Главные вкладки

    Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"
    презентация к уроку по алгебре на тему

    Сидько Светлана Николаевна

    Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon formirovanie_poznavatelnogo_interesa.ppt1.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование познавательного интереса на уроках математики

    Слайд 2

    Цель: Изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся. Задачи: · изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу; · проанализировать программу по математике и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; · апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению; · в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов: — анкетирование; — интервью; — лабораторный эксперимент; — наблюдение, · проанализировать результативность проведенного исследования. Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики. Гипотеза: Если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

    Слайд 3

    Понятие о познавательном интересе «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). стремление к познанию эмоциональный подъем волевые процессы Интеллектуальный Эмоциональный Волевой Познавательный интерес

    Слайд 4

    Уровни развития познавательного интереса любопытство любознательность творческий интерес Любопытство - реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Интерес - поверхностный, фрагментарный, ситуативный, обусловлен чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Интерес уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого человека. Такой интерес не угасает с окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность. Уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.

    Слайд 5

    Динамика познавательных интересов детей Младший школьник. Интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Подросток Определяется стремлением к взрослению, к самостоятельности уже связан с желанием, проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности. Старший школьник Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса. Познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.

    Слайд 6

    Познавательный интерес как мотив учебной деятельности “ На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения»(Г. И. Щукина ) Три основных мотива, побуждающих школьников учиться Интерес к предмету Сознательность Принуждение Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие . Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься . Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя .

    Слайд 7

    Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения математики 50 % учащихся изучают математику в силу интереса к предмету 65 % из них имеют по ней четвертные и годовые оценки 4 и 5 Интерес к предмету – самый сильный стимул к учению Цель: определение мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения.

    Слайд 8

    Диагностика познавательного интереса (Диагностика Г.И.Щукиной) метод исследования – наблюдение Показатели познавательного интереса : Показатели интеллектуальной активности : вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы. Показатели эмоциональных проявлений : переживание учащимися гнева, страха, возмущения, радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие. Показатели волевых проявлений , регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности. Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса: избирательная направленность круга чтения учащихся; их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор); выполнение индивидуальных заданий; характер использования свободного времени.

    Слайд 9

    Проявления, характеризующие познавательную активность учащихся Эмоциональные проявления Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса  вопросы, с которыми учащиеся обращались к учителю, взрослым;  стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований, принять участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;  сосредоточенность произвольного внимания как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;  характер процесса деятельности: а) как принимается задание – с готовностью к действию или безразличием; б) как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу; в) внимателен ученик или рас- сеян; г) каково отношение ученика к процессу своей деятельности  увлечен или равнодушен; д) каков результат выполнения познавательной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).  в речевых реакциях – в восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;  в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующем о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;  в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика радости, разочарования, гнева, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).  избирательная направленность круга чтения учащихся;  их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор);  выполнение индивидуальных заданий;  характер использования свободного времени

    Слайд 10

    Формирование познавательных интересов на уроках математики Содержание учебного материала Организация познавательной деятельности Новизна практическая значимость межпредметные связи исторические сведения проблемное обучение практические работы творческие работы информационно-компьютерные технологии

    Слайд 11

    х > а > + (a + b – c) = a + b – c плюс перепиши – (a + b – c) = – a – b + c минус меняй Перед скобкой вижу плюc, Перед скобкой минус, Ошибиться не боюсь! Будьте осторожными! Скобки раскрываю, Знаки изменяются Знаки сохраняю. На противоположные. Новизна

    Слайд 12

    A C B D E M Доказать: ВС ┴ DE. Доказательство: ∆ СМВ – равнобедренный, => М D медиана; ∆ АВС – равнобедренный, => медиана А D является высотой; Из 1) и 2) => ВС ┴ М D и ВС ┴ А D , => по признаку перпендикулярности прямой и плоскости ВС ┴ АМ D . Е D € АМ D, => по определению перпендикулярной прямой и плоскости ВС ┴ DE. А В С D M Дано: АВС D – ромб Доказать: В D ┴ АМС . Доказательство: 1) В D ┴ АС, т.к. диагонали ромба перпендикулярны, 2) Точка пересечения диагоналей ромба делит их пополам, => МО – медиана в равнобедренном ∆ АВС, а => и высота, т.е. В D ┴ МО; Из 1) и 2) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости => В D ┴ АМС . О

    Слайд 13

    Практическая значимость содержания знаний Договор по оплате: за 1-й метр – 950 рублей, за 2-й метр – на 320 рублей больше, за 3-й метр – ещё на 320 рублей больше и т.д. Сколько заплатят за 38-й метр? Сколько денег получит бригада, построив трубу высотой 40 м?

