Презентация к уроку математики в 8 классе по тему " Теорема Виета"
презентация к уроку по алгебре (8 класс) на тему

василисин сергей владимирович

Презентация для обьяснения новой темы в 9 классе к уроку по теме "Теорема виета" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_vieta.pptx65.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теорема Виета Подготовил учитель математики 34 школы Белгорода Василисин С.В.

Слайд 2

В математике существуют специальные приемы, с которыми многие квадратные уравнения решаются очень быстро и без всяких дискриминантов. Более того, при надлежащей тренировке многие начинают решать квадратные уравнения устно, буквально «с первого взгляда».

Слайд 3

Квадратное уравнение вида x2 + bx + c = 0 называется приведенным. Обратите внимание: коэффициент при x2 равен 1. Никаких других ограничений на коэффициенты не накладывается . Примеры: x2 + 7x + 12 = 0 — это приведенное квадратное уравнение; x2 − 5x + 6 = 0 — тоже приведенное; 2x2 − 6x + 8 = 0 — а вот это не приведенное, поскольку коэффициент при x2 равен 2. Разумеется, любое квадратное уравнение вида ax2 + bx + c = 0 можно сделать приведенным — достаточно разделить все коэффициенты на число a. Мы всегда можем так поступить, поскольку из определения квадратного уравнения следует, что a ≠ 0. Правда, далеко не всегда эти преобразования будут полезны для отыскания корней. Чуть ниже мы убедимся, что делать это надо лишь тогда, когда в итоговом приведенном квадратом уравнении все коэффициенты будут целочисленными. А пока рассмотрим простейшие примеры:

Слайд 4

Задача. Преобразовать квадратное уравнение в приведенное: 3x2 − 12x + 18 = 0; −4x2 + 32x + 16 = 0; 1,5x2 + 7,5x + 3 = 0; 2x2 + 7x − 11 = 0

Слайд 5

Разделим каждое уравнение на коэффициент при переменной x2. Получим: 3x2 − 12x + 18 = 0 ⇒ x2 − 4x + 6 = 0 — разделили все на 3; −4x2 + 32x + 16 = 0 ⇒ x2 − 8x − 4 = 0 — разделили на −4; 1,5x2 + 7,5x + 3 = 0 ⇒ x2 + 5x + 2 = 0 — разделили на 1,5, все коэффициенты стали целочисленными; 2x2 + 7x − 11 = 0 ⇒ x2 + 3,5x − 5,5 = 0 — разделили на 2. При этом возникли дробные коэффициенты.

Слайд 6

Как видите, приведенные квадратные уравнения могут иметь целые коэффициенты даже в том случае, когда исходное уравнение содержало дроби.Теперь сформулируем основную теорему, для которой, собственно, и вводилось понятие приведенного квадратного уравнения:

Слайд 7

Теорема Виета. Рассмотрим приведенное квадратное уравнение вида x2 + bx + c = 0. Предположим, что это уравнение имеет действительные корни x1 и x2. В этом случае верны следующие утверждения: x1 + x2 = −b. Другими словами, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна коэффициенту при переменной x, взятому с противоположным знаком; x1 · x2 = c. Произведение корней квадратного уравнения равно свободному коэффициенту.

Слайд 8

Примеры. Для простоты будем рассматривать только приведенные квадратные уравнения, не требующие дополнительных преобразований: x2 − 9x + 20 = 0 ⇒ x1 + x2 = − (−9) = 9; x1 · x2 = 20; корни: x1 = 4; x2 = 5; x2 + 2x − 15 = 0 ⇒ x1 + x2 = −2; x1 · x2 = −15; корни: x1 = 3; x2 = −5; x2 + 5x + 4 = 0 ⇒ x1 + x2 = −5; x1 · x2 = 4; корни: x1 = −1; x2 = −4.

Слайд 9

Теорема Виета дает нам дополнительную информацию о корнях квадратного уравнения. На первый взгляд это может показаться сложным, но даже при минимальной тренировке вы научитесь «видеть» корни и буквально угадывать их за считанные секунды. Задача. Решите квадратное уравнение: x2 − 9x + 14 = 0; x2 − 12x + 27 = 0; 3x2 + 33x + 30 = 0; −7x2 + 77x − 210 = 0.

