Занятие математической школы Пифагореец по теме : Тождественные выражения 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Лазарян Елена Сергеевна

Лккция №8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция на 1час 50 мин41.32 КБ
Файл Презентация749.61 КБ

Предварительный просмотр:

8-е занятие.

Тема занятия: «Тождественные преобразования», 8 класс. (  1час 50 мин.)

Лазарян Е.С, Алекаева Н.А,

Теория.

  1. Тождественное преобразование выражения – это замена исходного выражения на выражение, тождественно равное ему.

Часто в этом словосочетании слово «тождественное» опускается, и говорят просто «преобразование выражения», при этом подразумевают, что речь идет именно о тождественном преобразовании. Приведем пару простых примеров для пояснения сформулированного определения. Например, выражение x+3−2 можно заменить тождественно равным ему выражением x+1, эта замена есть тождественное преобразование выражения x+3−2.  Еще пример: замена выражения     выражением  также является тождественным преобразованием. А вот переход от выражения x к выражению x2 не является тождественным преобразованием, так как выражения x и x2 не являются тождественно равными.

  1. Основные тождественные преобразования.

Существует ряд наиболее часто используемых тождественных преобразований, которые проводятся с выражениями различных видов. Их, с Вашего позволения, мы назовем основными.

а) Перестановка местами слагаемых, множителей.

б) Раскрытие скобок.

в) Группировка слагаемых, множителей.

г) Замена разностей суммами, частных произведениями и обратно.

д) Выполнение действий с числами

е) Вынесение за скобки общего множителя.

ж) Приведение подобных слагаемых.

з) Замена чисел и выражений тождественно равными им выражениями.

и) Прибавление и вычитание одного и того же числа.

3.      Одно из самых главных тождественных преобразований выражения заключается в выполнении действий с числами. В результате выполнения действий с  числами исходное выражение преобразуется в тождественно равное ему выражение.

               Рассмотрим задачи на вычисление значений выражений.

Пример №1:

Вычислите произведение:

(2 + 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1)(232 + 1).

Решение: Заметим, что значение первой скобки (2 + 1)=3, если умножить первую скобку на выражение (2-1), то получится формула сокращенного умножения разность квадратов и значение будет равно 3. Итак, умножим наше выражение на (2 – 1) и применим формулу разности квадратов 6 раз. Получим:

(2 -1)(2 + 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1)(232 + 1) = (22 – 1)(22 + 1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1)(232 + 1) = (24 – 1)(24 + 1)(28 + 1)(216 + 1)(232 + 1) = (28 – 1)(28 + 1)(216 + 1)(232 + 1) = (216 – 1)(216 + 1)(232 + 1) = (232 – 1)(232 + 1) = (264 – 1).

Ответ: (264 – 1).

Пример №2:

Вычислите произведение:

Р = .

Решение:

Упростим это выражение:

Р =  = .

Полученное произведение можно сократить на 2 • З2 • 42 • 52 (n — 1)2 • n.

После этого будем иметь: Р = .

Ответ: Р = .

Пример №3:

Упростите сумму:

1 • 1! + 2 • 2! + 3 • 3! + ... + n• n!

Решение: Вспомним, что такое факториал.

Факториал числа – это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число). Обозначается факториал (!).

Например: 3! = 1

                   6! =

Запомни факториал 0 и 1 равен 1  (0!=1   и  1!=1).

Итак, прибавим к  данной сумме 1 и используем тождество K!+KK! = (K+1)!, а затем вычтем 1.

Получим: 1+1

Вычитая 1 получим: (n+1)! – 1.

Ответ: (n+1)! – 1.

Пример №4:

Вычислите сумму:

S = .

Решение: 

Воспользуемся  тождеством  .    Получим:  .

Ответ:

Пример №5:

Вычислите сумму:       S= .

Решение: 

Приведем сумму к общему знаменателю (a-b)(b-c)(c-a):

S=

Ответ: 0.

Пример №6:

Вычислите сумму:   .

  Решение: 

Приведем сумму к общему знаменателю (a-b)(b-c)(c-a):

 

Ответ: 0.

Пример №7:

Вычислите сумму:   .

Решение:

 Заметим, что данное выражение имеет смысл при  a≠b, a. Будем проводить преобразования для таких значений переменных. Приведя все дроби к наименьшему общему знаменателю, получим:

 

Заметив, что b-c=(a-c)-(a-b) , преобразуем числитель следующим образом:

a2(b-c) – b2(a-c)+c2(a-b)=a2(a-c) – a2(a-b) – b2(a-c)+c2(a-b) =(a-c)(a-b)(a+b-c-a) =

(a-b)(b-c)(a-c).

Таким образом, получили:  =1

Ответ: 1.

Пример №8:

Вычислите сумму: 1 + 11 + 111 + … + 111...1 (n слагаемых).

