рабочая программа по алгебре для 7 класса (Макарычев)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Верещак Ольга Юрьевна

рабочая программа по алгебре для 7 класса (Макарычев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7u_klass_algebra_makarychev.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по алгебре; статистике и теории вероятностей 7класс

Учебники: «Алгебра, 7 класс», автор Ю Н. Макарычев и др.

«Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н. Тюрин и др.

Программа рассчитана на 136 часов;4 часа в неделю.

Плановых контрольных работ-11.

Пояснительная записка

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • понимания статистических утверждений.

Содержание обучения

         1. Выражения, тождества, уравнения (17часов)

        Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

        Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

         2. Функции (12 часов)

        Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

        Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

3. Степень с натуральным показателем (14 часов)

        Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

        Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

        В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n;  аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

        Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

        Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.

4. Многочлены (19 часов)

        Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

        Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.  

        Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

5. Формулы сокращенного умножения (20 часов)

Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,  (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

 Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

6. Системы линейных уравнений (16часов)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

7. Статистика. Теория вероятностей, 18часов.

8. Повторение (18 часов)

Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.

 Итоговая контрольная работа.

Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Выражения, тождества, уравнения

17

2

2

Функция

12

1

3

Степень с натуральным показателем

16

1

4

Многочлен

19

2

5

Формулы сокращённого умножения

20

2

6

Системы линейных уравнений

16

1

7

Статистика. Теория вероятностей

18

1

8

Повторение

18

1

9

Всего

136

11

Содержание учебного материала

по алгебре, статистике и теории вероятностей, 7 класс

Всего 136 часов;4 часа в неделю

 11 контрольных работ

        Учебники: «Алгебра, 7 класс», автор Ю.Н.Макарычев и др.

«Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н.Тюрин и др.

№урока

Тема урока

Количество часов

Примерные сроки

Выражения, тождества, уравнения

(17уроков ).

1-2

Числовые выражения, п.1.

2

3-4

Выражения с переменными, п.2.

2

5-6

Сравнение значений выражений, п.3.

2

7-8

Свойства действий над числами, п.4.

2

9-10

Тождества. Тождественные преобразования

выражений, п.5, 6.

2

11

Контрольная работа № 1.

1

12

Уравнения и его корни, п.7.

1

13-14

Линейное уравнение с одной

переменной, п.8.

2

15-16

Решение задач с помощью уравнений, п.9.

2

17

Контрольная работа № 2.

1

Функции

 (12 уроков ).

18-19

Что такое функция. Вычисление значений

функций по формуле, п. 10, 11.

2

20-21

График функций, п.12.

2

22-23

Линейная функция и ее график, п.13.

2

24-25

Прямая пропорциональность, п.14.

2

26-28

Взаимное расположение графиков линейных

функций, п.15.

3

29

Контрольная работа № 3.

1

Степень с натуральным показателем

  (16 уроков).

30-31

Определение степени с натуральным

показателем, п.16.

2

32-33

Умножение и деление степеней, п.17.

2

34-36

Возведение в степень произведения и степени, п.18.

3

37-38

     Одночлен и его стандартный вид,п.19.

2

39-41

Умножение одночленов. Возведение одночлена

в степень, п.20.

3

42-43

Функции у=х2 , у=х3  и их  графики, п.21.

2

44

                       Контрольная работа №4.

1

45

Абсолютная и относительная погрешности, п.22,23.

 

1

Многочлены

(19 уроков).

46-47

Многочлен и его стандартный вид, п.24.

2

48-49

Сложение и вычитание многочленов, п.25.

2

50-52

Умножение одночлена на многочлен, п.26.

3

53-55

Вынесение общего множителя за скобки, п.27.

3

56

Контрольная работа №5.

1

57-59

Умножение многочлена на многочлен, п.28.

3

60-61

Разложение многочлена на множители способом

группировки, п.29.

2

62-63

Доказательство тождеств, п.30.

2

64

Контрольная работа №6.

1

Формулы сокращенного умножения

  (20 уроков).

65-67

Возведение в квадрат суммы и разности двух

выражений, п.31.

3

68-69

Разложение на множители с помощью формул

квадрата суммы и квадрата разности, п.32.

2

70-71

Умножение разности двух выражений на их

сумму, п.33.

2

72-74

Разложение разности квадратов на множители, п.34.

3

75

Контрольная работа №7.

1

76-77

Разложение на множители суммы и разности

                               кубов, п.35.

2

78

Преобразование целого выражения в многочлен, п.36.

1

79-80

 Применение различных способов для разложения

На множители, п.37.

2

81-83

Применение преобразований целых выражений, п.38.

3

84

Контрольная работа №8.

1

Статистика. Теория вероятностей

 (18 уроков).

. Таблицы. Диаграммы

( 6 уроков).

85

Статистические данные в таблицах. Поиск информации в таблицах.

1

86

Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России.

1

87

. Таблицы с результатами подсчетов и измерений.

1

88

 Таблицы.

1

89

Столбиковая диаграмма. Круговая диаграмма.

1

90

Диаграмма рассеивания.

1

Описательная статистика и случайная изменчивость (7уроков ).

91

Среднее значение. Медиана.

1

92

Среднее значение, мода. Размах.

1

93

Наибольшее и наименьшее значение. Размах.

1

94-95

Отклонение. Дисперсия.

2

96

         Примеры случайной изменчивости.

1

97

          Рост человека. Точность измерений.

1

Случайные события и вероятность

( 5 уроков).

98

Случайные события. Вероятности и частоты.

1

99

          Как узнать вероятность события. Зачем нужно

         знать вероятность события.

1

100

                   Обобщающий урок по теме «Элементы       статистики и теории вероятности.

1

101

 Контрольная работа по теме «Элементы статистики и теории вероятности».

1

102

Работа над ошибками.

1

Система линейных уравнений 

 (16 уроков).

103

Линейное уравнение с двумя переменными, п.39.

1

104-105

График линейного уравнения с двумя

переменными, п.40.

2

106-107

Системы линейных уравнений с двумя

переменными, п.41.

2

108-110

Способ подстановки, п.42.

3

111-117

Способ сложения. Решение задач с помощью

систем уравнений, п.43,44.

7

118

Контрольная работа №9.

1

119-136

Обобщающее итоговое повторение курса

(18 уроков).

Контрольная работа №10.

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.

Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...

Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев

Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...

Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)

Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев

Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....