Слайд 10

Попробуем выписать коэффициенты по теореме Виета и «угадать» корни: x2 − 9x + 14 = 0 — это приведенное квадратное уравнение. По теореме Виета имеем: x1 + x2 = −(−9) = 9; x1 · x2 = 14. Несложно заметить, что корни — числа 2 и 7; x2 − 12x + 27 = 0 — тоже приведенное. По теореме Виета: x1 + x2 = −(−12) = 12; x1 · x2 = 27. Отсюда корни: 3 и 9; 3x2 + 33x + 30 = 0 — это уравнение не является приведенным. Но мы это сейчас исправим, разделив обе стороны уравнения на коэффициент a = 3. Получим: x2 + 11x + 10 = 0. Решаем по теореме Виета: x1 + x2 = −11; x1 · x2 = 10 ⇒ корни: −10 и −1; −7x2 + 77x − 210 = 0 — снова коэффициент при x2 не равен 1, т.е. уравнение не приведенное. Делим все на число a = −7. Получим: x2 − 11x + 30 = 0. По теореме Виета: x1 + x2 = −(−11) = 11; x1 · x2 = 30; из этих уравнений легко угадать корни: 5 и 6.

Слайд 11

Разумеется, во всех размышлениях мы исходили из двух важных предположений, которые, вообще говоря, не всегда выполняются в реальных задачах: Квадратное уравнение является приведенным, т.е. коэффициент при x2 равен 1; Уравнение имеет два различных корня. С точки зрения алгебры, в этом случае дискриминант D > 0 — по сути, мы изначально предполагаем, что это неравенство верно.

Слайд 12

Таким образом, общая схема решения квадратных уравнений по теореме Виета выглядит следующим образом: Свести квадратное уравнение к приведенному, если это еще не сделано в условии задачи; Если коэффициенты в приведенном квадратном уравнении получились дробными, решаем через дискриминант. Можно даже вернуться к исходному уравнению, чтобы работать с более «удобными» числами; В случае с целочисленными коэффициентами решаем уравнение по теореме Виета; Если в течение нескольких секунд не получилось угадать корни, забиваем на теорему Виета и решаем через дискриминант.

Слайд 13

Задача. Решите уравнение: 5x2 − 35x + 50 = 0 . Итак , перед нами уравнение, которое не является приведенным, т.к. коэффициент a = 5. Разделим все на 5, получим: x2 − 7x + 10 = 0 . Все коэффициенты квадратного уравнения целочисленные — попробуем решить по теореме Виета. Имеем : x1 + x2 = −(−7) = 7; x1 · x2 = 10. В данном случае корни угадываются легко — это 2 и 5 . Считать через дискриминант не надо.

Слайд 14

Задача. Решите уравнение: −5x2 + 8x − 2,4 = 0 . Смотрим : −5x2 + 8x − 2,4 = 0 — это уравнение не является приведенным, разделим обе стороны на коэффициент a = −5. Получим : x2 − 1,6x + 0,48 = 0 — уравнение с дробными коэффициентами . Лучше вернуться к исходному уравнению и считать через дискриминант: −5x2 + 8x − 2,4 = 0 ⇒ D = 82 − 4 · (−5) · (−2,4) = 16 ⇒ ... ⇒ x1 = 1,2; x2 = 0,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика + информатика по теме «Теорема Фалеса»

Интегрированный урок математика + информатика по теме «Теорема Фалеса» включает в себя 2 этапа:- математическое объяснение нового материала с помощью демонстрации презентации с эффектами анимации...

Презентация к уроку математики (1 класс) Тема: "Измерение длины отрезка"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку математики (1 класс). Тема: "Перестановка слагаемых"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку математики (1 класс). Тема: "Разность и её значение"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку математики. (1 класс). Тема: "Решение задач"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

презентация урока по алгебре по теме :" Теорема Виета."

Вводный урок по теме: " Теорема Виета". Знакомит учащихся с теоремой Виета и теоремой  обратной теореме Виета....