    Слайд 14

    Задача. В среду с определёнными условиями существования вносят популяцию из 100 бактерий. Численность популяции возрастает по закону: , где t выражено в часах. Найти максимальный размер этой популяции до момента её угасания. Решение. Найдём производную от функции z ( t ): но – 1 не удовлетворяет условию задачи, значит необходимо рассмотреть поведение производной функции в окрестности точки 1. Видно, что 1 – точка максимума. А это и говорит о том, что в момент времени t = 1 (час) популяция достигнет своего наибольшего значения (будет иметь максимальный размер). Тогда, (бактерий). Ответ: 150 бактерий. Межпредметные связи

    Слайд 15

    Задание на нахождение области значений некоторой функции, например, при решении экологических задач . Задача . Смена в некоторой экологической системе подчиняется принципам периодичности и цикличности (луг – болото, болото – луг). Нам известен закон, по которому она происходит: где t – время. Требуется найти размах между циклами смены (т.е. найти разницу между положениями "болото" и "луг" на графике функции h ( t )). Решение. Для определённости будем считать, что наибольшему значению функции h ( t ) соответствует положение "луг", а наименьшему – "болото". Преобразуем функцию h ( t ): Для того чтобы найти наибольшее и наименьшее значения данной функции, необходимо отыскать её область значений. В силу того, что , то . Сл., где 8 – наибольшее значение функции ("луг"), а 6 – наименьшее ("болото"). Тогда размах равен 8 – 6 = 2. Ответ: 2.

    Слайд 16

    Ошибка Джека Лондона Следующее место романа Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома дает материал для геометрического расчёта: «Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю. С верхушки шеста к краю поля тянулся трос, прикрепленный к трактору. Механики нажали рычаг — и мотор заработал. «Машина сама двинулась вперед, описывая окружность вокруг шеста, служившего ее центром. « — Чтобы окончательно усовершенствовать машину, — сказал Грэхем, — вам остается превратить окружность, которую она описывает, в квадрат. « — Да, на квадратном поле пропадает при такой системе очень много земли. «Грэхем произвел некоторые вычисления, затем заметил: « — Теряется примерно три акра из каждых десяти. « — Не меньше». Проверим этот расчет. Решение Расчет неверен: теряется меньше чем 0,3 всей земли. Пусть, в самом деле, сторона квадрата — а. Площадь такого квадрата — а 2 . Диаметр вписанного круга равен также а, а его площадь — . Пропадающая часть квадратного участка составляет: =(1 - ) a 2 = 0,22 a 2 . Мы видим, что необработанная часть квадратного поля составляет не 30%, как полагали герои американского романиста, а только около 22%.

    Слайд 17

    «Конус» – это латинская форма греческого солова «конос» означающего сосновую шишку. «Сфера» – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч. «Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» – лён, льняная нить, шнур, верёвка. «Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол. «Цилиндр» – латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток». Античные историки считали, что она произошла на рубеже 13 -12 вв. до н.э. Парис, сын троянского царя Приама, украл жену греческого царя Менелая. Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем самым навлек на родной город страшное бедствие. Оскорбленный Менелай собрал большое войско и флот, чтобы вернуть жену. Греки сразу не смогли взять Трою, окруженную мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укрепленный лагерь, стали разорять окрестности города. Осада города длилась многие годы. Тогда по предложению Одиссея греки решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное войско сжигает свой лагерь и отплывает от берегов Трои. Удивленные оставленным деревянным чудищем, троянцы ввезли его в город. Ночью спрятавшиеся во чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота города. Тайно вернувшиеся греки врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Город погиб в огне пожара. Менелай вернул свою жену. Решите уравнения: 1 вариант узнает, сколько лет длилась осада Трои, 2 вариант узнает, сколько кораблей было у греков, 3 вариант - сколько воинов поместилось в деревянный конь. ( - ) : = + - 500 = 200 (1 + 5) . =27

    Слайд 18

    В А C F Планиметрические задачи Архимеда. 1. Дана окружность, АС - её хорда. На окружности взята точка В, и из неё на АС опущен перпендикуляр В D . Из точки В, проведены две равныё хорды АВ и В F . Докажите, что CF = CE , где Е принадлежит АС и AD = DE . D Е Решение. C оединим точки A , B , F , E таким образом, чтобы получить отрезки AB , BF , BE , EF ; AB = BE , значит В F = BE , => ∆ ABE – равнобедренный и ∟ВАЕ=∟ВЕА. ∆ ЕВ F также равнобедренный и ∟ВЕ F =∟В F Е; АВ F С – вписанный четырёхугольник, значит ∟ В F С+∟ВАС=180º или ∟В F С+∟ВЕА=180º. Но ∟ВЕА+∟ВЕС=180º(как смежные углы), значит ∟ В F С=∟ВЕС. А так как ∟В F С=∟ВЕС, то ∟С F Е=∟СЕ F , из чего заключаем, что CF = CE .

