Определенный интеграл в физике и математике
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Кореневская Оксана Валентиновна

Урок представляет собой интегрированный урок по физике и математике для обучающихся 11 класса и нацелен на отработку навыков вычисления определенных интегралов и навыков применения его при решении задач по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korenevskaya_ov_11_opredelennyy_integral.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

О.В. Кореневская

Определенный интеграл в физике

                     (11 класс, интегрированный урок по физике и математике)

Цель урока:  1. интеграция математики и физики.

                      2. применения определенного интеграла при решении задач по физике.

                      3. отработка навыков вычисления определенных интегралов.

Форма работы: групповая.

Ход урока:

                  1. Вступление.

Мы познакомились с определенным интегралом, рассмотрев два основных определения:

 Определенный интеграл, как предел интегральных сумм.

 Определенный интеграл, как разность значений первообразной для функции f(x) в точках  b и a.

 Затем мы установили связь между определенным интегралом и первообразной подынтегральной функции с помощью формулы Ньютона-Лейбница.

Эта связь позволила избежать утомительного составления и вычисления интегральных сумм и упростить процедуру нахождения площади фигуры. В геометрии мы использовали определенный интеграл для нахождения длины дуги, площади поверхности тела вращения, его объема. А как же в других науках? Можно ли там использовать этот метод? Есть ли задачи, решаемые с помощью определенного интеграла? Тема нашего сегодняшнего урока: Определенный интеграл в физике.

2.Закон Гука.      

Актуализация знаний учащихся.

    Учитель физики повторяет с учениками закон Гука, вспоминает его формулировку, единицы

    измерения физических величин. Затем предлагает решить задачу:

   Вычислить работу силы упругости при сжатии пружины на  0,04 м, если для ее сжатия на

   0,01 м требуется сила 10 н.

   Учащиеся решают задачу в своих тетрадях и оформляют решение на доске.

Знакомство с новым способом решения

     Учитель математики:

     А теперь попробуем решить эту же задачу с помощью определенного  интеграла.

     Поступим так же,  как в случае вычисления площади фигуры:    предположим,  что

     материальная точка под действием силы F перемещается по направлению этой силы.

     Если F постоянна, а пройденный путь равен S, то  A=F∙S. Пусть F не постоянна. Направим

     ось 0х по направлению движения точки. Пусть точка переместилась из A(a)  в  B(b). Разобьем

     отрезок [a, b] точками хк  на  n–частей. Тогда на каждом таком отрезке силу F можно считать

     постоянной и  Aк =Fк ∙  ∆хк ,  значит  A =   ∑  Fк ∙  ∆хк . Значение будет тем точнее, чем

     короче  ∆хк. Правая часть формулы является интегральной суммой функции F(x) на   [a, b]

     и, следовательно, переходя к пределу,  получим формулу А= ab F(x) dx.

     Воспользуемся этой формулой для решения задачи

     А= 00,04 100х dx=500х²|00,04=0,8 (Дж).

                 3. Самостоятельная работа в группах. Решение задач на закон Гука двумя способами.

Задание группам:

Решите предложенные вам задачи. Сравните ответы.

Можно воспользоваться помощью ребят в группе или попросить консультацию  учителя.

                                                                                                                Дополнительный материал

1.Вычислить работу силы упругости при сжатии пружины на 10 см., если для ее сжатия на

   1 см. нужна сила 20 н.                                                                                           Ответ:  10 Дж.

2.Пружина в спокойном состоянии имеет длину 10 см. Сила в 400 н. растягивает ее на 2 см.

   Найти работу, совершаемую при растяжении пружины от 20 см. до 40 см.    Ответ: 800 Дж.

3. Силой 180 н. пружина растягивается на 2 см. Найдите работу, совершаемую при растяжении

   пружины до 25 см., если в спокойном состоянии пружина имеет длину 20 см.

   (запишите решение задачи №3 и ответ на специальном бланке заданий).

                 4. Решение задач на движение.

  учитель физики:

А сейчас рассмотрим задачи тоже хорошо вам известные - задачи о пройденном пути. В курсе физики мы познакомились и изучили такие виды  механического движения, как равномерное прямолинейное движение, прямолинейное равноускоренное движение.

Вспомнить равномерное прямолинейное движение (примеры).

Прямолинейное равноускоренное движение (примеры).

А если v = 12t-3t²?  Как в этом случае найти S? При таком виде движения скорость связана квадратичной зависимостью со временем. И задачи такого типа на уроках физики мы с вами уже не решали.

