Разработка урока математики в 11 классе "Решение алгебраических неравенств.Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Вахлаева Ольга Васильевна

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме : "Решение алгебраических неравенств.Подготовка к ЕГЭ"  11 класс. Математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_klasse.docx217.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Решение алгебраических неравенств. Подготовка к ЕГЭ.

Класс: 11 класс.

Цели урока:

Обучающая – закрепление навыков решения рациональных неравенств традиционными методами, формирование и совершенствование навыков решения неравенств.

Развивающая – развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, умения анализировать, обобщать, применять рациональные методы при решении неравенств.

Воспитательная – воспитание организованности, внимания, математической наблюдательности, самостоятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: компьютер, проектор

Программное обеспечение: Power Point

Цифровые ресурсы: презентация

 «Незнающие пусть научатся,

знающие - вспомнят еще раз»

 (Античный афоризм)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Постановка цели.

3.Актуализация опорных знаний.

а) Какие методы решения неравенств вы знаете?

(Метод интервалов, метод введения новой переменной, метод сведения неравенства к равносильной системе, метод рационализации, раскрытие модуля на промежутках, графический метод, использование свойств монотонности функции)

б) Указать метод решения, решить неравенство (устно)

1. (метод интервалов)

2. (х5-32) (х5+343)>0 (метод введения новой переменной)

3. (геометрический, используя геометрическую интерпретацию модуля).Для решения неравенства с модулем можно использовать  стандартные схемы:

в) Составить неравенство, решение которого

(-∞, -10) U [-7, -4] U (-4, 2) U {6} U [11, +∞].

Решение. Отметим все необходимые точки на числовой прямой:

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/ris-primer_05-05.gif

Теперь произвольно выберем знак составляемого неравенства (это знак нестрогого неравенства) и в соответствии с данным решением неравенства расставим знаки. Итак, пусть знак нашего неравенства ≥, тогда имеем:

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/ris-primer_05-06.gif

Из рисунка видно, что точки х = -10, х = -7, х = 2 и х = 11 — простые точки, а точки х = -4, х = 6 — двойные точки. Кроме того, поскольку на рисунке есть и выколотые и сплошные точки, то составляемое неравенство — дробное рациональное.  Получим, например:

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-054.gif

4.Выполнение заданий различного уровня сложности.

           6 учеников решают у доски неравенства разного уровня сложности. Все учащиеся  работают самостоятельно, выбрав соответственный уровень сложности. По завершении работы решения проверяются. Ученикам, работающим у доски, выставляются отметки.

Уровень «А»

Уровень «Б»

1.

https://ege.sdamgia.ru/formula/2a/2a1c09976430340595241845e4446e3cp.png

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-143.gif.

2.

https://ege.sdamgia.ru/formula/ea/eafc0045f979f7b34d7ee879a0c496d8p.png

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-150.gif

3.

https://ege.sdamgia.ru/formula/3f/3f44a6e261bcb765bee20ba2dba4207bp.png

| x + 5 | + | 2x - 3 | <10.

Решения неравенств.

Уровень «А»

1.  https://ege.sdamgia.ru/formula/8a/8ab86ac05ece94a1d1471ace70ea5708p.png               

2. https://ege.sdamgia.ru/formula/ea/eafc0045f979f7b34d7ee879a0c496d8p.png

 https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63e668c75bbfadf72dc065f648bca1d4p.png  ,    https://ege.sdamgia.ru/formula/6f/6fe09c5499ad53fa7ebea6c69c7ef3ddp.png

 Отметим данные решения на числовой прямой и расставим знаки на соответствующих интервалахhttps://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23119

  2

 Ответ: (2; 4).

3.https://ege.sdamgia.ru/formula/3f/3f44a6e261bcb765bee20ba2dba4207bp.png 

https://ege.sdamgia.ru/formula/0b/0bb47ece5e6dfd468c80f246f944c9ebp.png

Отметим данные решения на числовой прямой и расставим знаки на соответствующих интервалах:

 https://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23122                                х>1,   х≠5

Ответ: х>1,   х≠5.

Уровень «Б»

1.Решить неравенство: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-143.gif.

Перенесем все слагаемые в левую часть и разложим ее на множители, используя формулу разности квадратов: (х - 6 + х - 4) (х - 6 - х + 4)> 0, (2x - 10) (-2)> 0.                х=5               

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/ris-primer_05-17.gif

Ответ: (- ∞; 5).

2.Решить неравенство: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-150.gif

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-151.gif  ;      http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-152.gif.

x2 + х - 6 = 0,     x1 = -3,     x2 = 2;      x2  - 4х - 5 = 0,    x1 = -1,   x2 = 5.

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-153.gif

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/ris-primer_05-19.gif

Ответ: [ -3; -1) U [2; 5).

3.Решить неравенство: | x + 5 | + | 2x - 3 | <10.

1.Нули под модульными выражениями: х= -5 их= 1,5. Расставим знаки этих выражений на полученных интервалах:

http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/ris-primer_05-22.gif

Раскрывая модуль на каждом из интервалов решим три системы неравенств.

  1. http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-174.gif
  1. http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-175.gif.
  1. http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-176.gif.

Объединим найденные решения: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-177.gif.

