Создание и использование тестового материала при подготовке и проверке знаний по математике у учащихся 5-6 классов
проект по алгебре (6 класс) на тему

Исманова Рания Файзрахмановна

Создание и использование тестового материала при подготовке и проверке знаний  по математике  у учащихся 5-6 классов

Цель: создать тестовый материал по различным темам и использовать на уроках математики в 5-6 классах.

Одним из приоритетных умений при обучении школьников является развитие умения осуществлять самоконтроль, то есть проводить контрольно-коррекционную деятельность с позиций: всё ли выполнил, верно ли выполнил и при необходимости скорректировать, поправить себя. Существующие традиционные методы контроля, как правило, не позволяют учителю регулярно осуществлять обратную связь, несущую информацию об уровне обученности, проводить оперативную обработку этой информации, своевременно осуществлять коррекцию знаний. Поэтому современным направлением совершенствования контроля знаний и умений стала тестовая технология. Это задания на заполнение пропусков в истинном предложении, в формулировке определения; на установку истинности (ложности) утверждения; правильности формулировки утверждения; на установку соответствия и порядка следования; с выбором верного ответа из нескольких и др. С их помощью можно получить информацию об усвоении элементов знаний; о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях, позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, что может быть использовано как для корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей и т. д. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

  1. диагностическую - выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося;
  2. обучающую -  мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала;
  3. воспитательную -  периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Чтобы правильно составить тест для контроля уровня усвоения математического содержания, нужно знать основные требования, предъявляемые к  предметным тестам:

  1. функциональная валидность – соответствие проверяемому уровню усвоения;
  2. содержательная валидность – соответствие содержанию проверяемого материала;
  3. простота – включение в тест задач одного уровня, проверяющих усвоение одной темы;
  4. определенность - обеспечение общепонятности формулировок задач для всех учащихся;
  5. однозначность – создание эталона, соответствующего полному и правильному решению задач.

Тестовые задания использую не только на зачетных уроках, а также при организации самостоятельной работы уча­щихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты имеют своей целью проводить контроль, проверять умения учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. Нужно обязательно проводить в классе анализ результатов тестовой работы, ещё раз заостряя внимание учащихся на правильных ответах, а также планировать индивидуальную работу с учениками в зависимости от выявленных пробелов. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тестовая контрольная позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Тестовая контрольная работа включает большее количество заданий, чем обычная контрольная, что даёт возможность учителю проверить знания учащегося более разносторонне и глубоко. Предметные тесты по математике, используемые как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения учащимися большого объёма учебного материала, делают процесс обучения интересным для ребёнка, экономят учебное время, которое идёт на опрос учащихся, позволяют быстро выявлять проблемы в усвоении учебного материала каждым учеником, разнообразить процесс обучения. Однако наряду с положительными моментами метод тестирования имеет и недостатки, так как существует вероятность простого угадывания правильного ответа, а также невозможно проследить процесс выполнения задания и логику рассуждений ученика. Учитывая это предлагаю ученикам различные виды тестов. Самыми распространёнными являются тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Тесты этого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков устных и письменных вычислений, умений решать тестовые задачи, применять полученные знания при решении практических задач на нахождение периметра и площади прямоугольника, при вычислении значений числовых выражений.

Второй вид тестов предлагает учащимся определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным. Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.

Третий вид тестов – это тесты, которые предполагают конструирование ответа детьми, когда необходимо выполнить пропуски нужными числами, цифрами, терминами, знаками арифметических действий, знаками сравнения, что должно сделать сформулированное утверждение верным.

Самообучающий тест – тест, посредством которого учащиеся самостоятельно получают знания  путем проб и ошибок, проверяя и исследуя все предложенные варианты ответов. Велико воспитательное значение самообучающих тестов по математике. Они дают возможность научить учащихся работать самостоятельно, готовиться к докладу (работа с литературой), воспитывать настойчивость в преодолении трудностей. Специфика занятий с использованием самообучающих тестов состоит в том, что учащиеся получают одинаковые бланки с заданиями по теме, которую они еще не проходили. Задания выстроены в логическую неразрывную цепочку. В пятом классе учащиеся выполняют тест совместно с учителем, высказывая свои варианты ответов. Учащиеся находятся на первом уровне самостоятельности – простейшая воспроизводящая самостоятельность. А также можно использовать компьютерную тестовую оболочку и программу PowerPoint, для еще большего интереса учащихся при выполнении теста.

Электронный вариант тестирования особенно привлекателен, так как позволяет получить результаты сразу по завершении теста. Для создания тестовых заданий существует множество разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет.   

При проведении тестирования, особенно на первых порах, следует чётко объяснить учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способов его выполнения.
Время, отводимое на выполнение тестов, варьируется от 10 до 30 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида тестов. Например, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать больше времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение. При организации и проведении контроля в виде тестов ученикам оказывается необходимая помощь со стороны учителя с учётом их индивидуальных различий, возрастает роль самостоятельной работы учащихся. Тестовые задания, используемые на уроках математики, обеспечивают проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения. В настоящее время широко распространён итоговый контроль в форме тестовых работ. Поэтому необходимо готовить младших школьников к нестандартным методам контроля знаний, умений, навыков, так как, зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание содержания теста. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ismanova_r.f._testy_po_matematike.rar771.93 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ (2013).

Материал по предмету - биология. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ (11кл.)....

Тестовый материал для проверки качества знаний учащихся 5 - 11 классов по ОБЖ

Проверка знаний учащихся с использовании теста, очень удачно подходит при преподавании предмета ОБЖ. Очень много надо дать, а время 1 час в неделю. Использую данный прием в конце каждой четверти, а та...

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Свойства металлов, электролиз".

В данном материале собраны тестовые задания частей А, В, С для подготовки к ЕГЭ по теме "Свойства металлов, электролиз расплавов и растворов"....

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Познание и применение веществ человеком".

В данном материале собраны тестовые задания ЕГЭ частей А, В, С по теме "Познание и применение веществ человеком"....

Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса

Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса...

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Классы неорганических соединений"

В данном документе собрано большое количество тестовых заданий для проверки знаний обучающихся по теме "Классы неорганических соединений" и подготовке к ЕГЭ по химии....

Дидактический материал (тестовые задания) для подготовки школьников к олимпиаде по технологии. 5-9 классы

В данном дидактическом материале представлены тестовые задания для учащихся 5-9 классов, которые можно использовать в качестве подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Технол...