Современные виды двигательной активности в физическом воспитании школьников Сахалинской области
статья по физкультуре на тему

Рекина (Брызгалова, Корнеева) Елена Сергеевна

В статье анализируются результаты использования современных видов двигательной активности в урочной и внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" в школе, ориентированных на образовательные запросы учащихся, родителей и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bryzgalova_savostin_kurnakov.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Брызгалова Е.С., Савостин Н.М., Курнаков С.В.

МБОУ СОШ № 8 г.Холмск Сахалинской области,

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Аннотация. В статье анализируются результаты использования современных видов двигательной активности в урочной и внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура» в школе, ориентированных на образовательные запросы учащихся, родителей и общества.

The article analyzes the results of the use of modern types of physical activity on the subject of "Physical Education" school-oriented educational needs of the pupils, parents and society.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.

В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д. Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и использование таких видов двигательной активности, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.

Традиционные формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными [2].

Для современного этапа развития физической культуры характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых форм организации спортивных игр, двигательных действий и соревнований для детей и молодежи, обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом [1].

Снижение учебной мотивации, низкий уровень здоровья школьников делает необходимым пересмотр традиционных форм организации и содержания занятий, технологий обучения, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, и поиск нового подхода к урокам физической культуры и внеурочной деятельности.

Одна из таких новаций – модульное преподавание физической культуры, причём, модули должны быть подобраны с учётом возможностей и желания школьников, а также региональных особенностей и материально-технических возможностей школы.

Особенность программ, построенных по модульному принципу, состоит в том, что каждый учитель может выбрать из нее подходящий модуль, т.е. тот модуль, которым он на данный момент владеет лучше и может применить в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса [3].

Согласно ФГОС ООО, обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30%.

Руководствуясь выше изложенным, с 2010 года на базе МБОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области была открыта инновационная площадка, в ходе деятельности которой для обучающихся 1-11 классов была разработана программа «Физкультура, которая лечит душу».

Цель изыскания заключалась в разработке и обосновании инновационной программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках деятельности инновационной площадки.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организации урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию, направленной на оптимизацию эмоционального состояния учащихся.

2. Разработать программу «Физкультура, которая лечит душу» для 1- 11 классов общеобразовательной школы.

3. Обосновать эффективность реализации программы «Физкультура, которая лечит душу» на основе исследования динамики эмоционального состояния и удовлетворённости образовательной деятельностью учащихся МБОУ СОШ № 8 г. Холмска.

Программа была построена по модульному принципу и состояла из шести модулей («Юнитанцы», «Художественная гимнастика», «Японский мини-волейбол», «Черлидинг», «Акробатика», «Оздоровительная аэробика (девушки)», «Тхэквондо (юноши)»). Такой подход к построению программы позволил решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами физической культуры с учетом требований ФГОС ООО, региональных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

Рассмотрим основное содержание модулей инновационной программы «Физкультура, которая лечит душу».

1 модуль: «Юнитанцы» (1 – 4 классы). Цель: обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, воспитания ритмичности, музыкальности и выразительности движений. Юнитанцы в значительной степени обеспечивают эстетическое воспитание учащихся, развивают художественно-двигательные навыки, что способствует формированию полноценной и всесторонне развитой личности.

2 модуль: «Художественная гимнастика» (3 – 4 классы). Цель: создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности средствами художественной гимнастики. Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Занятия художественной гимнастикой призваны помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе.

3 модуль: «Японский мини-волейбол» (5 – 7 классы). Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение правилам игры и способам проведения соревнований. Японский мини-волейбол значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр. Особую значимость имеет рекреативная и коммуникационная функции игры.

4 модуль: «Черлидинг» (6 – 8 классы). Цель: обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, побуждение к проявлению творчества и лидерских качеств. Актуальность занятий черлидингом определяется тем, что все соревнования сопровождаются дополнительными средствами агитации, каким и является данный вид спорта. Привлечение учащихся к занятиям творческими видами двигательной активности является дополнительным средством оздоровления учащейся молодежи.

5 модуль: «Акробатика» (9 классы). Цель: углубленное обучение учащихся элементам акробатики, воспитание волевых качеств личности обучающихся, развитие творческих способностей детей, нравственное и физическое совершенствование. Занятия акробатикой способствуют наиболее успешному решению задач гармоничного физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей.

6 модуль (девушки): «Оздоровительная аэробика» (9-11 классы). Цель: повышение уровня физической подготовленности девушек 10-11 классов и интереса к занятиям нетрадиционными для школьной практики средствами физической культуры. Особенностью данной программы является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала  в соответствии с возрастно-половыми особенностями и интересами учащихся.