Ответ: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/files/Eqn_primer_05-178.gif

5.Решение неравенств различными методами.

 Ученик работает у доски вместе с классом.

1. Решите неравенство: (2+1)5 - (3х)5 >3х - 2х2-1.

                                                    Решение.

 Запишем неравенство как

                             (2х2+1)5+ 2х2+1> (3х)5+3х

Рассмотрим функцию у = t5 + t  , определенную при всех действительных значениях t. Так как у  (t) =5t4 +1  0 для любого t из области определения, то функция у(t)  возрастает на всей области определения . Для возрастающей функции, определенной на всей числовой прямой, неравенство у(t1)  у(t2)  равносильно неравенству t1 t2.Значит, наше неравенство равносильно неравенству  2х2+1>3х,

                                               2х2-3х +1>0, откуда х<0,5  или х>1.

Ответ: (-∞;0,5) (1; + ∞).

2. Решите неравенство: https://ege.sdamgia.ru/formula/99/992402f617acfdb0fec691b170618027p.png

Решение.

При любом https://ege.sdamgia.ru/formula/08/089d4e26004e34b7ac4a2b39e83babe6p.png неравенство https://ege.sdamgia.ru/formula/54/54971070a1b56f4c34790d4e790c0d4dp.png не выполняется.

 При https://ege.sdamgia.ru/formula/88/887fb68a10cbd4369b27c90bee0334d8p.png неравенство равносильно неравенству https://ege.sdamgia.ru/formula/8a/8a5ebfcb8b8d1b53cff81ca6f2aee9f7p.png решением которого с учетом условия https://ege.sdamgia.ru/formula/88/887fb68a10cbd4369b27c90bee0334d8p.png является луч https://ege.sdamgia.ru/formula/10/10c0133171e086b62a1b102a3739dcabp.png

 

Ответ: https://ege.sdamgia.ru/formula/6a/6a0c199aabf0d16e008b11a1977ce257p.png

6.Самостоятельная работа.

Базовый уровень

Профильный уровень

Каждому из четырёх неравенств соответствует одно из решений. Решите неравенства и становите соответствие между неравенствами и их решениями

Решите неравенство.

1

НЕРАВЕНСТВА

А) 

Б) 

В) 

Г) 

РЕШЕНИЯ

1) 

2) 

3) 

4) 

        1

https://ege.sdamgia.ru/formula/ab/ab7ab747343a8f2a79b55e0ec1469011p.png

2

НЕРАВЕНСТВА

А) https://ege.sdamgia.ru/formula/d2/d274d391624ec2d10ac635cc80fb12c6p.png

Б) https://ege.sdamgia.ru/formula/13/13b3a66e3b39268f4c71a22f8aad0c73p.png

В) https://ege.sdamgia.ru/formula/63/63e668c75bbfadf72dc065f648bca1d4p.png

Г) https://ege.sdamgia.ru/formula/fd/fd759b9fe5a804913995f86278c0845cp.png

РЕШЕНИЯ

https://mathb-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22657

2

https://ege.sdamgia.ru/formula/05/0575f4b26d67cd86576f133bbf7b2bd6p.png

Ответы к неравенствам базового уровня.

1. Ответ: 2413.

2. Ответ: 1432.

Решение неравенств профильного уровня.

1. Решите неравенство: https://ege.sdamgia.ru/formula/ab/ab7ab747343a8f2a79b55e0ec1469011p.png

Пусть https://ege.sdamgia.ru/formula/c5/c516ea1f5978f7518a1da5d764f1ce30p.png получаем:

https://ege.sdamgia.ru/formula/20/20af0ecb8b8e5a541d0224f96cc27d11p.png

 

Возвращаясь к исходной переменной, получаем: или https://ege.sdamgia.ru/formula/c9/c9d23b549d9b7a9b5ac083c876f4f15ep.png 

Ответ: https://ege.sdamgia.ru/formula/c6/c6a6ac98e286c9ca2c48410498543962p.png

2.Решить неравенство: https://ege.sdamgia.ru/formula/05/0575f4b26d67cd86576f133bbf7b2bd6p.png

Неравенство равносильно совокупности неравенств: 

https://ege.sdamgia.ru/formula/b0/b0a40d8eec8e4b1c207c06d261d68d92p.png

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/70/70b9d82bdc8a9443872624432fa48d26p.png

 Ответ: https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af22df2b9e2969ff2c81aff5d3883406p.png

5. Итог урока.

6. Домашнее задание: 1) Тесты ЕГЭ-2016, математика, профильный уровень, под редакцией И.В. Ященко, задания №15 вариант30,24,18.

2) 1) Тесты  ЕГЭ-2016, математика, базовый уровень, под редакцией И.В. Ященко, задания №17 вариант 18,19,20.

3)Решить неравенства:

а)

б)

в) | | 2x – 3 | -7 | > 6.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

Метод.разработка урока математики "Математика в отделочных строительных работах"

Материал методической разработки  сформирован так, что обучение учащихся, актуализация школьных знаний проходит по индуктивному методу «от простого к сложному». Преподаватель выстраивает свою раб...

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

Методическая разработка урока по теме: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей».

Закрепление понятия алгебраической дроби, навыка применения основного свойства дроби, повторение формул сокращенного умножения, способ группировки....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...