Тема "ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по алгебре по теме

Падалка Елена Алексеевна

Опыт работы о здоровье сберегающей деятельности на уроках математики и внеурочное деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom._padalka_e.a.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Алексеевна Падалка

МБОУ СОШ №1, г. Крымск, Краснодарский край.

В данной статье описана здоровьесберегающая деятельность с учащимися на уроках и внеурочное время. Разработан анализ урока с точки зрения здоровьесбережения.

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной.  Образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности, становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.

Одной из основных проблем в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. Сегодня на школу и учителя возлагается трудная задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе.

В-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем

Поэтому все считают, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Реализация здоровьесберегающей деятельности в учебном процессе.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Применения здоровьесберегающей деятельности по методу В. Ф. Базарного

Метод В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании»          и запрос общества        на здоровое поколение. Это здоровьеразвивающая деятельность, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей деятельности В. Ф. Базарного, относятся:

  • Режим динамической смены поз
  • Упражнения на зрительную координацию
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию


Деятельность педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

Типы технологий:

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). 
    Результаты:
  • создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;
  • повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;
  • обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Мной создана форма анализа урока с позиции здоровьесбережения:

Предмет _________________________ Учитель ___________________________

Дата проведения __________        ________ Класс ____________________________

  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Таблица 1

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1) Учащиеся во время перемены находятся в кабинете

2) Кабинет проветрен

3) Кабинет настраивает на рабочий лад

  1. Ход урока

Таблица 2

Что наблюдается

Результат (указать, выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)

2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут)

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут)

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее трех)

5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут)

6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п.

(норма: не менее 7-10 минут)

7) наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями)

  1. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует; 1 – показатель слабо выражен; 2 – проявляется на достаточном уровне)

Таблица 3

Что наблюдается

Результат

1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

2) Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

3) Взаимоотношения между учителем и учеником

4) Взаимоотношения между учащимися

5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картина, музыкальная минутка и т.п.)

  1. Пожелания учителю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Использование здоровьесберегающей деятельности в моей педагогической практике.

   В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.  

   Учитывая возрастные психологические особенности школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

     Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Использую   в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Физкультминутки – естественный элемент урока, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А гимнастика для глаз - снять зрительное утомление. Гимнастику для глаз в основном провожу с учащимися старших классов.

Систематически в процессе обучения проходят: зарядка, динамические паузы. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок бежевого цвета матовой краски, цвет пола также не раздражает глаза.

В течение учебного года еженедельно меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, походы, экскурсии по различным городам.

Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.

В классе создан информационный банк данных по уровню здоровья и здорового образа жизни, на каждого учащегося ведется паспорт здоровья.

Таблица 4. - Основные показатели состояния здоровья учащихся за 2013-2016 годы

Годы

Здоровые дети

Заболеваемость

органов зрения

опорно-двигательной системы

полости рта

Эндокрино-логические

2013-2014 год

(29 человек)

19

(66%)

5

(17%)

10

(34%)

12

(41%)

2

(7%)

2014-2015 год

(29 человека)

21

(72%)

4

(14%)

9

(31%)

8

(28%)

2

(7%)

2015-2016 год

(29 человек)

24

(83%)

3

(10%)

8

(28%)

4

(14%)

1

(3%)

За последние 2 года снизились показатели заболеваемости кариесом, ОРЗ, нарушений осанки, желудочно-кишечного тракта.

Ежегодно учащиеся и учителя делают прививки от гриппа. Ведется контроль ношения очков, стабильно работают спец. группы по физкультуре.

Организована утренняя гимнастика классе, подвижные игры на переменах. Многие дети поправляют своё здоровье в летних лагерях и санаториях.        

Многие дети в школе страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Такие дети есть и в моём классе. Это серьёзная проблема, поэтому в школе разработана программа «Школа здорового питания», которая утверждена на педагогическом совете рекомендована к применению.

Выполнение данной программы предусматривает формирование у учащихся знаний о роли основных питательных веществ для здорового развития организма, о вреде переедания, режиме питания и т. д. Поэтому один раз в две недели я провожу классные часы по выполнению данной программы.

Заключение

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества.

Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников. 

 

Список использованной литературы

  1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  2. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61
  3. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61.
  4. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология. -2004.-№4.-С.43-45
  5. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2.-С.171-187.
  6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. -2005.-№2.-С.40-44.
  7. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац.
  8. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.
  9. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995.
  10. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад,2004. - 96 с.
  11. Сайт В.Ф. Базарного http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php
  12. Сайт Балашихинской Земской гимназии http://www.zemgym.ru/gymnasia/article5.html
  13. Сайт МОУ Гимназии № 18 Люберецкий район Московская область http://gimnasium-18.narod.ru/zdor.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...

Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...