Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.
статья

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения в этом мире, а также осуществлять духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyakova_kulturnoe_nasledie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Вячеславовна Полякова

МБОУ «Кирилловская средняя школа

имени Героя Советского Союза Л. И. Головлева»

учитель географии

Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.

1. География является одной из самых древних наук. Это наука о Земле, о людях, живущих на ней, и не только… Это весь мир вокруг нас. Этот мир, как известно, очень хрупкий. Сегодня, на нашей с вами планете, очень много проблем, решать их необходимо постоянно и нам, и следующим поколениям. Чтобы их решать, необходимо с ранних лет воспитывать человека, формируя у него экологическую культуру, прививая социальную ответственность, развивая толерантность, посредством географических знаний воспитывать мировоззренческую позицию признания базовых национальных ценностей. Государственный образовательный стандарт и концепция географического образования предполагают разностороннее изучение природного и культурного наследия в целях образования, воспитания и развития личности, учащихся средствами школьной географии.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения в этом мире, а также осуществлять духовно-нравственное, патриотическое воспитание.

Потенциал географии по развитию этих качеств у школьников неограничен. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выделяют основные базовые ценности, которые должен воспитать учитель. Это: человек, семья, Родина, многонациональность, религия, труд, искусство, наука, природа. Умения: определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе, государстве, владеть культурными нормами и традициями закладываются на уроках географии.

Любой учитель - предметник обязан вносить свою лепту в культурное образование учащегося. Воспитание уважения к другим странам, народам начинать нужно с раннего детства, развивать в дальнейшем в школе через уроки и внеклассные мероприятия, чтобы противоречивая порой информация из СМИ была детьми адекватно понята, не порождала национализм, неуважение по отношению к другим народам.

2. Вопросы природного и культурного наследия рассматривались отечественной географической наукой еще с XVIII века — с самого начала ее становления в качестве самостоятельной дисциплины. Длительное время на разных исторических этапах развития географии приоритет в изучении наследия отдавался отдельным культурным, либо природным достопримечательным объектам.

Начальный этап (XVIII в. - начало XIX в.) связан с зарождением идеи о природном и культурном наследии в отечественной географической науке. Первые попытки рассмотрения вопросов изучения и сохранения наследия связаны с Указами Петра I о выявлении «диковинных редкостей» (природных, археологических, исторических), находящихся на поверхности земли, в ее недрах или в водной среде. Согласно Указам, следовало собирать и сдавать «все, что зело старо и необыкновенно». Такая деятельность Петра I трактуется в наши дни с разных точек зрения. Одни исследователи видят в ней начало целенаправленного государственного подхода к изучению и сохранению наследия. Другие связывают ее с проявлением интересов и амбиций Петра как незаурядной личности. По отношению к природным уникальным объектам деятельность Петра строилась на основе природоохранных идей. Указы Петра I впервые в России направлялись на действенную охрану растений и животных, почв и вод. Именно при Петре I появляются первые публикации, в которых содержатся мысли о бережном отношении к природе.

Во второй половине XVIII века географы стали уделять особое внимание объектам наследия. Прежде всего, следует упомянуть имя великого ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, который по сути дела стал предвестником научного интереса к изучению природного и культурного наследия в России. По предложению М. В. Ломоносова, Канцелярии Академии наук для исправления Российского атласа было предписано собирать исторические и географические сведения о монастырях и выполнять их описания.

Уже к началу XIX века интерес к изучению объектов природного существенно понизился, а в изучении и охране наследия стали преобладать преимущественно отдельные культурные достопримечательные объекты. Начавшийся с этого времени этап в изучении наследия можно обозначить как культурно-описательный. Следует отметить, что уже в начале XIX века на государственном уровне была сделана попытка сбора полных сведений о культурных и исторических памятниках России.

В ходе анализа методической литературы было установлено, что вопросы природного и культурного наследия в той или иной степени всегда рассматривались в школьной географии России. Однако при этом следует отметить, что само понятие «природное и культурное наследие» в методической литературе долгое время не употреблялось. В содержании школьной географии России природное и культурное наследие было представлено мозаично, отдельными уникальными памятниками природы и культуры.

Существенный подъем в изучении культурного наследия наметился к 1918 г., когда в соответствии с требованиями государственной политики этого времени в России была начата школьная реформа, отличающаяся культурологической направленностью.

     3. Несомненно, что через отношения к человеку и природе формируются такие ценностные качества личности, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие и прочие. Таким образом, духовно-нравственное воспитание на уроках географии должно:

– предусматривать изложение содержания урока в понятной форме, выделяя нравственные аспекты по теме;

– прививать уважение к истории, традициям, культуре своего народа и народов мира;

– воспитывать любовь к своей малой Родине, к природе, земле.