Решение: Заметим, что 1=(10-1)/9, 11=(100-1)/9, 111=(1000-1)/9,...11...1(n единиц) =(10n-1)/9,  
Тогда искомая сумма S = 1/9(10+100+1000+...+10n - n) = 1/9(Sn - n), где Sn - сумма геометрической прогрессии, b1=10, q=10.
Sn = (10n+1-10)/9
S = 1/81 ( 10n+1-9n-10)
Ответ: 1/81 ( 10n+1-9n-10)

Пример №9:

Вычислите сумму:  S=1-2 + 3-4 + - + (-l)n+1∙n.

Решение: Очевидно, ответ зависит от четности или нечетности n. Поэтому  

рассмотрим два случая.

  1. Пусть n четно. Тогда:

S = (1 - 2) + (3 - 4) + (5 - 6) + - + (n - 1) - n) = -1 - 1 - ...- 1 = -.

2) Пусть n нечетно. Будем иметь:

S = (1 - 2 + 3 - 4 + …- (n - 1)) + n=  .

Ответ: если n четно, то S = -n/2; если n нечетно, то S = (n + 1)/2.

Подумайте: нельзя ли два полученных выражения для S объединить в  

одной формуле?

Малая олимпиада

Задача №1.

Вычислите произведение:

Решение: Умножим и разделим данное произведение на .

Получим:

1.

2. .

Ответ: .

Задача №2.

Вычислите сумму:  

Решение:

Ответ: 0

Заочная олимпиада

Задача №1.

Вычислите сумму:    220- 219-218 -…-  2-1=

Решение: Воспользуемся тождеством  

   220- 219-218 -…-  2-1= .

Ответ: 1.

Задача №2.

Вычислите сумму:  

Решение: ОДЗ данного выражения является множество {(a,b,c)  |  a ≠ ba ≠ cb ≠ c}. Приводя выражение к общему знаменателю, получим:

http://www.math.md/school/praktikum/transr/trans52x.gif

Учитывая вид знаменателя, разложим на множители числитель:

a3(c - b) + b3(a - c) + c3(b - a) = c(a3 - b3) + ab(b2 - a2) + c3(b - a) =

= (a - b)(c(a2 + ab + b2) - ab(a + b) - c3) = (a - b)(c(a2 - c2) + ab(c - a) + b2(c - a)) =

= (b - c)(a - b)(-a2b - a2c + c2(a + b)) = (a - b)(b - c)(b(c2 - a2) + ac(c - a)) =

= (a - b)(b - c)(c - a)(ab + bc + ca).

Следовательно, на ОДЗ исходное выражение тождественно равно ab + bc + ca.

Задача №3.

Вычислите сумму:  .        .

Решение: Прибавьте и вычтите .

.

Теперь вычтем .

=.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по теме: «Тождественные преобразования» Авторы: Лазарян Е.С, Алекаева Н.А- учителя математики МБОУ « Тучковская СОШ№1»

Слайд 2

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин

Слайд 4

Основные тождественные преобразования. Перестановка местами слагаемых, множителей. Раскрытие скобок. Группировка слагаемых, множителей. Замена разностей суммами, частных произведениями и обратно. Выполнение действий с числами Вынесение за скобки общего множителя. Приведение подобных слагаемых. Замена чисел и выражений тождественно равными им выражениями. Прибавление и вычитание одного и того же числа.

Слайд 5

Рассмотрим задачи на вычисление значений выражений . Пример №1: Вычислите произведение: ( 2 + 1)(2 2 + 1)(2 4 + 1)(2 8 + 1)(2 16 + 1)(2 32 + 1). Решение: Заметим, что значение первой скобки (2 + 1)=3 , если умножить первую скобку на выражение (2-1) , то получится формула сокращенного умножения разность квадратов и значение будет равно 3 . Итак, умножим наше выражение на (2 – 1) и применим формулу разности квадратов 6 раз. Получим:

Слайд 6

(2 -1)(2 + 1)(2 2 + 1)(2 4 + 1)(2 8 + 1) (2 16 + 1)(2 32 + 1) = (2 2 – 1)(2 2 + 1)(2 4 + 1) (2 8 + 1)(2 16 + 1)(2 32 + 1) = (2 4 – 1)(2 4 + 1) (2 8 + 1)(2 16 + 1)(2 32 + 1) = (2 8 – 1)(2 8 + 1) (2 16 + 1)(2 32 + 1) = (2 16 – 1)(2 16 + 1)(2 32 + 1) = (2 32 – 1)(2 32 + 1) = (2 64 – 1). Ответ: (2 64 – 1).

