ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПРОЦЕНТЫ ВОКРУГ НАС»
статья по алгебре на тему

статье посвящена особенностям изучения процентов в школьном курсе математики и созданию программу и содержания элективного курса "Проценты вокруг нас", который направлен на подготовку к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_m.v.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ПРОЦЕНТЫ ВОКРУГ НАС»

Аннотация: статье посвящена особенностям изучения процентов в школьном курсе математики и созданию программу и содержания элективного курса «Проценты вокруг нас», который направлен на подготовку к ОГЭ.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, элективный курс, проценты.

        

В настоящее время уделяется большое внимание школьному образованию как первой ступени образовательного процесса. Одна из важнейших его задач – обеспечить учащимися глубокие и прочные знания, а также умение рационально применять их в учебной и практической деятельности.

        Внедрение элективных курсов на этапе предпрофильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. При разработке элективных курсов для средней (полной) школы обязательно учитываются мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс.

        Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки. В школьном курсе эта тема изучается на протяжении всего курса математики небольшими «порциями». Такой подход затрудняет выстраивать полученные знания в определенную структуру.

Учащиеся встречаются с процентами на уроках химии и физики, при чтении газет, в телевидении, в магазинах и.т.д. А также в тестах ОГЭ, ЕГЭ включены задачи на проценты.  Умением грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления обладают далеко не все учащиеся.

Поэтому было принято решение разработать программу и содержания элективного курса «Проценты вокруг нас» для учащихся 9-го класса.

Элективный курс «Проценты вокруг нас» предназначен для учащихся общеобразовательных школ, проявляющих интерес к математике. Он может быть использован для подготовки учащихся к освоению математики на повышенном уровне с ориентацией на математический, экономический профили.

Гипотеза исследования заключается в том, что данный элективный курс поможет обеспечить более углубленное изучение одного из разделов математики «Проценты» и способствовать более глубокому усвоению материала, связанные со сложными процентами с экономическим характером.

        Рабочая программа элективного курса рассчитана на полгода обучения, 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), всего в объеме 18 аудиторных часа.

Основное содержание

  1. Проценты. Основные задачи на проценты – 3 часа
  2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях – 3 часа
  3. Исследование бюджета семьи – 2 часа
  4. Задачи на сплавы, смеси, растворы – 3 часа
  5. Экономические задачи на проценты – 3 часа
  6. Банковские операции – 2 часа
  7. Итоговой тест – 2 часа.

Содержание программы курса включает углубление базовой общеобразовательной программы, а также расширение по отдельным темам. Каждое занятие включает теоретический материал и практические задания.

Цели курса:

- повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Проценты»;

- расширить круг задач на проценты;

- способствовать самоопределению учащихся в выборе профиля обучения.

        По окончанию изучения курса учащиеся должны:

- разбираться в сущности определения «процент» как особенного метода формулирования доли величины;

- понимать масштаб употребления процентных вычислений в жизни;

- обладать способностью использовать формулы «простых» и «сложных» процентов, формулы процентного содержания вещества;

- решать задачи в тестах ОГЭ, ЕГЭ;

Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ Кырыкыйская ООШ.  В эксперименте принимали участие 7 учащихся 9 класса.

На констатирующем этапе разработана программа элективного курса «Проценты вокруг нас». Применялись методы наблюдения, беседы с учителями математики, контроль знаний по теме «Проценты» и проведена контрольная работа №1. Результаты контрольной работы №1 показало, что, ученики слабо решают задачи на «Проценты». Затрудняются с задачами на банковские операции и решение задач на сплавы, растворы и концентрации. Высокий процент решения задачи №1 объясняется её простотой. И контроль знания по теме «Проценты» показало, что уровень знаний низкое. В результате констатирующего эксперимента выявилось, что необходимо работа, направленная на формирования у учащихся навыков решения задач на тему «Проценты».

На формирующем этапе работе проведены 18 занятий с использованием разработанного элективного курса на тему «Проценты вокруг нас». Занятия проводились в виде лекций и практикумов, также выполняли самостоятельные работы.

Контрольный этап позволил подвести итог работы, и ставил своей целью проверку усвоения элективного курса.  После посещение всего элективного курса, им была предложена контроль знаний по теме «Проценты» и контрольная работа №2, с целью выявления изменений уровня знаний учащихся.

Контрольные работы №1 и №2 содержали равносильные задания, идущими в одинаковом порядке:

Задача 1 – по теме «Нахождения числа по его процентам»

Задача 2 – по теме «Нахождения нескольких процентов от числа»

Задача 3 – по теме «Задачи на сплавы, растворы и концентрации»

Задача 4 – по теме «Задачи на сплавы, растворы и концентрации»

Задача 5 – по теме «Банковские операции»

Сравнительная диаграмма результатов контрольных работ

Рис. 1

Поэтому можно сделать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов:

Судя по результатам контрольных работ, можно сделать вывод, что практически все учащиеся успешно усвоили знания практико-ориентированных задач и научились применять при решении.

Для наглядности мы представим в виде диаграммы экспериментальной группы: сравнительный анализ общей успеваемости и качество знаний учащихся на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Сравнительный гистограмма успеваемости экспериментальной группы до и после эксперимента

Рис. 2

Таким образом, можно сделать вывод, что проделанная работа дала свои положительные результаты. Учащиеся за время посещения занятий элективного курса усвоили данный им материал. Кроме того, получили навыки решения практико-ориентированных задач и навыки самообразования через самостоятельную и исследовательскую работу, то есть поставленные задачи исследовательской работы достигнуты.

Литература:

  1. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе//Математика в школе, 2002, №1.
  2. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 2003, №4
  3. Петунин, О.В., Л.В. Трифонова Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки// Школьные технологии. – 2006. - №1. – С.88-90.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс " Химия вокруг нас"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, увлекающихся химией. Расширяет  дополнительные знания по предмету....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Рабочая программа элективного курса химии 8 кл....

Рабочая программа элективного курса Физика вокруг нас 8 класс

Рабочая программа по   факультативному курсу «Физика вокруг нас» 8 классВоротневой Натальи Андреевны...

Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"

Рабочая программа данного предметно-ориентированного  элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...

Элективный курс «Проценты вокруг нас»

Элективный курс «Проценты вокруг нас» предназначен для широкого круга учащихся. Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и дл...