Скорость, движение, время. Задачи на движение.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Кузнецова Валентина Константиновна

В данном пособии собраны задачи на движение. При составлении систем для таких задач обычно не требуется никаких особенных математических знаний. Требуется лишь здравый смысл и понимание того, что расстояние равно произведению скорости и времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_dlya_uchashchihsya_zadachi_na_dvizhenie.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва,

кандидат педагогических наук

Готовимся к ЕГЭ

Скорость, движение, время. Задачи на движение.

В данном пособии собраны задачи на движение. При составлении систем для таких задач обычно не требуется никаких особенных математических знаний. Требуется лишь здравый смысл и понимание того, что

Расстояние = скорость х время

Существуют два подхода к решению задач на движение:

  1.  С помощью таблиц — самый распространенный прием, который в большинстве случаев помогает быстро получить уравнение, но не всегда в некоторых задачах этот прием дает положительный результат.
  2.  Последовательный анализ условия с привлечением иллюстраций — классический прием из средней школы, о котором к 11-му классу многие забывают.

Обратите внимание: на практике любую задачу B14 можно решить каждым из этих способов. И ответ получится одинаковым. Однако некоторые задачи проще решаются таблицами, а другие — иллюстрациями и анализом. Поэтому какой способ выбрать — зависит исключительно от предпочтений ученика.

Примеры решения задач

Задачи на движение в одном направлении

Задача № 1.

Два человека отправляются одновременно из одного и того же места на прогулку до опушки леса, находящейся в 4,5 км от места отправления. Один идет со скоростью 2,4 км/ч, а другой — со скоростью 3 км/ч. Дойдя до опушки, второй с той же скоростью возвращается обратно. На каком расстоянии от места отправления произойдет их встреча? Ответ выразите в километрах.

Решение:

Задача № 2

Из пункта http://l.wordpress.com/latex.php?latex=A&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 в пункт http://l.wordpress.com/latex.php?latex=B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, расстояние между которыми http://l.wordpress.com/latex.php?latex=50&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на http://l.wordpress.com/latex.php?latex=40&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт http://l.wordpress.com/latex.php?latex=B&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 на http://l.wordpress.com/latex.php?latex=4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Что здесь лучше всего обозначить за http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1? Скорость велосипедиста. Тем более, что ее и надо найти в этой задаче. Автомобилист проезжает на http://l.wordpress.com/latex.php?latex=40&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 километров больше, значит, его скорость равна http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%2B40&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Нарисуем таблицу. В нее сразу можно внести расстояние — и велосипедист, и автомобилист проехали по http://l.wordpress.com/latex.php?latex=50&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 км. Можно внести скорость — она равна http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%2B40&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 для велосипедиста и автомобилиста соответственно. Осталось заполнить графу «время».

Его мы найдем по формуле: http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%20S%7D%7B%5Cdisplaystyle%20v%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1. Для велосипедиста получим http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t_1%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1, для автомобилиста http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t_2%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%20%2B%2040%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.
Эти данные тоже запишем в таблицу.

Вот что получится:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=v&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=S&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

велосипедист

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t_1%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=50&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

автомобилист

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%2B40&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t_2%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%20%2B%2040%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=50&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Остается записать, что велосипедист прибыл в конечный пункт на 4 часа позже автомобилиста. Позже — значит, времени он затратил больше. Это значит:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=t_2%20%2B%204%20%3D%20t_1&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Решаем уравнение:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%20%2B%2040%7D%2B4%3D%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%7D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Получим:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050%5Cleft%28%20x%2B40%20%5Cright%29-50x%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%5Cleft%28%20x%20%2B%2040%20%5Cright%29%7D%3D4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%2050x%2B2000%20-50x%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%5Cleft%28%20x%20%2B%2040%20%5Cright%29%7D%3D4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cgenfrac%7B%7D%7B%7D%7B%7D%7B0%7D%7B%5Cdisplaystyle%202000%7D%7B%5Cdisplaystyle%20x%5Cleft%28%20x%20%2B%2040%20%5Cright%29%7D%3D4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