6 модуль (юноши): «Тхэквондо» (9-11 классы). Цель: формирование физически здоровой, творческой и нравственной личности, способной к углубленному обучению теоретических и практических основ избранного вида спорта в доступной для них форме с дальнейшим их совершенствованием в современных социокультурных условиях.

В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы в 2011- 2012 учебном году мы начали реализацию практического этапа инновационной площадки в 1-11 классах МБОУ СОШ № 8 г. Холмска.

В ходе работы нами были получены следующие результаты. Степень удовлетворённости уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями выявлялась с помощью анкетирования учащихся и родителей в течение трёх лет. В ходе исследования степень удовлетворённости респондентов возросла на 22 пункта с 76 % до 98 % (табл.1).

Таблица 1

Степень удовлетворённости родителей и учащихся СОШ № 8 г. Холмска уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями

в ходе реализации инновационной программы (%)

Год

Ступень обучения

первая

вторая

третья

Средний показатель

2009-2010

87%

73 %

69 %

76 %

2010-2011

90 %

82 %

89 %

87 %

2011-2012

98 %

96 %

100 %

98 %

Анкетирование «Рейтинг предметов» осуществлялось в 2012 году во всех классах. Учащимся было предложено расставить предметы по степени «интересности» и «комфортности» пребывания на уроке. В таблице 2 представлены результаты трёх классов, по одному из каждой ступени обучения.

Таблица 2

«Рейтинг предметов» по степени «интересности» и «комфортности» пребывания на уроке учащихся МБОУ СОШ № 8 г. Холмска

Предмет

Среднее количество баллов

3 А класс

7 А класс

10 А класс

Английский язык

2

7

4

Математика (алгебра)

4

5

3

Музыка

8

8

-

Природоведение (биология)

1

4

9

Русский язык

7

2

1

Технология

6

6

5

Физика

-

-

6

Физическая культура

3

1

2

Химия

-

-

8

Чтение (литература)

5

3

7

* 1 – наивысший ранг.

Охват обучающихся МБОУ СОШ № 8 внеклассными спортивными мероприятиями (табл.3) был определён с помощью мониторинга. В ходе исследования количество учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня увеличилось на 24%.

Такое увеличение мы связываем с реализацией инновационной программы в образовательном процессе, в ходе которой школьники не зависимо от состояния здоровья и физических возможностей принимали участие в разработке сценариев и организации мероприятий, судействе, а также участвовали в самих спортивных мероприятиях.

Таблица 3

Охват обучающихся МБОУ СОШ № 8

внеклассными спортивными мероприятиями (%)

Год

Соревнования

Школь

ные

Район

ные

Областные

Всероссийские

Международные

Средний показатель

2009-2010

71

34

14

1

-

73

2010-2011

84

42

17

1,3

-

86

2011-2012

97

56

19

2

1,4

97

Анализ эмпирических данных и мониторинга показал:

- посещаемость уроков физкультуры повысилась до 98% (на начало исследования этот показатель составлял 93%);

- посещаемость школьных спортивных секций (волейбол, баскетбол, тхэквондо) составила 79 учащихся (на начало исследования - 27 учащихся);

- мониторинг заболеваемости выявил понижение числа часто болеющих детей, детей освобождённых от физических нагрузок. За время реализации программы количество классов, закрываемых на карантин в период эпидемий, сократилось до «0» в 2012 - 2013 учебном году;

- улучшение показателей уровня физической подготовленности школьников по результатам тестирования;

- результаты участия в спортивных состязаниях и конкурсах муниципального уровня в 2011-2012, 2012-2013 учебных годах статистически не изменились по сравнению с 2010-2011 учебным годом, что, на наш взгляд, связано с недостаточным количеством школьных спортивных сооружений. Тем не менее, количество участников региональных, всероссийских и международных соревнований возросло.

В ходе реализации инновационной программы «Физкультура, которая лечит душу» создан особый уклад школьной жизни, неотъемлемой частью которого стала урочная и внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура», ориентированная на образовательные запросы учащихся, родителей и общества:

- принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы.

Литература:

1.        Кудрявцева, Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М., 1998. – Т. 3. – С. 77-84.

2.        Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.

3.        Модульная программа третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных учреждений / Бесполов Д.В. с соавт. (рекомендована экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации). – М., 2012. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»

Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Исследовательская работа "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника"

Автор работы попытался  определить влияние двигательной активности на функциональное состояние сердца школьника....

Вариант эффективного решения двух базовых задач физического воспитания школьников: по формированию высокого интереса к физической культуре и спорту, и по развитию двигательных качеств в едином комплексе

В этой разработке вместе с основными задачами педагогического процесса углубленное внимание уделяется двум значимым направлениям воспитания личности.Первое -  повышение интереса у учащихся к физи...

Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального фун...