технологическая карта урока "Задачи с параметрами"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Буцких Татьяна Николаевна
Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zadachi_s_parametrami.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта урока

                                                                               по блоку «Задачи с параметрами»

Предмет: алгебра

Класс: 9 класс

Тема урока: Квадратные неравенства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемый УМК: А.Г.Мордкович, 9 класс, в 2 частях, М.:  Мнемозина, 2014

Цель: Знать и применять решение квадратных неравенств для решения более сложных комбинированных задач;

Прививать навыки решения задач с параметрами.

Задачи:

  • образовательные: формировать умение решать квадратные неравенства с параметром, задачи на определение количества решений уравнений с параметром; формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли; формировать навыки взаимоконтроля.
  • развивающие: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания,
  • воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; воспитание интереса к математике, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя.

Формируемые УУД:

  • личностные УУД: смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания;
  • регулятивные УУД: волевая саморегуляция, целеполагание, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка, планирование;
  • познавательные УУД: постановка проблемы, умение структурировать знания, рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учащимися, учителем; управление поведением партнера.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные

I.Организационный момент

Работа с журналом. Проверка оборудования.

Проверка рабочих мест

Волевая саморегуляция

См. эпиграф.

Обращается внимание учащихся на план урока:

  1. Устная работа.
  2. Проверочная работа.
  3. Исследовательская работа в группах
  4. Решение задач.

Целеполагание

Постановка проблемы

Учебное сотрудничество с учителем

II.Устная работа

Решите неравенства: (текст задания заготовлен на доске)

  1. х2-6х+8<0
  2. х2+5х+40
  3. (x-2)2>0
  4. (x+7)20
  5. х2+х+19<0
  6. х2+х+19>0
  7. f(x)=ax2+bx+c,  a0

Регулирую диалог. Прошу дать ответ на задание, предлагая это ученикам из разных групп.

Работа в группах. Проблемный диалог. Задают и отвечают на вопросы.

Взаимокотроль и самоконтроль

Умение структурировать знания

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера 

III. Анализ домашней работы (прове-рочная) работа по домашнеему заданию)

Каждый ученик на столе имеет лист с заданием (для работы с классом это задание записано на отогнутой доске)

№1. Упражнение х2-ах+1=0 не имеет действительных корней при всех значениях а, удовлетворяющих условию (подчеркни верный ответ)

1) |a|<2;     2) a>2;      3)a(-1;2);

4) a(-2;0);      5)a<-2

№2. Найти все значения параметра а, для которых неравенство х2-2х+а>0 выполняется для любых х (подчеркни верный ответ)

1) a<1;     2) a1;      3)a>1;

4) a>-1;      5)a<-1

№3. Проиллюстрируй решение заданий домашней работы и запиши ответ (на рисунке изобрази эскиз изображения параболы по отношению к оси абсцисс)

задачник №2.524 а)

                              б)

учебник, №239

                №240

Контролирую работу в группах. Спрашиваю одного из учащихся на каждое задание.

Выделяю верные ответы к заданиям №1 и №2, рисунок к заданию №3 прошу сделать одного из учеников и прокомментировать решение.

Корректирую. Оцениваю ответ.

Помогаю скорректировать цели урока.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

Ученики самостоятельно выполняют задание (индивидуальная работа), затем в группах.

Обсуждают

Ответ учеников с места (задание № 1 и №1)

Можно у доски с выполнением рисунка и подробным ответом с доказательством невозможности других вариантов.

Ученик к заданию № 3 делает рисунок, зачитывает ответ и доказывает его.

Оцениваю ответ

Волевая саморегуляция

Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера 

IV.Подго-товка к исследова-тельской работе

Итак, мы решали квадратные неравенства с параметрами, где вопрос был: при каких значениях а?, решением которых было: любое число или нет решений.

Вопрос: Какие решения квадратного неравенства могут быть еще? Обсудите в группах

Предлагаю одному из учащихся зарисовать все возможные решения квадратных неравенств на доске.

Если он изобразил не все возможные варианты, предлагается это сделать другому ученику.

Корректирую. Оцениваю ответ.

Работа в группах.

Проблемный диалог.

Ученик выполняет все рисунки.

Контроль, коррекция,  оценка

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера

V. Новый материал.

(исследова-тельская работа)

На доске:  ах2+вх+с 0     а0

                  ах2+вх+с 0     х1 и х2 - корни

ах2+вх+с >0     квадратного трехчлена

ах2+вх+с <0     ах2+вх+с =0

На доске записаны все виды квадратных неравенств. Мы выяснили, какие могут быть решения в квадратных неравенствах.

Вопрос: От каких величин зависит решение квадратного неравенства?

Предлагаю таблицу:

(заготовлена основа ранее - либо на доске, либо на большом ватмане и заполнять фломастерами).

ах2+вх+с 0

ах2+вх+с 0

ах2+вх+с >0

ах2+вх+с <0

Показываю способ заполнения на примере двух последних строк.

(диалог с учащимися)

Каждой из четырех групп дается задание по заполнению таблицы:

I группа – первый столбик

II группа – второй

III группа – третий

IV группа – четвертый

Корректирую работу в группах. Вызываю по одному ученику из каждой группы для заполнения таблицы.

Оценивание ответа.

Обсуждают. Отвечают.

(от а и от Д=в2-4ас)

Заполняют две последние строки таблицы вместе с учителем.

ах2+вх+с 0

ах2+вх+с 0

ах2+вх+с >0

ах2+вх+с <0

Работа в группах. Обсуждение. Проблемный диалог.

Заполнение таблицы

Заполняют таблицу. Слушают. Комментируют и оценивают ответ.

Планирование

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера 

VI. Закреп-ление нового материала

Дополнительное задание:

Решить неравенство для каждого значения параметра а.

(а+2)х2+2(а-4)х+2а+8<0

либо (в зависимости от уровня класса) сформулировать конкретные вопросы.

(а?      решение – любое число;       решение – интервал,        не имеет решений)

Сообщаю верный ответ

Решение индивидуальное, обсуждение в группах

Обсуждение в группах.

Контроль, коррекция,  оценка

Задание на дом

Полностью заполнить таблицу, осознать ее. выявить связи, закономерности.

По задачнику: М.Л.Галицкий, Гольдман, Звавич «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов»»

Обязательный уровень  №8.111 аб,  8.112аб.

Контсруктивный уровень № 8.111вг, 8.112г, 8.113аб

Творческий уровень № 8.113вг, 865, 866.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Постановка вопросов

Рефлексия

Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение:

Теперь я знаю…

На уроке я научился (научилась) …

Теперь я умею …

На уроке мне понравилось …

На уроке мне пригодились знания….

Для меня было сложно…

С урока я ухожу с … настроением!

Учащиеся формулируют предложения.

Смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Технологическая карта урока по теме"Решение квадратных уравнений с параметром"

Уравнения с параметрами- один из  наиболее трудных разделов математики.Это объясняется тем, что при решении таких задач приходится рассматривать различные случаи , в зависимости от значений парам...

Технологическая карта урока по алгебре на тему: «Решение уравнений с параметром».

Цель: формирование умений решать задачи с параметрами, задачи на определение количества решений уравнений с параметром.Задачи:образовательные: формировать умение решать линейные и квадратные уравнения...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...