Статья "Сингапурский метод обучения"
статья по алгебре (8, 9, 10 класс) на тему

Курмашева Ануза Азгаровна

В статье излагаются методы сингапурского обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon singapurskiy_metod_obucheniya_na_urokah_matematiki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сингапурский метод обучения на уроках математики.

Курмашева Ануза Азгаровна

МБОУ « Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ

anuza08@mail.ru

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся критического мышления, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

 Воспитание критического мышления одна из задач так называемого «сингапурского проекта», предполагающего внедрение в учебный процесс татарстанских школ структур кооперативного обучения. В основе сингапурской системы (она разработана в школах Сингапура и распространяется методистами компании Educare Co-operative Limited) лежат коммуникативность и сотрудничество. Школьный урок выстраивается, как из детских кубиков [1,36]. «Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова» ,– считает руководитель Центра прикладных экономических исследований  и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. [1, 37]

Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» (Сингапурская компания Educare Cooperative Limited в реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан») – проектирование в учебном и социальном пространстве урока  условий для формирования учебной самостоятельности учащихся, умений эффективно сотрудничать в процессе обучения со сверстниками и учителем. И через освоение активных форм учебного сотрудничества формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения. [3,1] Образовательные структуры построены на знакомых нашим учителям методах – кооперативный  метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на  командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д. Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, призваны обеспечить реализацию технологии деятельностного обучения.

Системно-деятельностный подход, в свою очередь, обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, добывая знания, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Образовательные структуры, предложенные сингапурскими коллегами, являются одним из инструментов реализации этих принципов. [3,2]

Успешно использую данную методику для проверки знаний, так как идет полный охват класса. Обучающиеся старших классов немногословны. Структуры сингапурского метода развивают коммуникацию и сотрудничество. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой. РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) — обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. СИНГЛ   РАУНД   РОБИН   (Single   Round  Robin  или   Round  Robin)   -«однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.    КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН     (Continuous    Round    Robin) «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга. ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) — «раунд робин в течение определенного  времени» -  обучающая  структура,  в  которой  каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin)  -  «подумай-запиши-обсуди  в  команде».  Во  время выполнения данной  структуры участники   ОБДУМЫВАЮТ   высказывание   или   ответ   на   какой-либо вопрос,  ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) - «все пишут раунд робин»   -   обучающая   структура,    в   которой   ученики   по   одному ЗАЧИТЫВАЮТ   свои   ответы   по   кругу,   а   ВСЕ   остальные   ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

Использование структур «Фо Бокс синектик», Джот Тотс» , «Тик- Тэк- Тоу, «Эй Ар Айд» [2, 103]   развивают такие навыки, как критическое и креативное мышление.  

Некоторые варианты реализации данных структур на уроках математики.

Тема: Многочлен и его стандартный вид(7 класс)

Структура: «Сингл Раунд Робин»

Этапы реализации:

  1. Постановка задачи.

Поставить вопрос: Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы

  • Какие слагаемые называются подобными?,
  • Как привести подобные слагаемые?

2.Учебная игра

 Предварительно обучающиеся сидят за столом по 4 человека. Проговаривают ответ один раз по кругу по каждому вопросу по 30секунд .

3.Подведение  итогов

После обсуждения спросить у нескольких обучающихся.

Тема урока :Арифметические действия над положительными и отрицательными числами "(6 класс)

Структура: «Инсайд-аудсайд сёкл»

1.Постановка задачи Ребята, давайте повторим правила,  посмотрите своего друга по лицу, запомните его. Все ученики, которые сидят под четными номерами, сформируйте внешний круг. Остальные найдите своего друга по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг.

2.Учебная игра

- Я задаю вопрос и даю 20 сек. чтобы ученики внешнего круга ответили своему другу.

- Что такое целые числа? (Ученики из внешнего круга отвечают)

- -4:(-2) =  (Ученики отвечают 2)

- Ребята, внешний круг почасовой, внутренний против часовой делают 2 шага и одновременно дайте «пять» другу. Встаньте лицом друг другу. На следующий вопрос отвечает внутренний круг.

-Модуль – это  …

-3*(-2)= (Ученики отвечают 6, шагают 6 шагов)

 - Какие числа называются противоположными?

-72:(-36)= (Ученики отвечают 2, 2 шага)

- Чтобы сложить два числа одинаковых знаков, …

-4+5= (Ученики отвечают 1, 1 шаг)

-Чтобы два числа разных знаков, …

2*2 = (Ученики отвечают 4, 4 шага)

- Сумма двух противоположных  чисел …

3. Подведение итогов Теперь проверим теоретическим диктантом. Все взяли листочки с теоретическим диктантом. На этих листочках в конце каждого предложения вы должны ставить «+» если правильно, «-» если неправильно.

Проверяем «+» - это 1, «-» - это 0. Правильный ответ: 1010101)

Напишите на листочках имя и поставьте оценку.

Тема урока :«Решение  простейших тригонометрических уравнений» (10 класс)

Структура:  «Куиз-куиз -трейд»

1.Постановка задачи

Я просила вас, чтобы вы составили карточки с вопросами.(по простейшим тригонометрическим уравнениям )

 Встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару.  Ученик А задаёт  вопрос, а Б ученик отвечает, потом вы меняетесь ролями и меняетесь карточками и благодарите друг друга.

2.учебная игра. Ученики  нашли ближайшую пару .  Ученик А задаёт  вопрос, а Б ученик отвечает, потом они меняются ролями и меняются карточками и благодарят друг друга.

3. Подведение итогов. По полученным баллам выставляются баллы за работу на этом этапе

Важно понять, что технология, метод, прием – не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект.

Список литературы

1.Проектирование урока в современных условиях (электронный ресурс), 5 стр. Алия Закиева, 

Ирина Лушпаева, http://magarif-uku.ru/proektirovanie-uroka-v-sovremennykh-u/

2.Материалы тренинга «Преобразование обучения для XXI века». 2013 г., 108 стр.

3.« Управление школой», №1, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...