Слайд 7

Пример №2: Вычислите произведение : Р = Решение: Упростим это выражение : Р = =

Слайд 8

Полученное произведение можно сократить на 2 • З 2 • 4 2 • 5 2 ( n — 1) 2 • n . После этого будем иметь: Р = Ответ:

Слайд 9

Пример №3: Упростите сумму: 1 • 1! + 2 • 2! + 3 • 3! + ... + n • n ! Решение: Вспомним, что такое факториал. Факториал числа – это произведение натуральных чисел от 1 до самого числа (включая данное число). Обозначается факториал (!). Например: 3! = 1∙ 2∙3=6 6! = 1∙2∙3∙4∙5∙6=720 Запомни факториал 0 и 1 равен 1 (0!=1 и 1!=1).

Слайд 10

Итак, прибавим к данной сумме 1 и используем тождество K !+ KK ! = ( K +1)!, а затем вычтем 1 . Получим: 1 +1∙1!+2∙2!+3∙3!+…+ n∙n ! = (1+1)!+2∙2!+3∙3!+…+ n∙n ! = 2!+2∙2!+3∙3!+…+ n∙n ! = (2+1)!+3∙3!+…+ n∙n != 3!+3∙3!+…+ n∙n != (1+3)!+…+ n∙n != 4!+…+ n∙n !=(n+1)! Вычитая 1 получим: ( n +1)! – 1. Ответ: ( n +1)! – 1.

Слайд 11

Пример №4: Вычислите сумму: S = . Решение: Воспользуемся тождеством Получим: Ответ:

Слайд 12

Пример №5: Вычислите сумму: S = Решение : Приведем сумму к общему знаменателю (a-b)(b-c)(c-a): S= = Ответ: 0.

Слайд 13

Пример №6: Вычислите сумму : Решение: Приведем сумму к общему знаменателю ( a-b )( b-c )( c-a ): Ответ: 0.

Слайд 14

Пример №7: Вычислите сумму : Решение: Заметим , что данное выражение имеет смысл при a ≠ b , a≠ с, b≠c . Будем проводить преобразования для таких значений переменных. Приведя все дроби к наименьшему общему знаменателю, получим:

Слайд 15

Заметив , что b - c =( a - c )-( a - b ) , преобразуем числитель следующим образом: a 2 (b-c ) – b 2 (a-c)+c 2 (a-b)=a 2 (a-c) – a 2 (a-b) – b 2 (a-c)+c 2 (a-b) =(a-c)(a-b)( a+b -c-a) = ( a - b )( b - c )( a - c ). Таким образом, получили : = 1 Ответ: 1.

Слайд 16

Пример №8: Вычислите сумму: 1 + 11 + 111 + … + 111...1 ( n слагаемых ). Решение : Заметим , что 1=(10-1)/9, 11=(100-1)/9, 111 = ( 1000-1)/9,...11...1( n единиц) =(10 n -1)/9, Тогда искомая сумма S = 1/9(10+100+1000+...+10 n - n ) = 1/9( Sn - n ), где Sn - сумма геометрической прогрессии, b1=10, q=10. Sn = (10 n +1 -10)/9 S = 1/81 ( 10 n +1 -9 n -10) Ответ: 1/81 ( 10 n +1 -9 n -10)

Слайд 17

Пример №9: Вычислите сумму: S =1-2 + 3-4 + - + (- l ) n +1 ∙ n . Решение : Очевидно , ответ зависит от четности или нечетности n . Поэтому рассмотрим два случая. Пусть n четно. Тогда : S = (1 - 2) + (3 - 4) + (5 - 6) + - + (n - 1) - n) = -1 - 1 - ...- 1 = -

Слайд 18

2) Пусть n нечетно . Будем иметь : S = (1 - 2 + 3 - 4 + …- ( n - 1)) + n = Ответ : если n четно, то S = - n /2; если n нечетно, то S = ( n + 1)/2. Подумайте : нельзя ли два полученных выражения для S объединить в одной формуле ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий предметной школы по химии для учащихся 10 классов

Занятия предметной школы «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначены для учащихся 10-го класса. Они рассчитаны на 35 часов, по 1 ч в неделю, и носят предметно-ориентированный х...

Занятие математической школы Пифагореец по теме: Степень числа с натуральным показателем"

Основная цель занятия - продолжить работу по углублению и расширению знаний учащихся по теме “Натуральные числа, степени с натуральным показателем, свойств натуральных чисел” изученных в п...

Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".

Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....

Занятие математического кружка для учащихся 6 - 8 классов по теме "Математические софизмы"

Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче...

самостоятельная работа по алгебре 8 класс. Тема "Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни"

самостоятельная работа по алгебре 8 класс. Тема "Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни"...

Технологическая карта урока алгебры в 8 классе по теме "Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни."

Это урок изучения новых знаний и закрепления полученных ранее. Целью данного урока является обеспечение усвоения знаний о тождественных преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни....