Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.
материал на тему

Теплоухова Елена Геннадьевна

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие активной познавательной активности учащихся и самостоятельности на уроках английского языка

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно- волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижения.

Познавательная активность существенно сказывается не только на учении, но и на становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к другим людям, к обществу и т.д., т.е. познавательная активность является важным условием формирования активной жизненной позиции учащегося.

В связи с этим, основными принципами моей педагогической деятельности являются:

1. Развитие познавательной активности и созидательных способностей, самостоятельного мышления и деятельности учащегося.

2. Максимальное использование воспитательных функций педпроцесса для формирования лучших качеств у учащихся.

Основные направления моей работы:

- создание условий для восприятия нового материала;

- использование примеров для понимания;

- применение разнообразных методических приемов и учет психологических закономерностей восприятия учебной информации;

- обучение работе с учебниками, учебными материалами, наглядными пособиями, другими источниками информации;

- использование различных средств обучения: рисунков, схем, таблиц, картин, фото, ТСО, что вносит разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным.

Большое значение придаю мотивации учебной деятельности в начале урока. Объяснение материала необходимо строить как ответы на поставленные в начале урока познавательные вопросы и задачи.

Важным является развитие мышления, т.к. современному специалисту требуется творческое отношение к учебе, работе, развитое самостоятельное мышление.

Стараюсь строить уроки таким образом, чтобы учащиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая самостоятельно.

Эффективными при формировании активности учащихся являются самостоятельные работы по составлению таблиц сравнения, классификации.

Кроме того преподаватель должен находить пути интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и удержать интерес учащегося к учебному труду, чтобы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мышление действовать.

Большую роль при изучении иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры, различные игровые ситуации. В процессе игры, при выполнении интерактивных задач учащиеся узнают новую для них информацию, а языковые средства, которые они активизируют в результате многократного повторения, являются средством решения внеязыковых задач.

Познавательная активность развивается также в упражнениях по подстановке реплик в диалогах и их инсценировании. Это позволяет познакомить учащихся с разными типами диалогов в разных условиях (телефонный разговор, встреча на улице, в ресторане, дома и т.д.).

Для развития познавательной активности применяются также коллективные, парные, групповые, индивидуальные формы работы.

Все это в целом является мощным стимулом личностного развития обучающихся, его умения социально взаимодействовать с окружающими, регулировать свои поступки, в том числе и речевые. При этом творческие способности, эмоциональные особенности и психические функции учащихся должны быть объектом пристального внимания преподавателя, т.е. цели активизации познавательной активности учащихся необходимо решать в единстве обучения и воспитания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Обучение школьников иностранному языку осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Основная задача учителя, как известно, научить учиться, то есть мы должны обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся (иначе говоря осознанное владение приёмами учебного труда). Самостоятельная работа учащихся это деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности, в нашем случае к иностранному языку. Следовательно, важно создать условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям». 

Самостоятельная работа применяется на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Сколько же времени следует затрачивать на этот вид работы, чтобы её результаты были ощутимы? Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путём наблюдения за работой школьников разных классов, а также на основе домашних заданий, предлагаемых в УМК. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно составлять не менее 3-3,5 часов в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы. Естественно, что при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работы под руководством учителя, должно увеличиваться время, отводимое на самостоятельную работу; в противном случае сокращается практика в языке, что неизбежно ведёт к потере приобретённых навыков и к разрушению умений. 

На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 - 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут. 

В методике преподавания иностранного языка выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий. 

Воспроизводящий уровень лежит в основе других видов и «ответственен» за формирование вербальной произносительной, лексической, грамматической базы, за создание эталонов в памяти. 

С этой базы начинается усвоение нового. Учащимся первого года обучения 

предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника. В ходе самостоятельного воспроизведения происходит « пропускание через себя» нового материала. Несмотря на некоторую скучность и монотонность подобной работы, форсировать её не стоит, так как она учит ребят правильно и в нужном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который нужен для решения задач более высокого уровня. 

Следующий по сложности выполнения и, пожалуй, чаще всего используемый на практике уровень – полутворческий. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором или учителем; не простое списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация « В кафе. Заказ на одного», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В кафе. Заказ на двоих»( 6 класс ) Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация. 

Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на заданную тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность. 

Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. 

Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: а) все учащиеся выполняют одно, общее задание или

б) разные, в зависимости от возможностей ребят (работа по карточкам, индивидуальные домашние задания, с учётом интересов уч-ся) 

Большой простор для деятельности представляет самостоятельная работа в группах. Эта форма самостоятельной работы применяется чаще всего на этапе развития речевого умения. Например, один из приёмов - Carousel brainstorm ( « Карусель») 

Последовательность работы: 

1) Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги (на доске, разделённой на части). 

2) Класс делится на группы (по количеству тем, вопросов). 

3) Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами всё, что они думают, знают относительно данной темы, вопроса. Время ограничивается. 

4) Каждая группа переходит к следующему заданию (передвигается по часовой стрелке) Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего 

5) Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы в ограниченное время просмотреть всё, что оказалось записанным на данном листе с тем, чтобы подвести итог, высказать своё мнение. 

Приём под названием “Jigsaw” (составная картинка-загадка) используется при развитии навыков чтения и перевода, но может быть использован и при работе над другими видами речевой деятельности . 

Класс делится на группы, каждая группа выполняет одно и тоже задание 

(например читает и слушает 5 текстов) 

Каждый член группы имеет конкретное задание. В данном случае необходимо, чтобы в группе было 5 учащихся и каждый работал над одним из текстов ( A,B,C,D,E ). Учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группах учащиеся совместно выполняют предложенные задания, уточняют, обдумывают, обсуждают. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и каждый учит других тому, что он узнал, прочитав текст. Задача «экспертов» заключается в том, чтобы хорошо научить остальных, так как в результате группа должна выдать совместный «продукт». 

Как групповая, так и парная самостоятельная работа призваны в первую очередь увеличить время говорения каждого учащегося. Парная работа чаще всего применяется на начальном этапе обучения при работе над разговорными ситуациями( диалогами), а также при работе с текстами . 

Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка? 

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать что он будет делать, каков конечный результат. 

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности. 

В- третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал) 

Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Активные формы обучения учащихся на уроках английского языка

Изучение английского языка формирует умение осуществлять общение, способствует установлению добрых отношей посредством говорения, личностному развитию ребенка и активизирует его творческий потенциал....

Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка

Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельноcти.Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чтен...

Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся на уроках якутского языка, ЯНК.

Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке обусловливают актуальность...

РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

   В формировании многих качеств большую роль играет математика. В новых стандартах образования говорится о том, что одной из целей математического образования является овладение школ...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...

Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся

Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....