    Слайд 19

    Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам От оконного стекла треугольной формы откололся один из его углов. Можно ли по сохранившейся части, заказать стекольщику, вырезать такое же оконное стекло? Какие следует снять размеры? Перпендикулярность плоскостей Строители проверяют вертикальность стен с помощью отвеса. Является ли такая проверка достаточной? Сумма углов треугольника . Задача: Как измерить изображенный на доске угол, часть которого вместе с вершиной случайно стерли? Срединный перпендикуляр . На листе бумаги начертите отрезок и без карандаша, ручки отметьте на листе место, где лежат все точки, равноудаленные от концов отрезка. Равенство треугольников Кто за полминуты нарисует как можно больше равных треугольников? Проблемное обучение Организация познавательной деятельности

    Слайд 20

    Площадь трапеции 9 класс . Задание – разбить трапецию на части, из которых можно составить фигуру, площадь которой умеем уже находить несколькими способами, а затем вывести формулу. Практические работы исследовательского характера

    Слайд 22

    Творческие работы составление задач

    Слайд 23

    В 1 1 В С 1 А Составление геометрических задач на готовых чертежах Такими задачами может быть целый блок задач: 1) АВ=АС, ∟1=∟2. Доказать, что В D = DC . 2) AB =А C , ∟1=∟2. Доказать, что ∆ BDC равнобедренный. 3) AB =А C , ∟1=∟2. Доказать, что AD ┴ BC . 4) Докажите, что DB=DC, где D – точка биссектрисы равнобедренного треугольника АВС (ВС – основание). 5) ∆АВС – равнобедренный, D – точка биссектрисы ∟А. Докажите, что ∆ВВ 1 С=∆СС 1 В, где С 1 – точка пересечения прямых СД и АВ, а В 1 – точка пересечения прямых АС и В D . докажите На рисунке изображена конфигурация. Используя её, составьте несколько задач. D С 2

    Слайд 24

    Код да Винчи. События, описанные в этом детективе, являются художественным вымыслом. Упоминаемые в нём имена и названия – плод моего воображения. Все совпадения с реальными географическими названиями и именами людей, ныне здравствующих или покойных, случайны. Париж. Лувр. 21.45 Жак сидел в кабинете Лувра. Вдруг он услышал скрип решётки и глухие шаги. Он понял, что он не один. Он пошёл навстречу. Жак увидел человека в чёрном плаще и направленный на него пистолет. -- А теперь говори где он? Я знаю, что ОН у тебя! Вся ваша троица уже раскололась. И только ты знаешь, где ОН! -- Я ничего не понимаю, о чём вы? Я ничего не знаю! Послышался выстрел. Жак упал, почувствовав боль. -- Боль пойдёт тебе на пользу. Я сам найду ЕГО. Париж. Гостиница «Фан» Сэм проснулся не сразу. Где-то в темноте звонил телефон. --Алло! - сказал он, подняв трубку. --Здравствуйте! Меня зовут Эмиль Кон, я федеральный агент. В Лувре произошло преступление. Нам нужна наша помощь. --Еду - ответил он. Подъехав к Лувру, он увидел множество машин. Подойдя к месту преступления, он увидел тело Жака. И надписи ручкой на полу. «Найдите три последовательных положительных четных числа, если половина квадрата среднего из них равна сумме двух других». P . S . Банк Пообщавшись с агентом, он вышел на улицу. Он шёл по ночному городу, думая над задачей. Человек в чёрном преследовал его. Решив задачу, он поехал в банк. Найдя ячейку, он набрал код. Достал из ячейки цилиндр - головоломку, а рядом с ним записку. «Какое число оборотов сделает спутник вокруг Земли за 10800 секунд. Если за 180 часов он делает 10 оборотов». Вдруг он почувствовал боль на затылке, но не потерял сознания. Он увидел человека в черном, между ними завязалась борьба. Сэм оглушил его ударом по голове. Решив задачу, он открыл цилиндр и увидел рисунок. На рисунке была изображена бухта, Сэм узнал это место и поехал туда. Приехав на место, он увидел заброшенный домик, зайдя в него, он увидел книги, а в них ответы на задачи. Ответы: 2;4;6 и 600.

    Слайд 26

    При создании условий для формирования познавательного интереса, при регулярной, целенаправленной деятельности по его развитию у школьников действительно достигается высокий уровень познавательного интереса, что ведёт за собой рост результатов обучения.

    Слайд 27

    Перспектива педагогической деятельности Дальнейшая работа по формированию познавательного интереса. Исследование познавательного интереса в структуре мотивов старшеклассников. Работа по формированию ключевых компетенций школьников.

    Слайд 28

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

    Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

    Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

    Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

    презентация по теме "Познавательный интерес"

    презентация является приложением к работе "Активизация познавательного интереса на уроках русского языка"...

    Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности учащихся в профильном обучении.

    Профильное обучение — средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы.            Позна...

    Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

    Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьниковПеред современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этог...

    Олимпиады и конкурсы как фактор развития познавательного интереса школьников к урокам экономики

    Материал напечатан в сборнике IV Международной научно - практической конференции "Проблемы экономики и информатизации образования"...

    Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников на уроке на основе технологии самоорганизации

    В современных условиях с учетом новых требований к школьнику, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного учебно-ин...