Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников
методическая разработка по физкультуре (7 класс) по теме

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vospitanie_dvigatelnoy__aktivnosti.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Пермский край

                                                                     МОУ «Невидимковская ООШ»

                                                                     Учитель физической культуры

                                                                     Высшей категории

                                                                     Новоселецкая Лидия Ивановна

Русский педагог П.Ф.Лесгафт сказал: «Двигательная активность людей

Должна быть озарена мыслью»

Воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся

В реалиях современной школы все чаще и чаще начали звучать тревожные сообщения о снижении общих физических показателей у школьников младшего и старшего школьных возрастов. Свидетельством чему является целый ряд школьных и медицинских документов. Причин тому масса. Но наиболее значимым является непреемственность существующих методов преподавания, оставшихся преимущественно еще с советских времен. Вместе с демократизацией общества следует менять и методы воздействия на учащихся.

 Подчеркиваю что, наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательно-интеллектуальной направленности, как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности школьника. Однако, как бы ни ратовали сейчас методисты за образовательную направленность, большинство учителей продолжают реализовывать в своей практической деятельности методику, где главные аргументы: «очки», «голы», «секунды» -  то есть низведение роли урока до сугубо тренировочного занятия, а то и лишь до средства активного отдыха. Что в современных реалиях не даёт достаточно высоких результатов.

Сегодня, после того, как в общей системе школьного образования физической культуре много лет не уделяли должного внимания, значение предмета, как неотъемлемой части развития личности утеряно.

Стремясь устранить эти недостатки, я попыталась сформировать систему преподавания физической культуры, направленную на воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках, разработала теоретические информационные блоки (при наличии 2 х уроков в неделю) и особое внимание уделила двигательным навыкам; физическим качествам; специальным знаниям с позиции здоровьезбережения.

В своей работе  опираюсь на 3 основных  принципа:

  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип системности и целесообразности.

Полностью система работы состоит из 3х этапов:

1этап – формирование приёмов самостоятельного выполнения двигательных  действий (начальная школа, 1 – 4 классы).

Цель работы – обучение учащихся приёмам усложнения заданий, обеспечение осмысленных двигательных действий, стимулирование самостоятельности.

При этом сохраняется весь перечень упражнений согласно требованиям программы, но углубляется содержание предмета за счет теоретических знаний, но объём двигательной активности не меняется.

В начальной школе дети учатся самостоятельности, но в полном смысле её пока не имеют. Для развития самостоятельности опираюсь на стимулирующие активность  детей вопросы.

  • Практическая значимость каждого изучаемого упражнения; двигательного действия или развиваемого двигательного качества.

Это, самое важное, поскольку учащиеся должны не только знать изучаемые упражнения, но и быть уверенными в его важности.

  • Понимание необходимости каждого упражнения и каждого двигательного действия (качества).
  • Осознание закономерности порядка выполнения упражнений в комплексе или на уроке в целом. Очень важно, чтобы дети на уроке при умении осознанно выполнять двигательные действия, могли также чётко, грамотно высказывать свои мысли.

           Решить вопросы самостоятельности школьников, их творческой активности не удаётся, если занятия  недостаточно эмоциональны, поэтому применяю на уроках  методы игровой и соревновательной  деятельности.

           Игровой -  используется, чаще всего, с сюжетной основой.

           Соревновательный – применяется в простых элементарных формах, при этом предметом соревнований могут быть любые физические упражнения, спортивные эстафеты, игры.

           Нетрадиционные – сюжетно – имитационные; круговой тренировки; уроки –« развивалки»; уроки – (зверобатики – «крокодильчик»

          «варан», «вертушка», «червяк», «черепаха»); «Звериные союзы»;

           Движущиеся пирамиды; Многоярусные пирамиды и т. д.

           Главным из основных условий  первого этапа является последовательное формирование у школьников теоретических знаний, через разработку проблемных вопросов. Их применение позволяет последовательно создавать условия для повышения активности и самостоятельности учащихся.

          2 этап – создание  условий для проведения  школьниками самостоятельности (основная школа 5 – 9 классы).

Цель – выявление слабых и сильных сторон подготовки

            каждого  учащегося,

            самооценка  своего уровня физической подготовленности;  

              определение форм и методов организации учебно -  

              познавательной  деятельности, обеспечивающей

              дифференциацию  обучения.

              В содержании сохраняется весь перечень упражнений

              согласно  учебной программе, объём двигательной активности

              не меняется.

