Главные вкладки

    Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников на уроке на основе технологии самоорганизации
    статья по английскому языку

    Пичугина Мария Сергеевна

    В современных условиях с учетом новых требований к школьнику, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного учебно-интеллектуального умения – умения самоорганизации знаний школьников. Ведущей задачей является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников на уроке на основе технологии самоорганизации

    Пичугина Мария Сергеевна

    Учитель английского языка

    МОУ школа №12

    Г.о. Жуковский

    В современных условиях с учетом новых требований к школьнику, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного учебно-интеллектуального умения – умения самоорганизации знаний школьников. Ведущей задачей является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации.

    Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи, определять пути их решения и решать извне. Оно связано с потребностью человека выполнять свои действия по собственному осознанному убеждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. Что такое «самоорганизация»?

    Свойство личности, характеризующееся мобилизацией, целеустремленностью, активностью в использовании всех своих возможностей, достижений, целей, рациональном использовании времени, сил и средств.

    Главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Основными критериями, определяющими степень сформированнности самоорганизации, например, у младшего школьника, являются:

    ∙ мотивация;

    ∙ произвольность учебной деятельности;

    ∙ активность;

    ∙ самостоятельность в учебной деятельности;

    ∙ самоконтроль в учебной деятельности.

    Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника: Задачи формирования самоорганизации у школьников:

    ∙ развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

    ∙ научить самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика.

    Следующим важнейшим методом самоорганизации деятельности является самоконтроль. Метод самоконтроля включает следующие операции: постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов.

    Обучение школьников иностранному языку осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Основная задача учителя, как известно, научить учиться, то есть мы должны обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (иначе говоря осознанное владение приёмами учебного труда).

    Самостоятельная работа применяется на протяжении всего курса обучения иностранному языку. На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 - 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут. 

    В методике преподавания иностранного языка выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий. 

    Воспроизводящий уровень лежит в основе других видов и «ответственен» за формирование вербальной произносительной, лексической, грамматической базы, за создание эталонов в памяти. 

    С этой базы начинается усвоение нового. Учащимся первого года обучения предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника. В ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала. Несмотря на некоторую скучность и монотонность подобной работы, форсировать её не стоит, так как она учит ребят правильно и в нужном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который нужен для решения задач более высокого уровня. 

    Следующий по сложности выполнения и, пожалуй, чаще всего используемый на практике уровень – полутворческий. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором или учителем; не простое списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация « В кафе. Заказ на одного», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В кафе. Заказ на двоих»( 6 класс ) Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация. 

    Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на заданную тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность. 

    Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. 

    Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: а) все учащиеся выполняют одно, общее задание или

    б) разные, в зависимости от возможностей ребят (работа по карточкам, индивидуальные домашние задания, с учётом интересов уч-ся) 

    Большой простор для деятельности представляет самостоятельная работа в группах. Эта форма самостоятельной работы применяется чаще всего на этапе развития речевого умения.

    Как групповая, так и парная самостоятельная работа призваны в первую очередь увеличить время говорения каждого учащегося. Парная работа чаще всего применяется на начальном этапе обучения при работе над разговорными ситуациями(диалогами), а также при работе с текстами. 

    Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка? 

    Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат. 

    Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности. 

    В- третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал) 

    Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

    Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

    Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках английского языка с использованием игрового материала (в рамках реализации ФГОС).

    ФГОС НОО выдвигает определенные требования. к формированию у школьников метапредметных результатов УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). Для всестороннего развития школьнико...

    Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся на уроках якутского языка, ЯНК.

    Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке обусловливают актуальность...

    Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

    Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...

    РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

       В формировании многих качеств большую роль играет математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школ...

    «Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения»

    Обобщение опыта работы по теме:"Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения"...

    Формирование познавательной активности и развитие творческого мышления с использованием интеграционной технологии

    Современному обществу нужен  самостоятельно мыслящий человек, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности уч...