Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями
учебно-методическое пособие на тему

Иващенцева Лариса Викторовна

Данный материал предназначен для педагогических работников, которые работают с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Тема: «Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями»

                                                        

                                                                     

                                                                                                                                                                                         

                                                               

                                                                                                                                                                                                             

                                                                 Иващенцева  Лариса  Викторовна,

                        педагог – психолог

                                                           высшей квалификационной категории

                                       МКОУ СОШ  № 2 с. Овощи

                                                       

                                                                                                                           

   

          В своем Послании Президент В. В. Путин  сказал: «…Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом  XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».

         В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         В связи с этим введено   понятие  «дети с особыми образовательными потребностями».

         Дети с особыми образовательными потребностями  -  новый, еще не устоявшийся термин; возникает  во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.      

          Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

        Психолого - педагогическое сопровождение таких детей является одним из основных направлений деятельности  педагога – психолога.                      

1. Задачи и основные направления при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

       Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

 Специалисты   выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью:

2.  Дети-инвалиды:

3.  Дети с отклоняющимся развитием и поведением:

4.  Дети с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии:

5.  Дети-сироты.

    Для оказания помощи детям этой категории специалисты решают следующие задачи:  

  • своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей;
  • оказание помощи родителям и  педагогам образовательных учреждений района по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
  • оказание консультативной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и социальной адаптации;
  • осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;
  • оказание психолого-педагогической и социальной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов;  
  • формирование единого образовательного пространства и развития психолого-педагогической компетентности учащихся, организаторов образования, педагогов, родителей;
  • обеспечение  взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранением, социальной защитой и другими сопричастными организациями в решении различных проблем;
  • выработка единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

       Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

  • Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
  • Организация коррекционно-развивающего  обучения;
  • Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение;
  • Консультирование детей, родителей, педагогов;
  • Информационно-аналитическая деятельность.

       Данные направления реализуются посредством индивидуальной и групповой  диагностики (мониторинги), консультирования, обследования на ПМПК, коррекционно – развивающих занятий, участия и проведения семинаров-практикумов,  родительских собраний, МО, педсоветов,  заседаний научно-методического и научно-практических конференций и т.д.

 

2. Особая организация обучения.

        Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

       Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

- К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

- Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

- Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

-  Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

 -  В содержание обучения аномального ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения — социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации.

- Дети с различными нарушениями в развитии  нуждаются в специальном разделе содержания обучения по целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Поздно оглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное восприятие речи. Дети с нарушением слуха нуждаются в специальном курсе занятий по развитию словесно-логического мышления.

- Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. Значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним их обходных путей формирования их словесной речи. Для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и принципиально иной подход к формированию компьютерной грамотности и использованию компьютерных технологий в коррекционном обучении — также один из путей.

-  Необходимо осуществлять регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка.

- Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды. Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение.

- Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, и их усилия следует скоординировать.

- Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

- Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.

3. Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями.

       Процесс социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями  можно условно разделить на четыре основных этапа.

1 этап. Определение уровня дезадаптации ребенка:

• диагностика ребенка;

• ближайшее окружение (круг общения);

• места, где ребенок бывает;

• интересы и желания ребенка;

• возможности ребенка (компенсаторные и коррекционные): его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития;

• социальный запрос семьи и ожидаемый результат. На первом этапе определяется уровень социальной дезадаптации ребенка, его семьи и отдельных ее членов. Ключевым моментом в работе здесь является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат;

2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи:

• включение ребенка в реабилитационные мероприятия;

• работа с ближайшим окружением;

• осознание (актуализация) ситуации;

• включение семьи в коррекционную работу с ребенком;

• коррекция семейных отношений, восстановление утраченных функций, формирование терапевтической и реабилитационной функции семьи;

       На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи. При составлении программы учитывается и уровень возможностей ребенка на данном этапе, и его интересы, и желания, возможности освоения им социального и жизненного пространства, его ближайшее социальное окружение (круг общения). Психолог проводит работу по созданию особой ситуации взаимодействия между специалистами, ребенком и его семьей. И здесь на первый план выдвигается задача по формированию адекватного социального запроса к специалистам и обществу в целом.

      Особое место должно занимать проведение психокоррекционных (психотерапевтических) занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком.

3 этап. Интеграция:

• расширение круга общения (создание интегрированной среды) ребенка;

• профориентационные мероприятия;

• повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества — подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив.

      На третьем этапе  осуществляется   над повышением уровня социально-психологической устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества.

4 этап. Поддержка.

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитизационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь внимание ребенка от недуга.

4. Психологическое сопровождение родителей детей, имеющих особые образовательные потребности.

       Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамян; О.К.Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно – шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз – чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса “Почему это случилось именно со мной?”, возникает чувство собственной неполноценности.

         Семьи, имеющие ребенка – инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец, прежде всего, смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Нарушаются  отношения внутри семьи: между родителями и детьми и особенно между супругами. Возникает страх рождения другого больного ребенка. Часто мать возлагает на себя ответственность за нарушения в развитии ребенка или переносит вину на других членов семьи, стараясь ослабить чувство вины перед ребенком, чрезмерно опекает его, ограничивая его контакты со здоровыми детьми. Как правило, в этом случае отец, также тяжело переживающий болезнь ребенка, чувствует себя “заброшенным”, и часто это приводит к распаду семьи.

        Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

        Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка, что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

         В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя. При этом семья замыкается, выдавая неадекватные реакции на рекомендации специалистов, вступая в конфронтацию с образовательными учреждениями. Складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Наблюдается отрицание диагнозов, игнорирование назначений, консультации у широкого круга специалистов в надежде, что диагноз не подтвердится или найдутся лекарства и методы, способные помочь ребенку.    

         Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.

         Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка существуют нарушения психической деятельности органического характера разной степени сложности, роль семьи остается по-прежнему одной из важнейших. Семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его заболевания, создание комфортной обстановки в семье позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать свою неадекватность.

         Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников. Затруднения в достижении психологически значимой цели в таких семьях приводят к ухудшению у родителей общего самочувствия, появлению различных нервно-психических расстройств (реактивные состояния, депрессии, суицидальные высказывания, истерические реакции и т.д.), что в свою очередь приводит, как правило, к нарушениям внутрисемейных отношений. Особенно трудно бывает родителям, когда кроме отклонений в психическом либо физическом развитии ребенка наблюдаются внешние дефекты.

         Систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений в диаде мать-ребенок и гармонизации семейного климата.

       

Заключение.

       В каждом образовательном учреждении существует  такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

      Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

       Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

      Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

         Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.  

     

Литература.

  1. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000 – с. 56.
  2. Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.,1973 –

 с.  112-113.

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.М.,1995-  с. 49.
  2. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.2002 – с. 89.
  3. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия /Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб., 2002 – с. 78-80.
  4. Психокоррекция:теория и практика / Под ред. О.Н.Усановой, Ю.С. Шевченко, В.П.Добриденя М.,1995 – с. 64.
  5. Петрова В.Г. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998 – с. 12.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М ,2001 – с. 34-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

Доклад на РМО учителей исскуства «Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями».

Обобщен материал по вопросу приобщения особенных детей (ОВЗ) к музыке....