Факультативный курс по математике 9кл
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Сомова светлана Николаевна

Курс расчитан на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_9kl.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска Алтайского края

«Рассмотрено»:

Методическим объединением учителей__________________

Протокол №_______

от «___»______2017г.

Руководитель МО _______/________________/

«Согласовано»:

Заместитель директора по  УВР

«___»_____2017г. ______Носивец Ю.А.

«Утверждено»:

Директор МБОУ СОШ №4

Кореннова О.А.__________

Приказ № 154 от 31.08.2017г.

Программа

предметного курса

«Избранные вопросы математики»

для 9 б класса, 2 ступени обучения

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:  Сомова С.Н.,

учитель математики

г. Алейск

 2017 г.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения математики ученик должен:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

АРИФМЕТИКА

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве  (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

II. Содержание элективного курса

Содержание курса

Форма организации

Вид деятельности

Количество часов

Уравнения, неравенства и системы уравнений

16

Линейные уравнения, уравнения приводимые к ним. Дробно-линейные уравнения. Системы  линейных уравнений и неравенств. Линейные уравнения и системы с параметром. Линейные неравенства, содержащие параметры. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

групповая

Учебно-познавательная деятельность

Текстовые задачи

7

Проценты. Основные задачи на проценты. Проценты вычисления в жизненных ситуациях. Задачи на сплавы, смеси и растворы. Задачи на совместную работу.

групповая

Учебно-познавательная деятельность

Модуль

7

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Модуль в заданиях ГИА.

групповая

Учебно-познавательная деятельность

Функции

4

Историко-генетический подход к понятию «функция». Графики функций, содержащих модуль.

групповая

Учебно-познавательная деятельность

Виды деятельности учащихся

  1. Учебно-познавательная деятельность:  

 А: создается мотив к работе, и решаются организационные вопросы;

Б: происходит добыча знаний в ходе деятельности и получение серии частных выводов;

В: все частные выводы объединяются и делается обобщение материала;

Г: решение практической проблемы, например производственной, на основе полученных, на уроке новых знаний;

Д: обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причины.

  1. Исследовательская деятельность учащихся:

 А: реферативно-исследовательские – работы, написанные на основе нескольких литературных источников (доклады, сообщения по заданной теме).

  Б: самостоятельно конструируют свои знания, критически и творчески осмысливают предлагаемые задачи, пытаются увидеть, сформулировать и решить проблему.

  1. Продуктивно-познавательная деятельность:

 А: составление системообразующих схем по изученному разделу.

 Б: составление задач самими учащимися.

 В: составление задач с использованием логических цепочек.

 Г: подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий.

Е: продуктивная деятельность с помощью графических и экспериментальных заданий.

III. Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема курса

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Линейные уравнения, уравнения приводимые к ним. Дробно-линейные уравнения.

1

Системы  линейных уравнений и неравенств.

1

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.

1

Основные приемы решения задач с параметрами.

1

Решение простейших уравнений с параметрами.

1

Решение линейных уравнений и систем с параметром.

1

Решение линейных уравнений и систем с параметром.

1

Решение линейных уравнений и систем с параметром.

1

Решения линейных неравенств, содержащих параметры.

1

Решения линейных неравенств, содержащих параметры.

1

Решения линейных неравенств, содержащих параметры.

1

Исследование корней квадратного трёхчлена. Решение задач с параметрами.

1

Исследование корней квадратного трёхчлена. Решение задач с параметрами.

1

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

1

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

1

Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры.

1

Проценты. Основные задачи на проценты. Вычисления процентов в жизненных ситуациях.

1

Проценты. Основные задачи на проценты. Вычисления процентов в жизненных ситуациях.

1

Задачи на сплавы, смеси и растворы.

1

Задачи на сплавы, смеси и растворы.

1

Задачи на сплавы, смеси и растворы.

1

Задачи на совместную работу.

1

Задачи на совместную работу.

1

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

Модуль в заданиях ГИА.

1

Модуль в заданиях ГИА.

1

Историко-генетический подход к понятию «функция».

1

Графики функций, содержащих модуль.

1

Графики функций, содержащих модуль.

1

Графики функций, содержащих модуль.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...