Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Исследование функции на монотонность .
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Евдокимова Александра Вячеславовна
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. (УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс М. «Мнемозина»,2013 года ) Тип урока: ОНЗ. Тема урока: Исследование функции на монотонность .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.

(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс

М. «Мнемозина»,2013 года )

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Исследование функции на монотонность .

Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.

Цели:

  • ознакомить учащихся со способом нахождения промежутков монотонности функции с помощью производной..
  • повторить и закрепить навык нахождения производной; тренировать вычислительные навыки.
  • развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

1) Организовать  актуализацию требований к ученику со стороны  учебной деятельности(«надо»).

2) Организовать деятельность учащихся  по установке тематических рамок («могу»)

3) Создать условия для возникновения у ученика  внутренней потребности  включения в учебную деятельность(«хочу»)

- Какую тему изучаем? (Производная.)

-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)

-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)

-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2)  Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных  операций, достаточных  для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение  пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами  а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.

- Какие функции называются возрастающей и убывающей?

-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.

-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 6х + 1

( на промежутке () убывает, на () возрастает)

- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

 У учащихся возникает затруднение.

3.Выявление места и причин затруднения.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х2 – 6х + 1?

(Свойствами квадратичной функции)

- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х.)

- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)

-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)

-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.

Учащиеся работают в группах. Результаты работы фиксируются на листах и вывешиваются на доску. Группы защищают проекты.

Результатом работы групп являются  два вывода:

-Эти рассуждения показывают, что между характером монотонности функции и знаком её производной есть определённая связь. Для практики важнее то, что верны и обратные теоремы, показывающие, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке. Сформулируйте обратные утверждения для выводов, сделанных группами.

Учащиеся формулируют обратные утверждения, на доску вывешиваются теоремы в уточнённом виде:

- Составим правило, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции.

      Оформление доски.

5.Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

-Вернёмся к пробному действию: определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?

1 шаг. Находим производную у = х3 + 9х:          у/ = 3х2 +9.

2 шаг. Сравниваем производную с нулём:   3х2 +9 ≥0, при любых х, у/ ≥0, функция у = х3 + 9х возрастает.

- Вы справились с вашим планом работы? (Да.)

- Озвучьте результат вашей деятельности. Учащиеся ещё раз формулируют правило.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

№856. По графику производной, изображённому на заданном рисунке, определите, на каких промежутках функция  у = f(х)   возрастает, а на каких убывает.

 № 857. На каком из указанных промежутков функция у = f(х)     убывает, если график её производной представлен на рисунке.

№864 (а,б). Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности:  у=х5+6х3 -7 ;     у=sin х – 2х – 15 .

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;

3) Организовать вербальное сопоставление работы с   подробным образцом;

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: 1. у=sin х – 15х;

                                          2. у= соs х +2х -7.

8.Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

№866(а) Определите промежутки монотонности функции у = х2 – 5х +4.

9. Рефлексия учебной деятельности.

1)  Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.

3) Выполнения требований, известных учащимся.

4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- Что нового узнали на уроке?

- Достигли цель, поставленную в начале урока?

-Где может пригодиться новое знание?

- Как вы оцените свою работу на уроке? (……………………………………)

-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений).

- Предлагаю записать обязательное домашнее задание: № 870, № 864 (б), 865(а) и по желанию №8989(аб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс

Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"

Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...

Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"

Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность".    С помощью рассуждений подвести учащихся к понятию возрастающей и убывающей функций. Определить движение строго слева...

Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"

Исследование функции на монотонность...

Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций"

Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций" для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме, помогает выявить и устранить пр...