Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе
статья (9 класс)

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из направлений стимуляции. Эта одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Познавательная самостоятельность, формирующая на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Известный дидакт М.А. Данилов раскрывает эту ценную для ученика черту при помощи следующих признаков: стремление и умение самостоятельно мыслить;  способность ориентироваться в новой ситуации, найти подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; критический подход к суждению других; независимость собственных суждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Абаимова Т.А.

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из направлений стимуляции. Эта одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Познавательная самостоятельность, формирующая на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Известный дидакт М.А. Данилов раскрывает эту ценную для ученика черту при помощи следующих признаков: стремление и умение самостоятельно мыслить;  способность ориентироваться в новой ситуации, найти подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; критический подход к суждению других; независимость собственных суждений.

Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи. В педагогической литературе разработана специальная система заданий, ориентирующая школьников на их самостоятельное выполнение: работа над учебниками, другой литературой, разнообразными источниками знаний; решение задач, примеров; написание изложений, сочинений и т.д. Выполнение этих заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, умении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных и индивидуализированных форм обучения.

В познавательности в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения (хотеть, стремиться, уметь, быть способным осуществить).

        Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий же характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

        В целях дальнейшего совершенствования работы по активизации учения школьников необходимо проанализировать достижения дидактики и смежных наук, выявив то, что может и должно быть использовано в решении рассматриваемой проблемы.

        Имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы активизации учения. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П. Я. Гольперина, В.В Давыдова, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина и других.

Значительный вклад в раскрытие проблемы и в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон,  М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.

Советские дидакты исследовали отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения. Одним из действенных средств активизации познавательной деятельности учащихся они считают самостоятельную работу. Этой проблеме посвящены труды А.В. Даринского, Б.П. Есипова, М.П. Кашина, О.А. Нильсона, Р.Б.Сроды, П.И. Педкасистого и др. Внимание многих дидактов было сосредоточено на исследовании проблемы познавательной самостоятельности учащихся. Ее разрабоке посвящены труды Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я.Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой. В развитии теории и практики активного учения большую роль сыграли исследования, связанные с дальнейшим совершенствованием методов обучения. К ним следует отнести работы А.Н. Алексюка, Б.И. Коротяева, И.Я.лернера, М.М.Левиной, М.И. Махмутова, И.Т. Огороднткова, М.Н. Скаткина.

Особое значение для дидактики имеют работы А.В. Усовой, которая в применении к учебному предмету физики раскрыла возможный путь повышения самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Работы Л.П. Аристовой, М.И. Еникеева, И.Ф. Харламова сыграли свою роль в развитии теоретических основ активного обучения.

Формирование активной жизненной позиции и всестороннее развитие личности находятся во взаимосвязи: активная жизненная позиция требует всестороннего развития, которое в свою очередь обеспечивает рост социальной активности личности.

Одним из конкретных путей решения указанных задач является совершенствование содержания, форм и методов обучения в целях более полной  реализации принципа активности в обучении.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидностями самостоятельной работы являются программированные задания, алгоритмы, задания типа тестов.

Основная тенденция в совершенствовании организационных форм обучения связывается дидактами с индивидуальным подходом в обучении, в основе которого лежит учет учебных возможностей учащихся с целью организации их активной познавательной деятельности. Эти позиции выражены в теоретических концепциях таких авторов, как Ю.К. Бабанский, И. Унт, И.М. Чередов, А.А. Кирсанов.

М.Н. Скаткин утверждает, что активизация познавательной деятельности направлена на улучшение процесса усвоения знаний, и на формировании активности и самостоятельности как качеств личности школьников. Различают активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную). Однако активизация познавательной деятельности учащихся связана прежде всего с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность служит здесь главным образом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.

Разграничение понятий «активность» и «самостоятельность» мы находим в работах Л.П. Аристовой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера. Б.П. Есипов считает, что понятие активности более широкое, чем понятие самостоятельности. Б.П. Есипов рассматривает самостоятельность также как видовое явление по отношению к родовому – активности. И.Я Лернер в своих работах включает активность как условие самостоятельности, так как нельзя быть самостоятельным, не будучи активным. Автором введены такие термины как «простая активность» , «подлинная самостоятельность»

Л.П. Аристова рассматривает активность как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам.

Т.И. Шамова не сводит познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматривает ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

От выбора средств активизации, форм и методов обучения  и условий обучения зависит уровень познавательной активности школьников, т.е. качество их познавательной деятельности.

Эффективность учения во многом зависит в какой форме оно организуется.

Успешная реализация принципа активности учащихся в обучении во многом зависит от оптимального сочетания  групповых, индивидуальных форм организации занятий.

Выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, их сочетая зависит от ряда факторов: конкретной дидактической цели, характера учебного содержания, наличия учебной базы, подготовленности школьников, педагогического мастерства учителя. Все эти обстоятельства учитель и должен учитывать, организуя деятельности на занятии. В оптимальном сочетании разнообразнах форм организации учебных занятий заложены большие возможности активизации учения каждого ученика.

Библиографический список

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  2. Данилов М.А. Дидактика/ Под ред. Б.П. Есипова.- М:Учпедгиз,1960.-316с.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  4. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.- 221с.
  5.   Т.И. Шамова Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена   учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...

Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."

Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...

РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

   В формировании многих качеств большую роль играет математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школ...

Формирование познавательной активности и самостоятельности школьников на уроке на основе технологии самоорганизации

В современных условиях с учетом новых требований к школьнику, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного учебно-ин...

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....