Программа элективного курса "Задачи с параметрами" (10-11 класс)
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Белячкова Наталья Алексеевна

Элективный курс для учащихся профильных 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами и расчитан на 34 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_s_parametrom.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании ШМО

Председатель ШМО

________ Перепелкова Н. В.

протокол №_____

от «____»_____________20__ года

                                    Утверждаю

Директор ГБОУ Школа  №717

___________Е. В. Шарникова

от «___»________20___ года

 ПРОГРАММА

Элективного курса

«Задачи с параметрами»

(10-11 классы)

                                                    Программа разработана

и реализуется

                             учителем математики

                             ГБОУ Школа №717

                                        Белячковой Н. А.

Москва, 2017г.

Пояснительная записка

Элективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. С понятием параметра (без употребления этого термина) учащиеся уже встречались в 7 классе, когда изучали линейные уравнения , и при изучении в 8 классе квадратных уравнений .

Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Эти задачи требуют к себе особенного подхода по сравнению с остальными заданиями. Они представляют собой определенную сложность в техническом и логическом плане. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы решения, но и нестандартные методы, упрощающие решение.

        Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный.

        

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Овладение математическими знаниями, достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне и для продолжения образования в высшей школе по любой специальности, не требующей высокого уровня владения математическим аппаратом.
  2. Интеллектуальное развитие, формирование уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, необходимого для обучения в высшей школе и будущей профессиональной деятельности.
  3. Развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в истории цивилизации и современном обществе.
  4. Формирование представлений о математики как форме описания и методе познания действительности, об идеях и методах математики, об особенностях математического исследования и его отличии от методов естественных и гуманитарных наук.  

Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижении следующих целей:

  1. Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
  2. Овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
  3.  Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции. Творческих способностей на уровне, необходимом для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.
  4. Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Изучение темы «Уравнения с параметрами» в  старшей школе направлено на достижении целей:

  • овладение знаниями при решении линейных, квадратных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и применение этих знаний при решении уравнений с параметрами;
  • формирование у учащихся представления о задачах с параметрами как задачах исследовательского характера и показ их многообразия;
  • интеллектуальное развитие, формирование уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, необходимого для сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения;
  •  формирование представлений о «параметре» как форме описания и методе познания действительности, об идеях и методах решения уравнений, об особенностях решения задач подобного типа и его отличия от традиционных методов.

        Данные цели направлены на формирование математической (прагматической), социально-личностной, общекультурной и предметно-мировоззренческой компетентностей выпускника старшей школы.

Математическая (прагматическая) компетентность выпускника старшей школы  будет способствовать

  • умению использовать теоретический материал при решении задач;
  • умению пользоваться математическими формулами;
  • умению выполнять переход от частного к общему;
  • владению аппаратом построения графиков и их преобразований.

Социально-личностная компетентность будет способствовать 

  • владению стилем мышления, его абстрактностью, доказательностью, строгостью;
  • умению проводить аргументированные рассуждения, делать логические обоснования, выводы;
  • умению проводить обобщения на основе анализа частных примеров, выдвигать предположения и их обосновывать;
  • умению ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, выбирать из информационного потока нужный материал.

Общекультурная компетентность будет способствовать

  • умению понимать и объяснять значимость математики как общечеловеческой культуры;
  • умению использовать математической символики, терминов ,символов и формул;
  • умению представлять об особенностях математического языка и соотношения их с русским языком.

Предметно-мировоззренческая компетентность будет способствовать

  • умению понимать особенности применения математических методов к исследованию.

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся

 при решении уравнений с параметрами

Изучение элективного курса в профильном классе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;
  • продолжить работу по интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию уровня абстрактного и логического мышления;
  • открыть перспективные возможности усвоения курса математики в высших учебных заведениях.

        Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет решать следующие основные задачи:

  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
  • формирование интеллектуальных умений, умений и навыков самостоятельной математической деятельности, определённых государственными стандартами программы курса;
  • обеспечение прочной математической подготовки для сдачи ЕГЭ и изучения содержания математического образования в технических ВУЗах страны.

Формы контроля.

Результатом учебной деятельности учащихся  является групповая исследовательская работа.

Тематическое планирование учебного материала

10 класс – 17 часов (1 час в 1 полугодии)

№ занятия

Тема

Цель

Планируемые результаты

I . Аналитические решения основных типов задач (6 часов).

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о методах и приёмах решения дробно-рациональных, рациональных,  линейных уравнений;
  • показать «двойственную природу» параметра. («общение» с параметром, как с числом, степень свободы «общения» ограничивается неизвестностью).

Знать, понимать

  • определение уравнения, содержащего параметры;
  • принципы решения линейного, дробно-рационального, квадратного уравнения, содержащего параметр, алгебраическим методом;
  • методику решения уравнения.

Уметь

  • Применять методы и приёмы решения линейных, квадратных уравнений при отыскании корней уравнений  в зависимости от параметра;
  • Методы разложения в задачах с параметрами.

1

Необходимые условия в задачах с параметрами.

2

Решение линейных уравнений.

3

Параметр и поиск решения рациональных уравнений.

4

Параметр и поиск решения дробно-рациональных уравнений.

5

Квадратный трехчлен.

6

Решение уравнений, содержащих модуль.

ΙΙ. Квадратичная функция у=ах2 + bх + с, где а≠0 (11 часов).

  • продолжить формирование у учащихся представление о следующих понятиях: область определения; область значения; наибольшее и наименьшее значения квадратичной функции на промежутке;
  • выработать умение графического решения квадратного уравнения; исследование и чтение графиков.