              Все знания для обучения самостоятельным занятиям

              Классифицирую по темам:

  • Основы обучения двигательным действиям;
  • Основы гигиены физического воспитания;
  • Анатомо – физиологические основы мышечной деятельности;
  • Основы развития физических качеств;
  • Основы контроля и самоконтроля, взаимоконтроля;
  • Психологические основы физической культуры; профилактика травматизма.

                 На уроках использую дифференцированно – групповую форму организации школьников. Принципы формирования групп

                 зависят от задач урока и особенностей конкретно класса.

                3 этап – стимулирование активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

                (средняя школа 9 – 11 классы).

Цель – Создать условия школьникам для физического совершенствования

             и осознанного выбора вида своей учебной деятельности.

             На этом этапе учащиеся умеют и имеют возможность

             проявить  самостоятельность.

Основные задачи – комплексное  развитие  двигательных  качеств;

                                    овладения школьниками специальными

                                    теоретическими  знаниями, необходимыми

                                    для самостоятельных занятий физической культурой;

                                    развития у учащихся физических качеств

                                    и сформированности  двигательных  умений;

                                    спортивных успехов школы; здоровья учащихся школы.

Интересен анализ вопросов школьников , которые они задают себе на

Каждом из этапов. Обобщив эти вопросы, выбрала из них по одному наиболее характерному на каждом этапе:

  • «Почему мне нравится заниматься физической культурой?»
  • « Какова моя личная подготовленность, что я могу сделать для её улучшения?»
  • «Что мне дают занятия физической культурой, что я могу ещё от них взять?».

Содержание программы осуществляется через разнообразие видов деятельности и форм организации;

                          развивающий характер деятельности;

                          наглядность и вариативность учебного материала;

                          теоретическая и физическая деятельность учащихся;

                          учёт возрастных особенностей.

Непосредственно по учебным разделам учитываю следующие моменты:

                           Лёгкая атлетика

  1. Используется игровая форма проведения вводной части урока.
  2. Обеспечивается разнообразие общеразвивающих упражнений с предметами (от мелкого инвентаря до скамеек).
  3. При развитии выносливости даётся большое количество заданий по методу круговой тренировки.
  4. При прохождении темы « Прыжки в высоту»от младших классов к старшим количество  прыжков через планку  уменьшается и увеличивается объём различных прыжковых  упражнений типа многоскоков и прыжков со скакалкой (по тесту Аболакова). Результат – прирост подготовленности  каждого учащихся.
  5. При прохождении темы «Спринторский бег» учитывая, что скоростные способности наследственно обусловлены, больше внимания уделяю беговым упражнениям -  (отрезки на скорость, специальные упражнения бегуна,

     скоростнае эстафеты, малые формы соревнований и т. д)

Для поддержания интереса к занятиям применяются нестандартные задания (кто быстрее пробежит 10 метров?; За сколько прыжков можно преодолеть c/ площадку? И т. д.

При этом использую формулировки: «Кто лучше?»; «Кто первый?»; «Кто сильней?);

Гимнастика:

Слабая  материально – техническая база, вынуждает ограничиться элементами акробатики и опорными прыжками; выполнение упражнений в равновесии и силовых упражнений на брусьях. Основные задачи при обучении следующие:

  • Начальная школа – получить удовольствие от красоты и новизны упражнений, уметь подобрать упражнение по заданию учителя.
  • Среднее звено – понимать важность каждого упражнения, уметь самостоятельно составить комплекс упражнений по заданию учителя.
  • Старшее звено – уметь составить индивидуальный комплекс для развития определённых физических качеств и групп мышц.

Спортивные игры:

Основные задачи при обучении:

  • Создать условия для обучения школьников  спортивной игре (волейбол).

      Изучить подводящие упражнения для

      освоения   каждого технического приёма.

  • Знать и уметь объяснить организацию упражнения для обучения передачи мяча.
  • Освоить подготовительные упражнения и подводящие.
  • Овладеть техникой нападения, атакующего удара. Блокирования.

Развитие самостоятельности осуществляется на всех этапах  учебной деятельности.

Например: 1. Повышение интереса к урокам путём осмысления детьми своих действий.

    «Для чего предназначено действие?»

При изучении и выполнении определённого упражнения дети должны узнать, для чего оно предназначено. В одном случае это сообщает учитель, в другом – школьники получают задание самостоятельно, определить назначение упражнения.

Школьники, также придумывают движения того же воздействия. Главное ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без понимания его смысла.

«Порядок расположения упражнения».

