фгос Алгебра 7-9 класс
материал по алгебре (7, 8, 9 класс) на тему

Пешкова Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_alg_7-9.docx104.45 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
  • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
  • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
  • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
  • распознавать рациональные и иррациональные числа;
  • сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

  • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
  • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
  • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
  • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • понимать смысл записи числа в стандартном виде;
  • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
  • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
  • решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;
  • решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
  • проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
  • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
  • изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

  • Находить значение функции по заданному значению аргумента;
  • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
  • определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;
  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
  • строить график линейной функции;
  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
  • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;
  • оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
  • решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчетом без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
  • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;
  • оценивать вероятность события в простейших случаях;
  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать[2] понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
  • изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
  • определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
  • задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
  • оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
  • строить высказывания, отрицания высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
  • использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.

Числа

  • Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений;
  • выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
  • сравнивать рациональные и иррациональные числа;
  • представлять рациональное число в виде десятичной дроби
  • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
  • находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
  • составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
  • записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.

Тождественные преобразования

  • Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
  • выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
  • выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
  • выделять квадрат суммы и разности одночленов;
  • раскладывать на множители квадратный   трехчлен;
  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;
  • выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;
  • выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
  • выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
  • выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
  • выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.

Уравнения и неравенства

  • Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств);
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
  • решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
  • решать дробно-линейные уравнения;
  • решать простейшие иррациональные уравнения вида , ;
  • решать уравнения вида ;
  • решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
  • использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
  • решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
  • решать несложные квадратные уравнения с параметром;
  • решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
  • решать несложные уравнения в целых числах.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
  • выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
  • выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
  • уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

Функции

  • Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, четность/нечетность функции;
  • строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , ,, ;
  • на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;
  • составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;
  • исследовать функцию по ее графику;
  • находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;
  • оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
  • решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
  • использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.

Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
  • анализировать затруднения при решении задач;
  • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
  • решать разнообразные задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
  • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
  • решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;
  • решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;
  • решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;
  • решать несложные задачи по математической статистике;
  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
  • составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;
  • оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;
  • применять правило произведения при решении комбинаторных задач;
  • оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;
  • представлять информацию с помощью кругов Эйлера;
  • решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
  • определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
  • оценивать вероятность реальных событий и явлений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Содержание учебного предмета, курса

7 класс

Алгебра

Тождественные преобразования

Свойства действий над числами. Тождества. Тождественные преобразования выражений.

Числовые и буквенные выражения

Числовые выражения. Сравнения значения выражений.

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени.

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Одночлен и его стандартный вид. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители. Умножение  разности двух выражений на их сумму. Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Приведение различных способов для разложения  на множители. Многочлен и его стандартный вид. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Возведение в куб суммы и разности двух выражений. Разложение разности квадратов на множители. Преобразование целого выражения в многочлен.

Уравнения и неравенства

Равенства

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Линейное уравнение с одной переменной. Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений. Системы линейных уравнений с двумя переменными.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Системы линейных уравнений с параметром.

Неравенства

Числовые неравенства. Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Функции

Вычисление значений функции по формуле.

Понятие функции

Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Свойства функций: область определения, множество значений.

Линейная функция

Прямая пропорциональность и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Функция y=х3и её график.

    Решение  текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Решение задач с помощью уравнений. .Решение задач с помощью систем уравнений.

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Мода.

История математики

Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков.

8класс

Числа

Рациональные числа

Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.

Иррациональные числа

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.

Нахождение приближенных значений квадратного корня

Целые выражения

Определение степени с целым отрицательным показателем. Свойство степени с целым показателем . Стандартный вид числа.

Дробно-рациональные выражения

Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Преобразование выражений, содержащих знак модуля.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени.

Уравнения и неравенства

Уравнения

Линейное уравнение и его корни

 Линейное уравнение с параметром.  Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований. Уравнения вида  х 2  =а

  Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных. Неравенство с переменной. Погрешность и точность приближения

Решение линейных неравенств.

Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Обратная пропорциональность

Свойства функции . Гипербола.

Графики функций.

.    Функция

Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе. Задачи на смеси и сплавы

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы). Решение задач с помощью рациональных уравнений

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков.  Меры рассеивания:  дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

История математики

Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э.Галуа.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных координат.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

9класс

Алгебра

Тождественные преобразования

Дробно-рациональные выражения

Преобразование выражений, содержащих знак модуля.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Уравнения и неравенства

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.

Простейшие иррациональные уравнения вида , .

Уравнения вида .Уравнения в целых числах.

Неравенства

Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы неравенств

Решение систем неравенств с одной переменной: квадратных. 

Функции

Понятие функции

 Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику.

Представление об асимптотах.

Непрерывность функции. Кусочно заданные функции.

Квадратичная функция

Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Графики функций. Преобразование графика функции  для построения графиков функций вида .

Графики функций , ,, .

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.

Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

История математики

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б. Паскаль, Я. Бернулли, А.Н. Колмогоров.

Роль российских ученых в развитии математики: Л.Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.

Тематическое планирование  7 класса

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Вводное повторение

1

2

Выражения, тождества, уравнения

28

2

3

Функции

12

1

4

Степень с натуральным показателем

19

1

5

Многочлены

22

2

6

Формулы сокращенного умножения

25

2

7

Системы линейных уравнений

20

1

8

Повторение

13

1

Итого

140

Тематическое планирование  8 класса

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Вводное повторение

1

2

Рациональные дроби и их свойства

20

2

3

Квадратные корни

20

2

4

Квадратные уравнения

20

2

5

Неравенства

20

2

6

Степень с целым показателем

9

1

7

Элементы статистики и теории вероятностей

                    4

8

Повторение

                    11

1

Тематическое планирование  9 класса

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Функция. Свойства функций. Квадратичная функция

29

1

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

20

2

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

24

1

4

Арифметическая и геометрическая прогрессии

17

2

5

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

17

1

6

Повторение

29

Календарно – тематическое планирование 7 класс

№ урока

Тема урока

Кол.час.

               Дата

пример.

фак.

1

Повторение. Действия с обыкновенными дробями. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби

1

4.09

2

Числовые выражения. Бесконечность множества простых чисел.

1

5.09

3

Числовые выражения. Решение задач на проценты и доли

1

5.09

4

 Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных

1

7.09

5

Сравнения значений выражений

1

11.09

6

Сравнения значений выражений

12.09

7

Применение пропорций при решении задач

1

12.09

8

Свойства действий над числами

1

14.09

9

Свойства действий над числами

1

18.09

10

Тождества.  Тождественные преобразования выражений. Преобразование выражений.

1

19.09

11

Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

19.09

12

Подготовка к контрольной работе

1

21.09

13

Контрольная работа № 1 «Преобразование выражений»

1

25.09

14

Понятие уравнения и  корня уравнения

1

26.09

15

Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной)

1

26.09

16

Линейное уравнение и его корни. Решение линейных уравнений

1

28.09

17

Линейное уравнение с одной переменной

1

2.10

18

Линейное уравнение с одной переменной

1

3.10

19

Линейное уравнение с одной переменной

1

3.10

20

Основные методы решения текстовых задач: алгебраический, перебор вариантов

1

5.10

21

Алгебраический метод решения задач. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт 

1

9.10

22

Решение задач методом уравнений

1

10.09

23

Задачи на движение, работу и покупки. Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе

1

10.10

24

Статистика и теория вероятностей. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения

1

12.10

25

Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения.

1

16.10

26

Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

1

17.10

27

Медиана, размах, мода

1

 17.09

28

Подготовка к контрольной работе

1

19.10

29

Контрольная работа № 2 «Линейное уравнение»

1

23.10

30

Анализ контрольной работы. Понятие функции. Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты».

1

24.10

31

Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач.

1

24.10

32

График функции. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений

1

26.10

33

График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач

1

6.11

34

Линейная функция. Прямая пропорциональность и её график

1

7.11

35

Свойства и график линейной функции.

1

7.11

36

Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена

1

9.11

37

Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой

1

13.11

38

Взаимное расположение графиков линейных функций.

1

14.09

39

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц

1

14.11

40

Подготовка к контрольной работе

1

16.11

41

Контрольная работа № 3 «Линейная функция»

1

20.11

42

Степень с натуральным показателем и её свойства

1

21.11  

43

Умножение и деление степеней

1

21.11

44

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней

1

23.11

45

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем Свойства степеней с натуральным  показателем.

1

27.11

46

Возведение в степень произведения и степени

1

28.11

47

Возведение в степень произведения и степени

1

28.11

48

Возведение в степень произведения и степени

1

30.11

49

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем

1

4.12

50

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем

1

5.12

51

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем

1

5.12

52

Одночлен и его стандартный вид

1

7.12

53

Одночлен и его стандартный вид

1

11.12

54

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

1

12.09

55

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

12.12

56

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Функция у=х2 и ее график

1

14.12

57

Функция у=х3 и ее график

1

18.12

58

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам

1

19.12

59

Функции у=х2, у=х3 и их графики

19.12

60

Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»

1

21.12

61

Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид

        1

25.12

62

Многочлен. Действия с многочленами ( сложение, вычитание, умножение)

1

26.12

63

Многочлен. Действия с многочленами ( сложение, вычитание, умножение)

1

26.12

64

Многочлен. Действия с многочленами ( сложение, вычитание, умножение)

1

28.12

65

Умножение одночлена на  многочлен

1

11.01

66

Умножение одночлена на  многочлен

1

15.01

67

Умножение одночлена на  многочлен

1

16.01

68

Решение уравнений

1

16.01

69

Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Решение задач

1

18.01

70

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы)

1

22.01

71

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический

1

23.01

72

Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки

1

23.01

73

Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки

1

25.01

74

Контрольная работа № 5 «Действия с одночленами и многочленами»

1

29.01

75

Анализ контрольной работы. Действия с многочленами (умножение). Умножение многочлена на многочлен

1

30.01

76

Действия с многочленами (умножение).  Умножение многочлена на многочлен

1

30.01

77

Действия с многочленами (умножение)

1

1.02

78

Разложение многочлена на множители способом  группировки

1

5.02

79

Разложение многочлена на множители способом  группировки

1

6.02

80

Разложение многочлена на множители способом  группировки

1

6.02

81

Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение).

1

8.02

82

Контрольная работа № 6 «Действия с многочленами»

1

12.02

83

Анализ контрольной работы. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и разности

1

13.02

84

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и разности

1

13.02

85

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

15.02

86

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности

1

19.02

87

Разложение многочлена на множители: применение формул сокращенного умножения. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

20.02

88

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

20.02

89

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

22.02

90

Умножение разности двух выражений на их сумму

1

26.02

91

Умножение разности двух выражений на их сумму

1

27.02

92

Умножение разности двух выражений на их сумму. Уравнения

1

27.02

93

Формулы сокращенного умножения. Разложение разности квадратов на множители

1

1.03

94

Разложение разности квадратов на множители

1

5.03

95

Разложение разности квадратов на множители. Уравнения

1

6.03

96

Подготовка к контрольной работе

1

6.03

97

Контрольная работа № 7 «Квадрат суммы и разности двух выражений»

1

12.03

98

Анализ контрольной работы. Разложение многочлена на множители: применение формул сокращенного умножения. Разложение на множители суммы и разности кубов

1

13.03

99

Разложение на множители суммы и разности кубов

1

13.03

100

Целые выражения. Преобразование целого выражения в многочлен

1

15.03

101

Преобразование целого выражения в многочлен

1

19.03

102

Задачи на движение. Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении

1

20.03

103

Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения

1

20.03

104

Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения

1

22.03

105

Применение различных способов для разложения на множители

1

2.04

106

Подготовка к контрольной работе

1

3.04

107

Контрольная работа № 8 «Преобразование выражений»

1

108

Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными

1

3.04

109

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными

1

5.04

110

Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными

1

10.04

111

Системы уравнений. Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений

1

10.04

112

Решение системы уравнений. Графический метод решения систем линейных уравнений с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

12.04

113

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод подстановки.

1

16.04

114

Решение системы уравнений. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки

1

17.04

115

Решение систем линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки

1

17.04

116

Решение систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения

1

19.04

117

Решение систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения

1

23.04

118

Решение систем линейных уравнений с двумя переменными методом сложения

1

24.04

119

Основные методы решения текстовых задач:  алгебраический, перебор вариантов

1

24.04

120

Задачи на движение. Решение задач с помощью систем уравнений

1

26.04

121

Задачи на  покупки. Решение задач с помощью систем уравнений

1

3.05

122

Задачи на работу. Соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе. Решение задач с помощью систем уравнений

1

7.05

123

Задачи на  проценты

1

8.05

124

Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы

1

8.05

125

Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы)

1

10.05

126

Подготовка к контрольной работе

1

14.05

127

Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений»

1

15.05

128

Итоговое повторение. Выражения, тождества, уравнения

1

15.05

129

Итоговое повторение. Многочлены

1

17.05

130

Итоговое повторение. Степень с натуральным показателем

1

21.05

131

Итоговое повторение. Формулы сокращенного умножения

1

22.05

132

Итоговое повторение. Формулы сокращенного умножения

1

22.05

133

Итоговое повторение. Логические задачи. Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц

1

24.05

134

Итоговое повторение. Системы уравнений

1

28.05

135

Итоговая контрольная работа

1

29.05

136

Итоговое повторение. Применение пропорций при решении задач

1

29.05

137

Итоговое повторение . Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов

1

138

Итоговое повторение . Функции

1

139

Резерв

1

140

Резерв

1

итого

140



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формулы сокращенного умножения.Алгебра7 класс.

Тема «Формулы сокращенного умножения».Урок-пресс-конференция .Повторение и  обобщение пройденного материала ....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Программа по технологии в 5-8 классах. 5 класс с учетом ФГОС. 8 класс 35 часов(девочки)

Программа по технологии в 5-8 классах. (5 класс с учетом ФГОС)...

Рабочая программа ФГОС 5 класс для неделимых классов

Рабочая программа для 5 класса, разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, составлена на 70 часов, на 35 учебных недель по 2 часа в неделю. Программа предназначена  для неделимых классо...

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс (для неделимых классов).

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО предназначена для неделимых классов, учитывает интересы, как мальчиков, так и девочек. Составлена на 70 часов, по ...

Письмо-приглашение для 7 класса по ФГОС Мастер класс

Good morning! Today I will show you a small part of the lesson.How I teach the children to write letters. It’s for seventh grader.It’ll be an invitation letter.1 First of all, I want you ...