Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Маленкина Светлана Алексеевна

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата 16.03.2016

Урок № 73

Класс 7

Предмет алгебра

МБОУ Шерекинская СОШ

Тема урока: Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения

УМК Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник /А.Г.Мордкович.

Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник /[А.Г.Мордкович и др.];

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме: 5/1

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке

Понятие многочлена, понятие разложения на множители, знать формулы сокращенного умножения.

Метод разложения на множители с помощью формул сокращенного умножения

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование представления о различных способах разложения многочлена на множители

Владение общепредметными понятиями многочлен, разложение многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.

Использование различных приемов проверки правильности выполнения задания (опора на изученные правила, алгоритм выполнения арифметических действий).

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Проблемное обучение

Семинар-практикум

Проблемный

Средства обучения

Презентация, тетрадь, карточки индивидуальных заданий

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран

Источники информации:

для учителя

для обучающихся

учебник, книга для учителя

учебник, задачник, презентация урока, сайт http://prezentacii.com/matematike/211

Цель урока:

(определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

Задачи урока:

(конкретизация цели)

формирование умений и навыков разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

Узнать: Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности; разложение разности квадратов на множители; способы разложения многочлена на множители

Научиться: Навыкам работы с формулами сокращенного умножения; применять способы разложения многочлена на множители.


Характеристики этапов урока

1

2

3

4

5

6

7

Этап урока, время

Цель этапа

Формируемые УУД

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт деятельности учащихся

Используемые на этапе СО

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

самоопределение, настраиваются на урок

ф

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу

Тетради, учебники, канцелярские принадлежности

Актуализация опорных знаний

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

умение оформлять свои мысли в устной речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

корректирует свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

ф, к

Организует работу по актуализации опорных знаний

Устный счет с проговариванием; Взаимопроверка и самооценка.

презентация

Определение совместной цели деятельности

Обеспечить деятельность по определению целей урока

постановка и формулирование проблемы,

ф, г

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Записанная тема урока, число

Изучение нового материала

Способствовать развитию умения применять формулы сокращенного умножения при разложении многочленов на множители

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

г, г

Организует работу учащихся по различным способам разложения многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения в группах

Отвечают на вопросы, записывают различные способы в таблицу

Заполненная таблица

презентация

Первичное применение знаний

Установить правильность применения различных способов разложения многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения и убедиться в понимании изучаемого материала

умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

и

Предлагает выполнить индивидуальные задания по различным вариантам.

Предлагает проверить задания

Выполняют задания

Проверяют задания

Запись выполненного задания

презентация

Подведение итогов.

Дать оценку работы класса

ф

Подводит итого урока, ставит задачи на следующий урок

Анализируют, выбирают соответствующую своим ощущениям карточку, высказывают своё мнение.Заполняют листы самоконтроля

Лист самоконтроля

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

ф

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Запись о домашнем задании в дневнике


Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Ребята, сегодняшний урок хочу начать словами Н.Е. Жуковского-отца русской авиации: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Устный счет.

Представьте в виде квадрата одночлена

25a2 =(5a) 2     36c2 =(6c) 2             9c4=(3c2) 2              121b2=(11b) 2

Представьте в виде многочлена

(a – 6)2 = a2 -12a+36 (-a - 6)2 = a2+12a+36

(-a +6)2 =a2 -12a+36 (a +6)2 = a2 +12a+36

Разложите многочлен на множители

6m + 6n =6(m+n) 4 – 12x =4(1-3x)

mn –mp= -m(n-p) -2a + 3ab=a(3b-2)

10x – 5y =5(2x-y) 5ab - 5ac=5a(b-c)

Математический диктант

- Квадрат суммы двух выражений (1)

- Квадрат разности двух выражений (2)

- Разность квадратов двух выражений (3)

- Разность кубов двух выражений (4)

- Сумма кубов двух выражений (5)

Поднимите руки те, кто допустил ошибки в математическом диктанте.

-Скажите, где применяются формулы сокращенного умножения? (для быстрого счета при упрощении выражений)

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Перед вами на столах «Карта урока». Впишите свою фамилию и имя.

В первом пункте «Устный счет» за правильные ответы поставьте «+», а при наличии ошибок «-».

Выбери верное утверждение. В средней колонке галочкой отметьте верное утверждение

Разложение на множители - это

Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов

Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена

Какие способы разложения многочленов на множители вы знаете? Впишите в таблице способы разложения многочлена на множители.

3. Определение совместной цели деятельности

Распределите многочлены по способам разложения на множители

Вынесение общего множителя за скобки

Способ группировки

Формулы сокращенного умножения

1 ряд

10a+25b

a²+ab-2a- 2b

х²-25

2 ряд

5a²-5a

ax-3x-4a+12

х²+8х+16

3 ряд

-2х²у+6ху²

6mx-2m+9x-3

a2-4ab+4b2

Проверяем выполнение задания

Какие многочлены вы разложили с помощью вынесения общего множителя за скобки?

Какие многочлены вы разложили с помощью способа группировки?

Каким способом разложили на множители многочлены под №1,2,2?

-В чем возникло затруднение (проблема)?

-Почему большинство справились с разложением на множители предыдущих многочленов?

-Что мы использовали при разложении этих многочленов на множители?

- Какую особенность вы заметили у многочленов третьей группе?

1.Двухчлен является разностью квадратов

2. Трехчлен является полным квадратом суммы

3. Трехчлен является полным квадратом разности

-Какая из известных формул может быть использована? ((а-в)(а+в)=а22). (3)

-Какая из известных формул может быть использована? ((a + b)2 = a2 + 2ab + b2). (1)

-Какая из известных формул может быть использована? ((a - b)2 = a2 - 2ab + b2). (2)

-Как мы называем операцию замены многочлена произведением? (Разложением на множители)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения)

Молодцы! Запишите тему.

4. Изучение нового материала

х²-25 =x2-52= (x-5)(x+5)

Алгоритм разложения разности квадратов на множители:

1.Представить двучлен в виде разности квадратов.

2.Выполнить разложение по формуле (3)

а22= (а-в)(а+в).

х²+8х+16= х²+2*х*4 +42= (x+4)2= (x+4)(x+4)

Алгоритм разложения трехчлена на множители:

1.Убедимся, что трехчлен является полным квадратом и содержит сумму квадратов одночленов х и 4, а также удвоенное произведение этих одночленов.

2.Выполнить разложение по формуле (1)

a2-4ab+4b2= a²-2*a*2b +4b2 =(a-2b) 2=(a-2b)(a-2b)

Алгоритм разложения трехчлена на множители:

1.Убедимся, что трехчлен является полным квадратом и содержит сумму квадратов одночленов a и 2b, а также удвоенное произведение этих одночленов.

2.Выполнить разложение по формуле (2)

33.2 (а, б) №33.3 (а, б)

Двучлены представим в виде разности квадратов.

Во всех примерах воспользуемся формулой (3)

33.19 (а, б)

В первом примере воспользуемся формулой (2)

Во втором примере воспользуемся формулой (1)

5. Первичное применение знаний


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1 вариант.

x²-81= x²-9²=( x-9) (x+9)

m²-20m+100=(m-10)²

25x²+40x+16=(5x+4)²

a²-10a +25=(a-5)²

2 вариант.

x²-25= x²-5² =(x-5)(x+5)

x²-16x+64=(x-8)²

49x²+56x+16=(7x+4)²

a²+10a +25=(a+5)²

-Какие ошибки допущены? В чем причина?

После самопроверки проводится анализ и исправление допущенных ошибок.

Включение в систему знаний и повторение

33.9 (а, б)

1.Представить двучлен в левой части уравнения в виде разности квадратов.

2.Выполнить разложение по формуле (3)

3.Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю. Задача свелась к решению двух более простых уравнений.

Итак, разложение на множители с помощью формул сокращённого умножения может пригодиться нам для решения уравнений.

33.29 (а, б)

Резервные задания №33.26 №33.27

6. Рефлексия деятельности на уроке

-В начале урока я спрашивала, где применяются формулы сокращенного умножения, и вы мне ответили «для быстрого счета при упрощении выражений»

Если я повторно задам этот же вопрос, что вы мне ответите? (для быстрого счета при упрощении выражений, при решении уравнений, при разложении многочленов на множители)

7. Информация о домашнем задании

Запишите д/з

33.3 №33.4 №33.19 №33.20 №33.9 №33.26 (в.г)

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения», алгебра 7 класс

Проект урока по теме  «Преобразование многочленов с помощью формул сокращённого умножения» в 7 классе. Урок применеия знаний. Предполагается использовать для актуализации знаний компьтеры, диск "...

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

- закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения,  отработать умения и навыки  применять их  при разложении многочлена на множители; - способствовать разви...

Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев

Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...

План-конспект урока по алгебре (7 класс) .Урок по теме: "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения."

Урок обобщения и закрепления по теме:"Разложение многочлена на множители с помощью формул  сокращённого умножения." На уроке отрабатываются навыки применения формул при решении уравнений , а так ...

Урок для 7 класса "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"

Данный урок является заключительным при изучении темы "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"  и построен в игровой форме....

"Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения"...

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. 7 класс...