Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."
статья по физике ( класс) по теме

Власова Татьяна Алексеевна

 

Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дистанционное обучение38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Власова Татьяна Алексеевна. Лицей  №590. Санкт-Петербург.

Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Всем известно, что на сегодняшний день основное количество учителей, работающих в школе, в основном люди среднего возраста, получившие свое образование в институтах, когда в школе главенствовал объяснительно – иллюстративный способ обучения. При этом способе учащиеся, как правило, оказываются в неравных условиях, что очень ярко проявляется практически при любых формах обучения в классе. Стараясь дать учащимся, как можно, больше знаний, учитель в первую очередь ориентируется на более сильных учеников, и слабые ребята не справляются с теми высокими требованиями, которые с легкостью выполняют остальные ученики. В результате такой практики у слабых учеников развивается комплекс несовершенности, что может сделать их изгоями в коллективе, и все начнут относиться к ним с пренебрежением. Либо, стремясь каким – то образом утвердиться в своем праве и не быть в задних рядах, эти слабые ученики используют все способы обратить на себя внимание коллектива. Они мешают вести урок учителю, мешают работать классу. Таким образом,  мы, учителя, сами создаем неравенство. А это, на мой взгляд, создает негативные последствия, как для учеников, так и для самого учителя.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Что придумать, чтобы процесс обучения был личностно – ориентирован, чтобы методы обучения способствовали социализации личности ученика? Думаю, Вы согласитесь, что это возможно только в условиях индивидуального обучения.

Задача современного учителя, а именно к таким я себя и причисляю, хотя прошла “закалку” еще в старой школе, не только дать определенную сумму знаний (чем больше, тем лучше), но и научить школьников самостоятельно их добывать, постоянно совершенствовать свои умения, в том числе и ИКТ – компетентность. Ведь современный мир, наука все время неуклонно обновляются, дополняются новыми открытиями в различных областях. Только саморазвитие и совершенствование позволят человеку свободно ориентироваться в быстро меняющихся условиях, помогут не потонуть в океане сегодняшних и, тем более, завтрашних технологий. Стать современным в современном мире, извините за тавтологию, а не слабаком, незнайкой, отстающим, закомплексованным человеком.

Один из способов решения данной проблемы – это вынести обучение предмету за пределы школы. С этой целью я со своей коллегой по школе, мы преподаем физику, подготовили блок практических работ для самостоятельного домашнего исполнения, назвав его “Домашний практикум”, и разместив  в интернете на сайте нашего лицея.

В данном блоке содержатся работы для учащихся 7-ых и 8-ых классов. Каждая работа ориентирована по своему содержанию на тот объем знаний, которые ученик получает по каждой теме, изучаемой на уроках. Кроме  ссылок на теоретический материал, который школьник должен предварительно самостоятельно повторить, работы содержат инструкции к их выполнению, формы отчета, а также дополнительные задания, выполнение которых позволяет, и закрепить знания и решить некоторые прикладные задачи. Оборудованием в этих практических работах являются бытовые предметы и приборы, которые имеются в каждом доме у каждой семьи.

В чем же я вижу положительный результат использования такого вида деятельности учащихся?  Приведу несколько положительных, на мой взгляд, доводов.

  1. Это домашнее задание обязательно выполнит каждый ученик. А мы прекрасно знаем, что при проведении  лабораторных работ на уроках в школе, как правило, с приборами работает только один ученик, сидящий за партой. А второй чаще всего является просто пассивным наблюдателем. То же самое можно сказать и о выполнении расчетов, проведении анализа результатов и записи выводов по этим результатам. В итоге один ученик честно зарабатывает свою оценку, приобретает необходимые ему навыки и умения, а второй видит в тетради незаслуженную им оценку, а что важнее, и навыков никаких не получает. Конечно же, при выполнении работы дома родители смогут помочь своему ребенку, но выполнять за него задания они наверняка не будут, т.к. все задания подобраны таким образом, что каждый, даже слабый, ученик с ними справится.
  2. Для того чтобы выполнить дополнительное задание, ученик вынужден обратиться к каким – то источникам информации. Ими могут быть и интернет – ресурсы и научно – популярная литература и даже окружающие их люди: родители, друзья, знакомые. Таким образом, ученики не только изучают физические законы и явления, но и учатся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, работать с различными видами информации. А это умение очень актуально для современного человека.
  3. Работая дома, а задание я задаю за неделю или за две до назначенного срока сдачи отчета, ученик не ограничен во времени выполнения работы. Это не 45 минут школьного урока, а столько, сколько ему необходимо. Следовательно, он может позволить себе выполнять работу, оформлять ее, искать ответы на дополнительные вопросы до тех пор, пока, по его мнению, работа не будет выполнена отлично.
  4. Все практические работы подобраны таким образом, что учащиеся видят, как физические явления и законы связаны с жизнью. К ним приходит понимание необходимости добывать знания, которые пригодятся в повседневной жизни. А это влечет за собой проявление любознательности, учит ставить перед собой вопросы и самостоятельно искать на них ответы.
  5. Выполнение работ из “Домашнего практикума” предполагает развитие у учащихся умения представлять информацию в разных форматах: текстовом, табличном, графическом. Подобная работа имеет прицел на будущее.
  6. В процессе работы ученик сам планирует свою деятельность, сам руководит своими действиями. Это развивает его активность, его внутренние силы и возможности.

Вывод напрашивается сам собой.

  1. Любой ученик справится с заданием, у него повысится самооценка. Он больше не будет думать, что он слабее или глупее других, а поймет, что учение приносит радость и удовлетворение. Придет осознание того, что с любой поставленной задачей можно справиться, надо лишь проявить для этого усердие. А это в свою очередь стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Ознакомиться с работами “Домашнего практикума” по физике для учащихся 7-ых, 8-ых классов можно на сайте нашего лицея № 590.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...

РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

   В формировании многих качеств большую роль играет математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школ...

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из направлений стимуляции. Эта одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность а...

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....