Публикации в сборниках материалов краевых НПК
статья

Баландина Зульфия Минникорамовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной мотивации учащихся как основа здоровьесбережения на уроке

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский

Разнообразные исследования деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, а урок обеспечивает ребенку комфортное состояние при достижении им намеченной цели.

        Низкая познавательная мотивация учащихся, неуверенность в себе, или отсутствие интереса к учебе и предмету «заставляет» учителя создавать на уроке ситуацию успеха, выбирать наиболее подходящий тип общения.

        Если проанализировать структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: этап целеполагания. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.

          Исследования показали, что работоспособность на уроке непостоянна. Интерес ученика нужно поддерживать на каждом этапе урока Кривая мотивации иллюстрирует подъем и спад работоспособности учащихся на разных этапах урока (в начале, в середине, в конце урока).

        Начиная преподавать, почти интуитивно понимаешь, что на уроке нужны элементы занимательности и иногда неожиданности. От случайного использования занимательных моментов на уроке, мы пришли к тому, что нужна система, систематизация материала для формирования вкуса к занятиям математикой.

В копилке почти каждого учителя есть:

  • исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме;
  •  задачи с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей;
  • исследовательские, лабораторные и практические работы с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.;
  • математические фокусы, задачи занимательного характера;
  • использование ИКТ на уроках;
  • физминутки;
  • списки литературы и информационных ресурсов.

Использование ИКТ на уроках математики так же повышает мотивацию. Разработанные презентации, тесты, упражнения позволяют учащимся самостоятельно узнать новый материал, проверить свои знания по теме (тесты), при этом не испытывая страха перед аудиторией или учителем. Учитель, в свою очередь, может осуществить экспресс-контроль, получить обратную связь. Например, задания 5-классникам для контроля усвоения материала или самопроверки. Более сильные ученики могут самостоятельно составить презентацию, тест или задание для своих одноклассников.

Говоря о психологическом комфорте на уроке, надо отдать должное физкультминуткам. При  выборе  разрядки  выбираются  упражнения,  которые  не  приводят  к нарушению дисциплины в классе. Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Например, физминутка-театр, релакс-паузы. Использование тематических физминуток на уроках не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, стимулирует мыслительные функции, но и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. В движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе выполнения физминуток активизируется межполушарное взаимодействие, развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий.

Всё это благотворно отражается на психическом здоровье детей и интересе к предмету.

Следуя нашему предположению, что элементы занимательности и

неожиданности повышают и мотивацию, и целеполагание на уроке, мы решили провести небольшой эксперимент. В исследовании участвуют два пятых класса. Один  и тот же учебный материал предлагается учащимся в двух формах, в традиционной (5б класс) и с использованием различных приемов и методов повышения мотивации и целеполагания(5а класс).

Цветовой тест Люшера показывает, что в «традиционном» (5б) классе  работоспособность учащихся к концу урока снижается, дети устают, иногда уходят с урока недовольны.А в классе (5а), где используются на уроке различные формы активизации учащихся, работоспособность возрастает. Некоторые учащиеся уже самостоятельно готовят интересные факты к следующему уроку.

        

По результатам исследований прослеживается тенденция повышения активности учащихся. Использование на уроках приемов и методов повышения целеполагания позволило ученику:

  • снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность,
  • активизировать процесс восприятия,
  • повысить концентрацию внимания,
  • улучшить понимание и запоминание материала,
  • развить коммуникативные навыки,
  • формировать  положительную мотивацию к изучению математики, вырабатывать  усидчивость  и волю;

и учителю:

  • повысить уровень информационной компетенции,
  •  избавиться от рутины и освободить время для творческой работы,
  • систематизировать наглядные материалы и обучающие ресурсы по теме и использовать их многократно,
  • уменьшить временные затраты на объяснение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя публикация в сборнике материалов I региональной научно-практической конференции «Заповедное дело, биоразнообразие, экообразование»

I региональная научно - практическая конференция «Заповедное дело, биоразнообразие, экообразование» Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Городская станция юных натура...

Публикации в сборнике «Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции»

В.И. Мушта(МБОУ Бутурлиновская СОШ) Развитие  дистанционных форм  обучения. В Концепции  модернизации российского образования говорится: «Развивающемуся обществу нужна о...

Публикация в сборнике материалов семинара "ООН: история и современность" г. Могилев, 2016 г.

В сборник материалов семинара "ООН: история и современность", посвященного 70-летию со дня образования ООН, включены лучшие доклады, рекомендуемые к изданию....

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения...