Квадратные уравнения с параметрами
статья по алгебре (9, 10, 11 класс) на тему

Основные алгоритмы решения квадратных уравнений и неравенст с параметрами.

Уранения сводимые к вадратным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadratnye_uravneniya_i_neravenstva_s_parametrami.docx445.14 КБ

Предварительный просмотр:

Квадратные уравнения с параметрами.

Вспомним некоторые стандартные факты. Выражение , где  называется квадратным трехчленом.

Функция  называется квадратичной.

 Ее график (парабола) получается параллельным переносом параболы ; вершина параболы при этом сдвигается из начала координат в точку ().

Найдем эту точку

 

Так как дискриминант  , то окончательно получаем

Из этого выражения видим, что координаты вершины параболы:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD3EBD27FB-AD35-4DA2-9906-55F262E7D433/Docum

Если

, при ветви параболы направлены вверх, а вершина ниже оси OX, то есть парабола обязана пересечь ось ОХ в двух различных точка, а это и означает, что наше квадратное уравнение имеет два корня.

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD76C122EF-9A85-4A22-8779-FD3A362A59E2/Docum

Если

, при ветви параболы направлены вниз, а вершина выше оси OX, то есть парабола обязана пересечь ось ОХ в двух различных точка, а это и означает, что наше квадратное уравнение имеет два корня.

Гораздно лучше, не заучивать правила, а делать рисунок для каждой конкретной задачи.

Сейчас постараемся рассмотреть наиболее распространенные варианты задач.

Задача 1

Найдите все возможные значения параметра, про котором корни квадратного уравнения больше числа α

(Сразу отметим, что если в условии оговорено, что корни должны быть различны, то во всех неравенствах соблюдаем условие- дискриминант больше нуля, если такого условия нет, то нам подходят  решения и с одним, и с двумя корнями, тогда дискриминант будет больше либо равен нуля)

Случай  рассматриваем отдельно, если по условию задачи нас устраивает вариант одного решения.

Рисуем рисунок

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMDD9D51C35-2403-487B-A359-E3D8ABAE9644/Docum

По рисунку составляем систему необходимых и достаточных условий для существования двух корней больших числа α 

Задача 2

Найдите все возможные значения параметра, про котором корни квадратного уравнения меньше числа α

(Снова отметим, что если в условии оговорено, что корни должны быть различны, то во всех неравенствах соблюдаем условие- дискриминант больше нуля, если такого условия нет, то нам подходят  решения и с одним, и с двумя корнями, тогда дискриминант будет больше либо равен нуля)

Случай  рассматриваем отдельно, если по условию задачи нас устраивает вариант одного решения.

Рисуем рисунок

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD63B81F50-05F3-4644-9549-BEEE47295FC9/Docum

Задача 3

Найдите все возможные значения параметра, про котором корни квадратного уравнения больше числа α, но меньше числа β

(Если в условии оговорено, что корни должны быть различны, то во всех неравенствах соблюдаем условие- дискриминант больше нуля, если такого условия нет, то нам подходят  решения и с одним, и с двумя корнями, тогда дискриминант будет больше либо равен нуля)

Случай  рассматриваем отдельно, если по условию задачи нас устраивает вариант одного решения.

Рисуем рисунок

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD3FC77E02-7037-4924-9225-6197B33EC09C/Docum

Задача 4

Найдите все возможные значения параметра, при котором:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD61312FF9-5AD2-4C94-A8BC-417E2B6D2CE7/Docum

Задача 5

Найдите все возможные значения параметра, при котором:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD64528B29-0FBD-4E8B-B2E9-AA0B52070613/Document1__Recove

Задача 6

Найдите все возможные значения параметра, при котором:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD93FE8828-DD41-42F6-A0E5-2DA198D2899A/Document1__Recove

Задача 7

Найдите все возможные значения параметра, при котором:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMDB2E6FBAD-A6C5-4EC8-A81B-A39944698A84/Document1__Recove

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

Найдите такие , при которых уравнение имеет корни разных знаков

        Область определения функции

  1. Если  то,       , одна точка пересечения с осью абцисс и уравнение не может иметь корни разных знаков

  1.  Если   , то рассмотрим случай, когда один корень больше нуля, а второй корень меньше нуля (наша задача 6)

   

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD4DC540A8-DBAC-4BB3-900C-18530B0E2E8A/Document1__Recove

, подставляем в уравнение 1 получаем

, то есть

                      Ответ: Уравнение имеет корни разных знаков, если

Пример 2

Найдите такие , при которых корни уравнения  больше 1

        Область определения функции

1   , одна точка пересечения с осью абцисс . У нас имеется один корень больше 1(в условии задачи ничего не сказано про количество корней)

2   , строим рисунок, наша задача 1

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD62798A08-6970-4C03-BC09-03A3AF04D2EA/Document1__Recove

         

Объединяем решения пункта 1 и 2, получаем               

Пример 3

Найдите такие , при которых один корень уравнения меньше 2, а другой больше 2.

Область определения функции

Строим рисунок

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD5A2A98E8-DAAC-42DF-9FB5-CEBFFCD00167/Document1__Recove

Пример 4

Найдите такие , при которых корни уравнения по модулю меньше 1.

        Область определения функции

1       , то есть уравнение имеет один корень  , что модуль меньше 1.

2          

Строим рисунок:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMDAE533A34-EC84-463C-A396-F3AE934A269D/Document1__Recove

                     

Итого, учитывая пункт 1, получаем  

Ответ:

Пример 5

Найдите такие , при которых неравенство  выполнено для любого х из отрезка

        Область определения функции

Строим рисунок и используем алгоритм задачи 7:

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD469510BD-9846-459E-AEF8-C77DB2C2D5BE/Document1__Recove

                  

Ответ:    

Пример 6

Найдите такие , при которых уравнение имеет два различных корня

Первым шагом напишем ОДЗ:

Теперь приведем к общему знаменателю:

Воспользуемся правилом (2), но заметим, что по ОДЗ правая часть строго больше нуля, значит в нашей системе первое неравенство из системы (2) будет тоже строго больше нуля.

 откуда    

Сделаем замену   , тогда

Заметим, что

 где  

../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD21100475-3EEC-4493-BB4B-B3F9A70B86D9/Document1__Recove

          Итого:

Ответ:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»

Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики  (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...

Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе

В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....

Решение квадратных уравнений с параметрами в 9 классе

В презентации рассмотрены способы решения квадратных уравнений по материалам, ЕГЭ  прошлых лет...

Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами

Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: •  Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.•  Развивать исследовательскую и поз...

Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами

Методическая разработка по теме: "Решение задач с параметрами  в 7 - 8 классах с углубленным изучением математики"...

Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.

Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....

ЛИНЕЙНЫЕ И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.

выступление на МО учителей математики района....