Учитель математики:

Поступим аналогично: пусть требуется вычислить путь, который пройдет точка за отрезок времени  [a, b] (самостоятельно разобрать теорию в группах, предложенную в печатном виде, записать основные моменты и конечную формулу).

С учетом этой формулы можно решать достаточно большое количество самых разнообразных задач. Остановимся на некоторых из них:

а). Скорость движения тела задана уравнением v = 12t-3t² (м/с). Найти путь, пройденный телом от начала движения до остановки.

1).Найдем остановки тела: v =0; 12t-3t²=0;   t=0, t=4

2).Найдем пройденный путь S =  04 (12t-3t²)dt=(6t²-t³)|04=32 (м)  

б). Две точки движутся по одной прямой в одном и том же направлении: одна со скоростью

 v = 2t+3t² (м/с), а другая со скоростью v = 8t+10 (м/с). Предполагая, что в начальный момент времени они были вместе, найти, когда и на каком расстоянии от начала движения они снова окажутся вместе.

S1 =  0т (2t+3t²)dt=Т²+Т³          S2 =  0т(8t+10)dt=4Т²+10Т

Так как по условию S1 =S2,  то    Т²+Т³ = 4Т²+10Т   и    Т=-2;0;5;      

Значит, движущиеся точки окажутся вместе через 5 секунд, при этом  каждая пройдет путь 4∙25+50=150 (м).

                 5. Самостоятельная работа в группах. Решение задач на движение.

Задание группам:

Решите предложенные вам задачи. Сравните ответы.

Можно воспользоваться помощью ребят в группе или попросить консультацию  учителя.

                                                                                                                    Дополнительный материал

   1. Найти длину пути, пройденного телом от начала движения до остановки, если его скорость

       изменяется по закону   v = 4t-t²  (м/с).                     Ответ: 2/3 м.

    2.Скорость прямолинейного движения определяется формулой   v = 4t³ +3t² +2 (м/с).

        Какой путь прошло тело а) за 4 секунды от начала движения?               Ответ: 328 м.

                                    б) за четвертую секунду после начала движения?        Ответ: 214 м.

     3.два тела начинают движение одновременно из одной и той же точки по одной и

       той же прямой в одном и том же направлении:    одно - со скоростью   v = 2t³ (м/с),

       другое - со скоростью  v = 3t² +8 (м/с). На каком расстоянии они окажутся друг   от друга

      через 10 секунд? (запишите решение задачи №3 и ответ на специальном бланке заданий).

                        6.Задачи на определение центра тяжести ( с практической работой).            

Учитель математики дает определение центра тяжести для однородной системы материальных точек и выводит формулы для расчета координат центра тяжести масс.

Ученики записывают в тетрадь алгоритм нахождения  центра масс для плоской фигуры

и вместе с учителем рассчитывают координаты центра масс для одной из фигур:

 Найти центр масс фигуры, представляющей собой часть параболы  у = х²    при -2 ≤ х ≤ 2.

                 7. Самостоятельная работа в группах.

Задание группам: у вас на столах лежат различные фигуры. С помощью шаблонов определите пределы интегрирования, уравнение линии. Затем рассчитайте центр масс выбранной вами фигуры по формулам и проверьте свои вычисления опытным путем. Если фигура находится в равновесии, то запишите координаты центра масс для вашей фигуры в лист опроса.

Домашнее задание: Найти работу, требуемую для запуска ракеты массой М с Земли на высоту  h вертикально вверх (сопротивлением воздуха пренебречь). Определить, при какой начальной скорости   ракета способна выйти из притяжения Земли и уйти в космическое пространство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вычисление объемов геометрических тел с помощью определенного интеграла

Разработка открытого урока по алгебре и начала анализа в 11 классе...

открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"

открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...

Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».

Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...

Технологическая карта урока «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»

Технологческая карта повторительно- ообщающего урока - семинара «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»...

Методическая разработка урока математики в 11 классе по теме "Определенный интеграл и его приложения"

Методическая разработка урока содержит технологическую карту, карточки для самостоятельного решения, содержание мотивационной беседы, указана предварительная работа перед уроком. Данная разработка мож...

применение определенного интеграла при решении задач по физике

Интегрированный урок по математике и физике. Форма работы - групповая. Рассматриваются задачи по физике, для решения которых можно применить определенный интеграл. Отрабатываются навыки выч...