Мнемотурнир как средство выявления детей, проявляющих особые способности в обучении
методическая разработка по алгебре по теме

Тетерич Наталья Сергеевна

В работе представлена разработка мастер-класса по выявлению одаренных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemoturnir.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотурнир как один из способов выявления одаренности ребенка»

Представление материалов на заседании ГМО учителей математики 06.11.2015

Синяя птица 

В самую полночь 
Дверь отворится. 
И прилетит вдруг ко мне 
Странный волшебник, 
Синяя птица 
В образе детства, 
На легком коне. 
Он прилетает с рифмой скользящей, 
Ну-ка попробуй, поймай. 
И, ускользая, голос манящий, 
Слышу, зовет меня вдаль. 
В даль одиночества, 
В даль расставаний, 
В слезы, прощанье 
И радость потерь. 
Всадник, летящий 
С рифмой скользящей, 
Ты в наговоры не верь. 
А попроси у меня на прощанье 
В час недомолвок, 
В час звездной зари 
Маленький дар – 
За крылатую рифму – 
Сердце мое забери.

1982 

- Знаете ли вы, кому принадлежат эти стихи?

- Ребенку. Восьмилетней девочке с трагической судьбой, Нике Турбиной (1974-2002).

- Кто она? Гениальный ребенок? Способный ребенок? Одаренная или талантливая личность?

Ученые утверждают, что таланты в мире рождаются не очень часто. Гениев на планете еще меньше. Чаще всего мы имеем дело с детьми одаренными и способными. Именно таких личностей мы ориентируем в определенной предметной области и формируем их дальнейшее развитие.

Отметим, что:

  • Способности — это индивидуальные свойства подростка, помогающие ему успешно заниматься одним видом деятельности. 
  • Талант — это выдающиеся способности или высокая степень одаренности в определенной сфере.
  • Гениальностью называют самую высокую степень развития таланта. Она всегда связана с созданием уникальных творений и с открытиями. 

- Так кто же они, одаренные дети?

Одаренность ребенка — это только потенциал. Он может не реализоваться, а может привести ребенка к успеху в жизни. И это зависит от взрослых, окружающих одаренных детей, родителей, умеющих правильно развить способности своих чад и направить их в русло практической реализации. От нас, учителей.

Как выявить, сформировать и развить одаренную личность? Вопросы, на которые мы всегда ищем всё новые и новые ответы.

Итак,

«Мнемотурнир как один из способов выявления одаренности ребенка»

Конечно, мнемотурнир, как локальная технология бесконфликтного опроса, может быть использована не только для выявления одаренных детей, но и:

- для развития памяти учеников,

- повторения и закрепления ранее изученной информации,

- формирования связей между отдельными частями информации.

В зависимости от того, каким количеством времени располагает учитель, применяется несколько вариантов мнемотурнира. Развернутый (с экспертами и секретарем, по нескольким вопросам) или сжатый (проводится с отдельной группой ребят, наиболее мотивированных в предметной области).

Я предлагаю примерить вам роли моих способных учеников и посмотреть на практике использование такого вида работы.

Каждой группе предложены к решению три задачи.

На первом этапе мнемотурнира я предлагаю подумать и найти индивидуальное решение каждому из вас. Полученный результат запишите в таблицу ответов в колонку «Я». Если ответа нет, то необходимо поставить прочерк напротив цифры вопроса. Естественно, что время должно быть заранее определено. А поскольку задачи для большинства из нас неновы, мы ограничимся двумя минутами.

/Работают над решением задач/

Второй этап

- А теперь я попрошу вас оценить степень уверенности в решении каждой задачи.

0 — не уверен; 1 — сомневаюсь; 2 — уверен.

Поставьте в ячейке ответа соответствующий балл.

Данное действие я предлагаю выполнить своим ученикам для решения очень важной, на мой взгляд, задачи - формирование его Я-концепции.

Третий этап

Следующий этап предполагает развитие умений устной речи обучающихся. После самостоятельного решения я прошу ребят проконсультироваться в группе, или с соседом по парте.

- Скорректируйте ответ и вносите его в таблицу самоконтроля в колонку «группа».

/работают над выбором правильного решения/

Понятно, что в случае совпадения вариантов ответов проблем не возникнет. А вот если ответы учеников разнятся? ПрАвому необходимо будет доказать свою точку зрения.

- Поставьте балл степени уверенности.

Четвертый этап

На последнем, завершающем этапе мнемотурнира, учащимся предлагается эталон ответов, в соответствии с которым каждый ученик выставляет себе итоговый балл:

-Если вариант Вашего ответа совпал с эталоном, в колонке «Балл», поставьте себе 1 балл за каждое выполненное задание;

- Если вариант Вашего ответа отличен от эталона, поставьте 0.

- Посчитайте количество баллов в последнем столбце.

- Чей итоговый балл равен трем? /Поднимают руку/

Я поздравляю Вас! Вы способные к математике ученики.

Таким образом, применяя технологию бесконфликтного опроса на своих уроках, мы имеем возможность не только выявить одаренных школьников, но и способствовать формированию их нестандартного, логического мышления.

Кто-то из великих однажды сказал: «Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять…»

Я желаю вам талантливых учеников и творческих идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Дети с особыми образовательными потребностями. Обучение

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в спец...

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Данный материал предназначен для педагогических работников, которые работают с детьми с ОВЗ....

Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей.

Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей....

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...