическкая разработка открытого урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"
На уроке используются старинные и занимательные задачи. Для работы на уроке учащиеся объединяются в творческие группы....
разработка урока по теме "Решение задач с помощью формул сокращенного умножения"
Тема: Решение задач с помощью формул сокращённого умножения.Класс: 7 класс.Цель: Формирование оценочной деятельности на уроке математики при решении задач с помощью формул сокращённого умн...
Разработка урока на тему: "Решение задач с помощью рациональных уравнений". ФГОС
Урок открытия нового знания разработан в соответствии с ФГОС....
Разработка урока по теме: "Решение задач с помощью рациональных уравнений", 8 класс
Разработка урока в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...
Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
Презентация по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...
Урок в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
Урок в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...