Знать, понимать

  • алгоритм построения графика квадратичной функции у = ах2 + bх + с;
  • этапы исследования графика и квадратичной функции;
  • теорема Виета;
  • методы решения уравнений, сводящихся к составлению квадратного уравнения.

Уметь

  • строить графики квадратичной функции с использованием свойств этой функции;
  • строить «каркас» квадратичной функции, содержащей параметры;
  • применять теорему Виета для исследования квадратичной функции.

7

«Каркас» квадратичной функции, исследование знаков дискриминанта и старшего коэффициента при построении «каркаса» квадратичной    функции, содержащей параметры, определение вершины параболы.

8-9

Корни квадратичной функции, содержащей параметры. Теорема Виета в исследовании функции.

10-11

Расположение корней квадратичной функции относительно данных точек.

12-13

Решение уравнений, приводящих к исследованию квадратичной функции.

14-15

Метод интервалов в задачах с параметрами

16

Тест по теме «Квадратичная функция у = ах2 + bх + с».

17

Контроль по теме «Аналитический способ решения задач»

Тематическое планирование учебного материала

11 класс 17 часов (1 час во 2 полугодии)

№ занятия

Тема

Цель

Планируемые результаты

I . Применение производной (7часов)

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанных с понятием производная, её механическим и геометрическим смыслом;
  • научить применять аппарат математического анализа к исследованию функций, содержащих параметры.

Знать, понимать

  • теоретические обоснования геометрического и физического смысла производной;
  • нахождение точек экстремума и экстремумов функции;
  • алгоритм отыскания промежутков монотонности функции.

Уметь

  • применять теоретические обоснования применения производной к исследованию функции;
  • исследовать полученную функцию ранее изученными методами.

1

Геометрический смысл производной в задачах с параметрами.

2

Физический смысл производной.

3

Касательная к кривой.

4

Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры.

5

Возрастание и убывание функции, содержащей параметры.

6

Решение текстовых задач на нахождение наибольшего и наименьшего   значения функции, содержащей параметры.

7

Применение производной. (Урок консультация/контроль).

ΙΙ. Свойства функции в задачах с параметрами (6 часов).

Знать, понимать

  • знать свойства элементарных функций и уметь применять их при исследовании.

Уметь

  • находить наибольшее и наименьшее значения функций;
  • применять периодичность, четность и нечетность функций при исследовании.

8

Задачи с параметрами на отыскание Е(у).

9

Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.

10

Монотонность и обратимость функции в задачах с параметрами.

11

Четность, периодичность  в задачах с параметрами.

12

Нахождение D(y) в задачах с параметрами.

13

Свойства функций (урок консультация/контроль)

II. Аналитические решения основных типов задач (4часа).

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о методах и приёмах решения уравнений с параметром.

Знать, понимать

  • строить графики элементарных функций;
  • применять графический метод в системе (х; у) при решении уравнений;
  • методы решения иррациональных уравнений.

Уметь

  • применять аналитические методы решения иррациональных уравнений, содержащих параметры: ; ; ;
  • введение новой переменной; введение двух переменных.

14

Параметр и поиск решения иррациональных уравнений.

15

. Параметр и поиск решения показательных уравнений.

16

Параметр и поиск решений логарифмических уравнений.

17

Занятие по заслушиванию исследовательских работ учащихся по предложенным темам.

Ожидаемый результат

        Главная задача, которую должны усвоить учащиеся, что уравнение с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром. Отсюда вытекает способ решения уравнения с параметром: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества, множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Этот смысл доводится до сознания учащихся путем рассмотрения конкретных примеров уравнений с параметрами.

Литература

  1. А. И. Козко, В. С. Панферов. И. Н. Сергеев,  В. Г. Чирский. ЕГЭ 2011 Задача С5/ под ред. А. Л. Семенова. И. В. Ященко/Москва «Издательство МЦНМО»  2011г.
  2. Крамор В.С. Примеры с параметром и их решение. Пособие для поступающих в ВУЗы – М.:АРКТИ,2011.-48с.
  3. Лоеоть В. В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратичные уравнения, неравенства, системы. Учебное пособие. – М.:АРКТИ, 2003 – 96с.
  4. Азаров А. И. Математика для старшеклассников: методы решения задач с параметрами /А. И. Азаров, С. А. Барвенов, В. С. Федосенко – 2-е издание, М.-Аверсэв, 2005 – 272с. (школьникам, абитуриентам, учащимся)
  5. Мочалов В. В., Сильвестров В. В. Уравнения и неравенства  с параметрами: учебное пособие.-4-е изд. – Москва, 2006, 192с.
  6. Сильвестров В. В. Обобщенный метод интервалов: учебное пособие – Чебоксары: И, изд-во Чувашского ун-та, 1998,80с.
  7. Горнштейн, П.И. Задачи с параметрами/ П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский,
    М.С. Якир. – Москва – Харьков: «Илекса», 1998. – 327 с.
  8. Евсеева А.И. Уравнения с параметрами /А.И. Евсеева // Математика в школе. – 2003. - №7. - С. 22-28.
  9. Епифанова Т.Н., Графические методы решения задач с параметрами / Т.Н. Епифанова // Математика в школе. – 2003. - №2. – С. 17-20.
  10. Шабунин М.И., Уравнения и системы уравнений с параметрами / М.И. Шабунин // Математика в школе. – 2003. - №7. C. 10-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса по математике для 9 класса «Интеграл»

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельно...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"

Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"

Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,  авторской программы О.С...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...