         География – интересный и очень ёмкий предмет, в условиях ФГОС изучается с пятого класса. Усложнение происходит по траектории с 5 по 11 класс. Уже в 5 классе на уроках географии учащиеся учатся уважать традиции, интересуются культурой населения стран мира, учатся уважительному отношению к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, осознанной доброжелательности к другому человеку. На своих уроках ввожу понятие топонимика. Топонимика – это интегральная научная дисциплина, возникшая на стыке трех областей знаний: географии, истории и лингвистики. Являясь своеобразным «языком земли», топонимы сохраняют культурное наследие народов современным поколениям. Они отражают национальную самобытность народа, его историю, условия его жизни, психический уклад, который отражен в традициях, обычаях, фольклоре, материальной и духовной культуре. Топонимы как особые слова, имеют огромную информационную и культурную ценность, так как они интересны историей своего появления. Кроме того, топонимика оказывает существенную помощь в изучении географических карт. Методически этот вопрос выстраивается в соответствии со следующей ассоциативной цепочкой: название – его происхождение – смысловое значение – привязка к территории – запоминание.

          В курсе «География. Земля и люди», 7 класс, через содержание тем разделов «Человек на планете Земля», «Многоликая планета» дети познают особенности природы материков, знакомятся с чертами того или иного народа, религиями, видами хозяйственной деятельности, рассматривают общечеловеческие проблемы. Все эти знания ведут к осознанию единства, необходимости сотрудничества всех людей в решении проблем, ведь от этого, возможно, зависит будущее планеты. Знание объектов Всемирного наследия, понимание ценности этого общего достояния человечества есть необходимая составляющая культуры каждого человека. Под объектами Всемирного наследия нами понимаются природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению, к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.

        Изучая Россию в 8 классе, рассматривая её природу, население и хозяйство, учащиеся приобщаются к изучению культуры, обычаев, традиций народов России. Развиваются такие качества, как патриотизм, гражданственность, чувство любви к Родине, гордости за ее уникальную природу и культурное созидание предков. Изучение природы России как природного наследия последовательно раскрывается на основе системы об особо охраняемых природных территориях, что существенно углубляет геоэкологические знания учащихся о территории России. Разнообразная природа, которую воспевали писатели и поэты, изображали художники в прошлом, восхищает и вдохновляет по сей день. Культурное наследие изучается как особый вид ландшафта – культурный ландшафт, отражающий сотворчество человека и природы. Изучение культурных ландшафтов России способствует формированию познавательных компетенций культурологического характера на уроках географии. Во внеурочной деятельности особое место уделяется творческому проекту «Святые источники Рославльского района».

        Очень интересные уроки в 9 классе в разделе «Экономическое районирование» по темам: «Население и хозяйство Центральной России», «Народные промыслы России». На таких уроках есть возможность познакомить учащихся с миром профессий, которые отражают русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

         Главными задачами курса «Экономическая и социальная география мира» являются формирование знаний о Всемирном наследии, географических особенностях размещениях объектов Всемирного культурного и природного наследия по регионам и станам мира; восприятие учащимся многообразия культурных направлений в развитии человечества в различных исторических эпох в различных природных, социально-экономических условиях; способствование формированию у учащихся убежденности в необходимости изучать культуру различных стран и народов и на этой основе воспитывать чувства уважения к ним; формирование у учащихся убеждений в необходимости сохранения природного и культурного наследия, а также правил цивилизационного общения. Одним из проектов реализующих вышеназванные направления, стал творческий проект краеведческого содержания «Фотокросс». Целью данного проекта является формирование у учащихся краеведческих знаний о городе Рославле, расширение кругозора и развитие познавательного интереса к изучению достопримечательностей города.

    Задачи, которые реализуются в ходе проекта:

  1. Организация активного познавательного отдыха в культурной среде города;
  2. Стимулирование творческой активности учащихся (фотографирование, решение творческих задач, интерактивная деятельность);
  3.  Раскрытие творческих способностей. 

        Для фотокросса организаторы разрабатывают ряд творческих заданий. Задания подразделяются на несколько категорий, такие как «Фотографии загадки», «Творческая фотография», «Найди объект» и другие. И на протяжении нескольких часов команды выполняют полученные задания и фиксируют их готовность в виде фотографий. После выполнения всех заданий участники предоставляют фотоотчет о выполнении заданий организаторам фотокросса. На следующий день подводятся итоги конкурса и определяется команда победитель. После конкурса организуется фотовыставка с лучшими работами для того, чтобы привлечь других обучающихся к участию. Таким образом, игровая форма познавательной краеведческой работы способствует развитию творческого потенциала учащихся.

       Деятельность по сохранению всемирного культурного наследия невозможна без привлечения к ней подрастающего поколения. Просветительскую работу с учащимися школ необходимо проводить, начиная с начальных классов, активно продолжая ее в средней школе и заканчивая проектной исследовательской деятельностью старшеклассников.  Изучение культурного наследия играет важную роль в формировании у детей опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, расширению кругозора и повышению уровня общей культуры молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение культурного наследия на уроках литературы через внеклассное мероприятие с учащимися индивидуального обучения.

Проводилась подготовка к 200летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В ходе заочной экскурсии по лермонтовским местам России, учащиеся принимали участие в конкурсе на лучшее исполнение произведе...

статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второг...

Статья из сборника материалов научно-практической конференции "Шаг в будущее"

Статья по информатике Кишиктуева Дмитрия по теме "Интернет зависимость. Что это такое?"...

Статья из сборника материалов научно-практической конференции "Шаг в будущее"

Статья Кишиктуева Дмитрия по физике на тему "Роль диффузии в природе и жизни человека"...

Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных органи...

Сборник материалов научно-практической конференции " Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

В сборнике представлены тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации государственных образовательных стандарт...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...