элективнй курс математика 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Логунова Ольга Николаевна

Данный курс расчитан на 17 часов. Состоит из двух блоков: "Проценты" и "Квадратный трёхчлен и его приложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_matematiki_9_klass.rar15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный курс поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики, данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но  не достаточно проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике — обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому.

Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса должен способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

перспективы.

 Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу блока. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.

Структура курса

Данный курс рассчитан на 17 часов, состоит из двух блоков: «Проценты»  и «Квадратный трехчлен и его приложения», предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу.

Логический анализ содержания блока «Квадратный трехчлен и его приложения» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий.

 В программе приводится распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар.

Для составления программы использована следующая литература:

  • Сборник элективных курсов МАТЕМАТИКА 8—9 классы, Выпуск 1

Авторы-составители В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, Издательство «Учитель» Волгоград

Цели курса:

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
  • показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  • научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
  • приобрести определенную математическую культуру;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны: знать/понимать

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%— 1/4ит.д.);
  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
  • преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
  • уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;
  • проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
  • решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Содержание программы

Содержание блока «Проценты»

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа).

 Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

 Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Решение разнообразных задач по всему курсу. (2 час).

Форма занятий: практическая работа.

Итоговая проверочная работа.

Содержание блока «Квадратный трехчлен и его приложения»

Тема 1. Квадратный трехчлен (2 ч)

Квадратный трехчлен. Понятие квадратного трехчлена. Общие сведения. Значение квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители разными способами. Метод обучения: репродуктивный: беседа, объяснение. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Исследование корней квадратного трехчлена (4 ч)

Расположение корней квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач, Квадратный трехчлен и параметр. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема З. Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему блоку«Квадратный трехчлен и его применение» . Заключительное занятие (2 ч)

Заключительное занятие. (1 час).

Итоговая проверочная работа.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество

часов

В том числе на

примечания

лекция

Практические работы

к/р

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

1,5

2

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

2

2

3

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

2

0,5

1,5

4

Решение разнообразных задач по блоку «Проценты»

2

1

1

5

Квадратный трехчлен его приложения

2

1

1

6

Исследование корней квадратного трехчлена

4

1

3

7

Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему блоку«Квадратный трехчлен и его применение»

2

2

8

Заключительное занятие.

1

1

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата по плану

Примечания

Проценты

1

Проценты. Основные задачи на проценты

1

Проценты. Основные задачи на проценты

1

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

1

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

1

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию

1

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию

1

Решение разнообразных задач по блоку «Проценты»

1

Решение разнообразных задач по блоку «Проценты». Контрольная работа

1

Квадратный трёхчлен и его приложения.

Квадратный трехчлен его приложения

1

Квадратный трехчлен его приложения

1

Исследование корней квадратного трехчлена

1

Исследование корней квадратного трехчлена

1

Исследование корней квадратного трехчлена

1

Исследование корней квадратного трехчлена

1

Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему блоку«Квадратный трехчлен и его применение»

1

Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему блоку«Квадратный трехчлен и его применение»

1

Итоговый контроль.

1

ЛИТЕРАТУРА

1 Астров, К. Квадратичная функция и ее применение. -М.Педагогика, 1986.

2. Горнштейн, П. И., Полонский, В. Б., Якир, М. С. Задачи с параметрами.

 3. Гусев, В. А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

4. Звавич, Л. И., Шляпочник, Л. Я., Чинкина, М. В. Алгебра и начала анализа. 8—11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики. -М.: Дрофа, 1999.

5. Цыганов, Ш. десять правил расположения корней квадратного трехчлена//Математика. 2002.

6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры  Математика.- 1999

7. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений Математика в школе-2001

8. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты  Математика в школе-1995

9. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления Математика в школе. -2003.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Благословенное имени Героя советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина»

       Согласовано                                 Согласовано                               Утверждаю

                Руководитель РМО                     ЗУВР                                            Директор школы

               _______________                          _______________                     __________Т. А. Чистякова

                                                                                Приказ № _______________

                                                                                от «_____» ________ 20__ г.

 

Программа элективного курса

«Математика и её приложения»

9 класс

 Составитель программы:

                             Логунова О.Н

 Учитель математики

 I категория

 

с. Нагибово

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов

Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...

элективный курс математика 9 класс

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс...

ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...

элективный курс 11 класс материал по математике

Элективный курс предлагается учащимся 11 класса  средней общеобразовательной школы. На изучение курса выделяется17 часов. Форма проведения занятий: лекции, семинары, практикумы,тестирование....

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа сосотавлена на  основе  Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК  для 5-6 кл...