 Преобразуем:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%5Cleft%28%20x%20%2B%2040%20%5Cright%29%3D500&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%5E2%2B40x%3D500&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%5E2%2B40x-500%3D0&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

Найдем дискриминант http://l.wordpress.com/latex.php?latex=D%3D1600%2B2000%3D3600&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и корни:

http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x_1%3D10&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x_2%3D-50&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Ясно, что  не подходит по смыслу задачи — скорость велосипедиста не должна быть отрицательной.

Ответ: скорость велосипедиста 10 км/час.

Задачи на движение вдогонку 

Как и большинство других текстовых задач на движение такие задачи лучше всего решаются с помощью таблиц.

Задача № 3

Данный пример интересен тем, что мы сравниваем время движения двух объектов — мотоциклиста и велосипедиста — при этом сама скорость движения вдогонку нас мало интересует. При этом возникает опасность неправильно составить исходное уравнение.

Решить задачу: из города А в город Б, расстояние между которыми равно 240 км, одновременно выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость мотоциклиста на 40 км/ч больше скорости велосипедиста, а в пункт Б он приехал на 8 часов раньше, чем велосипедист. Найдите скорость велосипедиста. Ответ дайте в км/ч.

Ключевое правило при сравнении времени движения следующее:

  1. Если в задаче указано общее время движения, то нужно сложить  полученные дроби, отвечающие за время.
  2. Если же время движения сравнивается (как в данной задаче), то нужно приравнять их и добавить слагаемое по принципу: «больше = меньше + число» либо «меньше = больше + число».

Последнее правило естественным образом следует из самой терминологии «больше — меньше»: чтобы получить большее число, нужно к меньшему числу прибавить что-то еще. Если же вместо прибавки мы будем вычитать, то получим еще меньшее, что никак не согласуется с условием задачи.

Кроме того, необходимо помнить, что при равном расстоянии (а в задачах B14 расстояния очень часто оказываются равны) объект с большей скоростью накроет это расстояние за меньшее время. И наоборот: чем меньше скорость, тем больше времени потребуется на преодоление пути.

Решение:

Обозначим за х км/ч скорость велосипедиста. Составим таблицу

V

T

S

Велосипедист

x

240

Мотоциклист

x+40

240

Время мотоциклиста на 8 часов меньше времени велосипедиста.

Составим уравнение:

 

Необходимо помнить, что время велосипедиста больше, чем время мотоциклиста. Поэтому от большей дроби вычитаем меньшую.

Решим уравнение:

Получим, x=20 или x= -60. -60 – посторонний корень. Скорость велосипедиста равна 20 км/ч.

Ответ: 20 км/ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение.(Скорость, время, расстояние).

Цели  урока: ввести понятие скорости как новой единицы измерения.Задачи  урока: 1.      установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;2....

Урок по теме: "Задачи на движение. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием.", 5 класс

Урок по теме: "Задачи на движение. Взаимосвязь между скоростью, временем, расстоянием.", 5 класс...

Презентация по теме «Механическое движение» 6 класс (Устная разминка: Скорость. Путь. Время.)

Презентация по теме «Механическое движение» 6 класс(Устная разминка:Скорость. Путь. Время.)...

методическая разработка урока математики в 5 классе " Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение"

Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение.Тип урока: урок закрепленияЦель: Уточнить и расширить понятия скорость, время, расстояние....

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач....

Задачи на движение.Скорость сближения. Скорость удаления.

Урок математики, проводимый совместно учителем 4 класса и учителем математики старшего звена в раках приемственности в образовании...

Технологическая карта. Тема: "Расчёт пути и времени движения. Решение задач по теме «Скорость»." 7 класс

Технологическая карта урока.  Тема: "Расчёт пути и времени движения. Решение задач по теме «Скорость»." 7 класс...