Школьники должны узнать, причём разными путями, порядок нахождения упражнений в комплексе или в уроке. Чем более самостоятельным путём учащиеся приходят к этим знаниям, тем эффективнее проходит усвоение упражнений.

«Диалог». Стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога  учителя присутствовал бы диалог с детьми.

2. Один из приёмов вовлечения школьников в активный учебный процесс – постановка проблемных вопросов.

  • Чем занимаемся на уроке?

       Понятия «короткая дистанция»,

       «бег на скорость», «бег на выносливость».

  • Вопросы, в которых сталкиваются противоречия.

      «Необходимость быстроты: нужна она человеку или нет?»

  • Установление сходства и различия:

      «В чём сходство и различие в технике бега на короткие и

        длинные дистанции?»

  • Установление причинно следственных связей:

       «Почему при беге увеличивается пульс?»

  • Задания по исправлению ошибок.

       «Какие ошибки были допущены?»

       «Почему они возникли?»

       «Что надо сделать для их исправления?»

  • Выбор вариантов:

        «Выбрать один из предлагаемых вариантов бегового упражнения

          и разобрать его плюсы и минусы в сравнении с другими»

  • Выбор необходимых знаний:

        « При известной причине неудачи найти упражнение подводящее

           к правильному выполнению»

  • Задания по определению ошибок товарищей:

         «Какие ошибки были допущены?»

          «Почему они возникли?».

          «Как их исправить?»

3. Примерный перечень теоретических вопросов на начальном этапе учебной деятельности.

  • Основные виды движений человека.
  • Разновидности движений человека.
  • Обучение правильной осанке, как её можно контролировать в различных позах и движениях. Способы  профилактики нарушения осанки.
  • Строение тела человека, какие движения может выполнять человек
  • Гигиенические требования к условиям проведения физических упражнений и к одежде.

4. . Примерный перечень теоретических вопросов на начальном этапе учебной деятельности о здоровье.

  • «Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?»
  • « Чтобы быть здоровым надо…».
  • «Если я здоров…», «От кого и от чего зависит моё здоровье…»
  • «Если я болен…», «Какие вы знаете народные средства лечения?»
  • «Назовите причииы, которые вредят здоровью» и т. д..

     5. Интересен  анализ вопросов детей, которые они задают

          себе на каждом из этапов.

  • « Почему мне нравиться заниматься физкультурой?»
  • «Какова моя личная подготовленность?»
  • «Что я могу сделать для улучшения двигательной активности?»
  • «Что я могу сделать для улучшения гибкости?»
  • «Что мне дают занятия физкультурой?»
  • «Как стать сильным?»

Примерный перечень теоретических вопросов на втором этапе учебной

деятельности:

  • Выполнение утренней гимнастики и различных комплексов общеразвивающих упражнений, уметь объяснить и показать, рассказать о значении утренней гимнастики.
  • Что такое контроль при занятиях физическими упражнениями. Для чего он нужен и что в себя включает?
  • Основные положения методики самообучения двигательным действиям:

      Диагностические правила – от известного к неизвестному.

      От простого к сложному.

      От освоенного к неосвоенному и т. д.

Примерный перечень теоретических вопросов на третьем этапе учебной деятельности:

  • История развития выбранного вида спорта.
  • Подбор индивидуальных упражнений к виду деятельности.
  • Ведение дневника самоконтроля, составление индивидуальной программы и т.д.

Кроме этого разработан примерный перечень теоретических вопросов на 1,  2, 3 этапах учебной деятельности.

Разработаны требования к теоретическим знаниям учащихся по каждой теме всех разделов учебной программы.

Заключение: 

По опыту знаю, что только при серьезном, творческом подходе к проведению уроков физической культуры и внеклассных форм работы открываются широкие возможности для соединения воспитания и обучения, глубже становится наше педагогическое влияние на личность школьника.

               

               

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

Уроки направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления младших школьников.

Содержание уроков направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления развивает у дет...

Современные виды двигательной активности в физическом воспитании школьников Сахалинской области

В статье анализируются результаты использования современных видов двигательной активности в урочной и внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" в школе, ориентированных на образователь...

Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"

Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"...

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников на уроке на основе технологии самоорганизации

В современных условиях с учетом новых требований к школьнику, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного учебно-ин...

Влияние двигательной активности на здоровье школьников.

Необходимое условие гармоничного развития личности школьника - достаточная двигательная активность. Потребность в движениях у детей - нгичуть не меньше. чем потребности в пище, а может быть и больше....